Воличенко Светлана Юрьевна

Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цели: — сформировать представления учащихся о лесе, как природном

сообществе; ознакомить с многообразием лесных обитателей,

ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество»,

«ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами

природного сообщества леса;

— развивать познавательную активность детей, умение использовать в

работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

мысли;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа

— Ребята, отгадай те загадку.

(Слайд№1

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной опять оживает.

Иллюстрация леса.)

— Лес.

— Что же такое лес?

(Дети отвечают.)

— Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

(Читает сильный ученик)

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

— Нарисуй жабу и ящерицу!

согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

(Ученик читает текст.)

— Итак, что же такое лес?

— Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

— Лес называют природным сообществом.

III. Сообщение темы и цели

— Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

— На какое слово оно похоже?

— На слово «общество».

— Как образовано слово «сообщество»?

помощью приставки со-.

Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».

(Слайд № 2

«Лес – природное сообщество»)

IV. Знакомство с новым материалом

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды и травы.

Птицы, звери.

И прочие твари.

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

— Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, — тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

(Дети записывают)

Фронтальная работа

— Как вы сами думаете, что же это такое?

(Дети высказываются)

— Какой ярус самый высокий?

— Деревья.

— Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

— В лесу много деревьев, вы их все знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Мы читаем загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

(Каждый ребенок получает листок с заготовками кроссвордов)

(Слайд №3-10

1. Клейкие почки, зелёные листочки,

с белой корой расту под горой. (Берёза)

2. Светофор моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина))

— Какое получили ключевое слово?

— Растение.

— Какие изученные словарные слова встретились вам?

— Береза, осина, рябина, растения.

— Есть и вторая часть кроссворда, но мы к ней вернемся позже. Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?

— Кустарники.

(Дети делают запись в тетради под цифрой 2)

— Названия представителей этого яруса зашифровано на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь.

(Слайд №11

1

КА

2

СК

3

НА

4

ШИ

5

Т

6

ЛЕ

7

РЕ

8

БЕ

9

ЛИ

10

К

11

ЩИ

12

РУ

Ключи:

  1. 6-11-3;

  2. 1-9-3;

  3. 8-7-2-6-5;

  4. 10-12-4-3;)

(Дети работают самостоятельно)

— Давайте проверим, правильно ли вы записали название кустарников.

(Параллельно с ответами детей демонстрируются иллюстрации кустарников, названных учениками.

( Слайд №12-13

Иллюстрации кустарников: лещины, калины, бересклет, крушина)

— Постарайтесь запомнить полученные названия. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находиться ниже кустарников?

— Травы.

(Дети делают запись в тетради под цифрой 3)

— Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

(Слайд № 14

Иллюстрации черники, брусники .)

— Переходим ко второй части кроссворда.

(Дети разгадывают загадки. )

(Слайд №15-18.

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

10. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк. (Земляника)

11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (Подосиновик)

12. Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш) )

— Какая фраза получилась?

— Растения леса.

— Еще раз внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите, все ли верно? Нет ли какой — то не точности?

— Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

— Почему так назвали этот гриб?

— Чаще всего он растет рядом с осинами.

Какие еще грибы вы знаете?

(Слайд №19

Иллюстрации грибов)

(Дети отвечают)

Работа с учебником

Давайте прочитаем о грибах в учебнике на с. 179.

(Дети читают текст статьи)

Работа в тетрадях

с. 57 №7

Фронтальная работа

— Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте ещё раз вспомним их.

(Дети называют правила сбора грибов.)

— Все ли ярусы мы рассмотрели?

— Остался ещё один ярус.

— Самый нижний ярус – мхи и лишайники(сфагнум, кукушкин лён)

(Слайд №20

Иллюстрации мхов, лишайников)

— Запишите в тетрадь под цифрой 4:мхи, лишайники. Где они растут?

-На земле, на корнях деревьев.

Физкультминутка

(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды)

— Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек…

Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?

— А сейчас, чтобы чувствовать себя ещё лучше, давайте сделаем зарядку для глаз.

-Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

— Да. Это почва.

— А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

— Четыре.

— Перечислите их.

— Деревья, кустарники, травы, мхи.

(Слайд №21

«Ярусы леса»

-деревья;

-кустарники;

-травы;

-мхи, лишайники)

— Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?

(Дети отвечают)

— Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

— Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

животные питаются растениями.

— Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

— С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

— Давайте назовём представителей каждого класса царства животных.

(Слайд №22

Иллюстрации представителей каждого класса.)

— Звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.

— Как животные приспособились к жизни в лесу?

— Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мёд, им и питаются.

— Белка живёт на сосне, питается семенами из шишек сосны.

— Заяц питается растительностью, живёт под кустами.

— Волк живёт в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.

— Почему лес называют природным сообществом?

— Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Самостоятельная работа

— Мы уже сказали, что в природе все взаимосвязано. Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере цепей питания.

(Слайд №23

шишки — белка — ястреб

трава — олень — волк

— Составьте в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе.

(Дети пишут в тетрадях.)

— Теперь обменяйтесь тетрадями и обсудите полученные варианты.

— Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

— Нет, не должен. В лесу всё идет по законам природы.

— Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

-В природе не существует полезных или вредных животных.

— Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

— Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

Работа в тетрадях

с. 57 № 6

V. Итог урока

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить..

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим! )

(Подготовленный ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Это называется природа»)

-Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?

-Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

— Чему вы научились на уроке?

-Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .

-Почему лес называют природным сообществом?

— Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

— Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

VI. Домашнее задание

— Дома прочитайте материал на с. 175-181, составьте пищевые цепочки леса. Желающие могут придумать и написать свои правила поведения на природе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here