Воличенко Светлана Юрьевна
Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цели: — сформировать представления учащихся о лесе, как природном
сообществе; ознакомить с многообразием лесных обитателей,
ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество»,
«ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами
природного сообщества леса;
— развивать познавательную активность детей, умение использовать в
работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои
мысли;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Вводная беседа
— Ребята, отгадай те загадку.
(Слайд№1
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает.
Весной опять оживает.
Иллюстрация леса.)
— Лес.
— Что же такое лес?
(Дети отвечают.)
— Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.
(Читает сильный ученик)
«Один художник решил нарисовать лес.
— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.
— Нарисуй жабу и ящерицу!
согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.
было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.
— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
(Ученик читает текст.)
— Итак, что же такое лес?
— Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.
— Лес называют природным сообществом.
III. Сообщение темы и цели
— Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)
— На какое слово оно похоже?
— На слово «общество».
— Как образовано слово «сообщество»?
-С помощью приставки со-.
— Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество».
(Слайд № 2
«Лес – природное сообщество»)
IV. Знакомство с новым материалом
— Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды и травы.
Птицы, звери.
И прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
— Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, — тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.
Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».
(Дети записывают)
Фронтальная работа
— Как вы сами думаете, что же это такое?
(Дети высказываются)
— Какой ярус самый высокий?
— Деревья.
— Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.
— В лесу много деревьев, вы их все знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Мы читаем загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.
(Каждый ребенок получает листок с заготовками кроссвордов)
(Слайд №3-10
1. Клейкие почки, зелёные листочки,
с белой корой расту под горой. (Берёза)
2. Светофор моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина))
— Какое получили ключевое слово?
— Растение.
— Какие изученные словарные слова встретились вам?
— Береза, осина, рябина, растения.
— Есть и вторая часть кроссворда, но мы к ней вернемся позже. Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?
— Кустарники.
(Дети делают запись в тетради под цифрой 2)
— Названия представителей этого яруса зашифровано на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь.
(Слайд №11
-
1
КА
2
СК
3
НА
4
ШИ
5
Т
6
ЛЕ
7
РЕ
8
БЕ
9
ЛИ
10
К
11
ЩИ
12
РУ
Ключи:
-
6-11-3;
-
1-9-3;
-
8-7-2-6-5;
-
10-12-4-3;)
(Дети работают самостоятельно)
— Давайте проверим, правильно ли вы записали название кустарников.
(Параллельно с ответами детей демонстрируются иллюстрации кустарников, названных учениками.
( Слайд №12-13
Иллюстрации кустарников: лещины, калины, бересклет, крушина)
— Постарайтесь запомнить полученные названия. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находиться ниже кустарников?
— Травы.
(Дети делают запись в тетради под цифрой 3)
— Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.
(Слайд № 14
Иллюстрации черники, брусники .)
— Переходим ко второй части кроссворда.
(Дети разгадывают загадки. )
(Слайд №15-18.
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
10. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк. (Земляника)
11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик)
12. Беленькие горошки
На зелёной ножке. (Ландыш) )
— Какая фраза получилась?
— Растения леса.
— Еще раз внимательно перечитайте слова в кроссворде и скажите, все ли верно? Нет ли какой — то не точности?
— Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.
— Почему так назвали этот гриб?
— Чаще всего он растет рядом с осинами.
— Какие еще грибы вы знаете?
(Слайд №19
Иллюстрации грибов)
(Дети отвечают)
Работа с учебником
— Давайте прочитаем о грибах в учебнике на с. 179.
(Дети читают текст статьи)
Работа в тетрадях
с. 57 №7
Фронтальная работа
— Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте ещё раз вспомним их.
(Дети называют правила сбора грибов.)
— Все ли ярусы мы рассмотрели?
— Остался ещё один ярус.
— Самый нижний ярус – мхи и лишайники(сфагнум, кукушкин лён)
(Слайд №20
Иллюстрации мхов, лишайников)
— Запишите в тетрадь под цифрой 4:мхи, лишайники. Где они растут?
-На земле, на корнях деревьев.
Физкультминутка
(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды)
— Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек…
…Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?
— А сейчас, чтобы чувствовать себя ещё лучше, давайте сделаем зарядку для глаз.
-Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?
— Да. Это почва.
— А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?
— Четыре.
— Перечислите их.
— Деревья, кустарники, травы, мхи.
(Слайд №21
«Ярусы леса»
-деревья;
-кустарники;
-травы;
-мхи, лишайники)
— Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?
(Дети отвечают)
— Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?
— Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.
— Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
животные питаются растениями.
— Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.
— С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.
— Давайте назовём представителей каждого класса царства животных.
(Слайд №22
Иллюстрации представителей каждого класса.)
— Звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.
— Как животные приспособились к жизни в лесу?
— Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мёд, им и питаются.
— Белка живёт на сосне, питается семенами из шишек сосны.
— Заяц питается растительностью, живёт под кустами.
— Волк живёт в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.
— Почему лес называют природным сообществом?
— Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.
Самостоятельная работа
— Мы уже сказали, что в природе все взаимосвязано. Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере цепей питания.
(Слайд №23
— Составьте в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе.
(Дети пишут в тетрадях.)
— Теперь обменяйтесь тетрадями и обсудите полученные варианты.
— Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?
— Нет, не должен. В лесу всё идет по законам природы.
— Есть ли в лесу полезные и вредные животные?
-В природе не существует полезных или вредных животных.
— Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?
— Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!
Работа в тетрадях
с. 57 № 6
V. Итог урока
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить..
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим! )
(Подготовленный ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Это называется природа»)
-Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?
-Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.
— Чему вы научились на уроке?
-Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .
-Почему лес называют природным сообществом?
— Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.
— Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.
VI. Домашнее задание
— Дома прочитайте материал на с. 175-181, составьте пищевые цепочки леса. Желающие могут придумать и написать свои правила поведения на природе.