Автор: Лаврова Виталия Викторовна
МБОУ лицей №5 г. Воронеж
учитель начальных классов
e—mail:
сделано человеком природа Проверка знаний – А теперь проверим ваши знания. Игра «Во дворе». — Что видите на картинке? — На ней весело играют дети. Можно представить шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц… Рассмотрите картинку и предложите задание к ней.
(определить, что на ней является объектами, созданными человеком, а что природными объектами?)
— Проверим! (щелкаем мышкой)
— Что же включает в себя окружающий мир?
Природа. Живая и неживая природа. – Мы говорим «природа» А что же такое природа? — Какие объекты относятся к природе? (дети называют, вывешиваются карточки: человек, растения, животные, грибы, микробы, земля, вода, воздух, космические тела).
— Разделите объекты природы на группы ( живая и неживая)
Заполняем кластер: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР сделано человеком природа
живая неживая — Чем живая природа отличается от неживой? (рождается, растёт, питается, дышит, размножается, стареет, умирает) Работа у доски и с классом. Игра «живое-неживое»
— А теперь, вам задание: 2 человека выйдут к доске и распределят карточки с объектами природы на 2 группы. Выполните, подключайтесь к работе класса.
(классу) — А мы с вами поработаем в другим заданием.
Игра «живое-неживое» — Слева читаем загадки, говорим отгадку, определяем, к какой природе относится отгаданный объект.
Проверка работы у доски. — все согласны с тем, как ребята разделили объекты? — А давайте вспомним, как называются оболочки Земли, которым соответствуют эти объекты! ( камни – литосфера, воздух – атмосфера, вода – гидросфера, живое – биосфера)
— какая же природа бывает?
ФИЗМИНУТКА
III Работа над пройденным разделом
— Вспомните, о чём говорили на прошлых уроках? (вода, воздух, ветер и т. д) — к какой природе относятся эти объекты? — Давайте откроем содержание учебника и вспомним, как назывался изученный нами раздел. («взаимодействие сил природы») — Что такое «взаимодействие»? (Взаимная связь явлений) — Где мы можем наблюдать связь природных явлений? (ветер, круговорот воды)
— Давайте вспомним, откуда берётся ветер? — Какие силы природы взаимодействуют при образовании ветра?
— А кто вспомнит основные этапы круговорота воды? испарение конденсация осадки — Что такое испарение? — Что такое к онденсация? — Что такое осадки? (снег, дождь, град)
— и сейчас мы восстановим схему круговорота воды в природе. Для этого откроем рабочие тетради на стр. 30 и выполним задание № 69. Прочитайте первую часть задания и поднимите руки, кто сможет его выполнить с объяснением.
— А теперь выполним вторую часть задания.
— Какой же мы сделаем вывод? (- Можно ли сказать, что силы природы взаимодействуют друг с другом?)
Запонение кластера
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР сделано человеком природа
живая неживая земля вода воздух космические тела
— что запускает процессы образования ветра, круговорота воды? Чем является Солнце?
!!!! (если есть время – игра «Круговорот воды в природе – обобщение»)
Работа в группах — А теперь, когда всё повторили, поработаем в группах самостоятельно. Будем работать по 4 человека. Каждая группа должна, отгадав кроссворд, получить ключевое слово. Из этого слова выписать выделенные цветом буквы в соответствующие клетки на листе, получив слог. Выполнив это задание, мы узнаем, что же ждёт нас дальше в изучении окружающего мира. На выполнение этого задания 5 минут.
Группа №1 получает задание:
1. и с п а р е н и е
а з о т
3. г р о з а
4. г и д р о с ф е р а 5. д о ж д ь
2.
Процесс превращения жидкости в пар. Газ, которого больше всего содержится в воздухе Явление природы, при котором сверкает молния и гремит гром. Водная оболочка Земли Осадки, в виде падающих на землю капель воды.
Ж И
Группа №2 получает задание:
1. в е т е р
о б л а к о
и с п а р е н и е
4.
г а з
5. г р а д
2. 3.
Это появляется в результате движения воздуха. Испарившаяся вода, поднимаясь в атмосферу образует…. . Процесс превращения жидкости в пар. Кислород, азот– это … . Осадки, в виде дождя, смешанного с кусками льда.
В А
Группа №3 получает задание:
1. а з о т
2. в е т е р
3. а т м о с ф е р а
4.
л ё д
5. п о я с
Газ, которого больше всего содержится в воздухе Это появляется в результате движения воздуха. Воздушная оболочка Земли.. Твёрдое состояние воды. У Земли есть жаркий, умеренный и холодный ….. .
Я
Группа №4 получает задание:
1. и с п а р е н и е
2. в е т е р
к и с л о р о д
4. о с а д к и
5. г и д р о с ф е р а 6. о б л а к о
3.
Процесс превращения жидкости в пар. Это появляется в результате движения воздуха. Газ, который мы вдыхаем из воздуха, необходимый нам для жизни. Дождь, снег, град – это …. . Водная оболочка Земли. Испарившаяся вода, поднимаясь в атмосферу образует…. .
П Р И
Группа №5 получает задание:
1. к и с л о р о д
2. а з о т
3. а т м о с ф е р а
4. г а з
5. г р о з а
Газ, который мы вдыхаем из воздуха, необходимый нам для жизни. Газ, которого больше всего содержится в воздухе Воздушная оболочка Земли. Кислород, азот – это … . Явление природы, при котором сверкает молния и гремит гром.
Р О
Группа №6 получает задание:
д о ж д ь
2. в о д а
3. с о л н ц е
о с а д к и
5. г а з
1.
Процесс превращения жидкости в пар. Газ, которого больше всего содержится в воздухе Это космическое тело запускает процессы образования ветра, круговорота воды в природе Дождь, снег, град – это …. . Кислород, азот – это … .
Д А
— 5 минут истекли. А теперь попросим по 1 представителю от группы выйти к доске с листочками, держа их перед собой. — Если вы всё сделали правильно, значит, готовы идти дальше. Проверим! Встаньте по номерам групп и мы прочтём, что же будет ждать нас в следующем разделе! ЖИВАЯ ПРИРОДА — Молодцы, ребята!
III Итог — Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же цель была у нас на уроке (развернуть доску) Читаем. — Можем сказать, что мы достигли цели? — Понравился урок?
— Д. З: с. 129, 132. Вопросы
Образовательные ресурсы, использованные для проведения урока. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 кл, Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 2 кл. к учебнику «Окружающий мир».
Образовательная программа «Мир природы» ЗАО «Новый диск»