Окружающий мир
Тема: Съедобные и ядовитые грибы.
Цель: формировать знания о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора грибов;
развивать воображения, логическое мышления;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: лукошки , конверты с карточками, мультимедийный пректор, компьютер.
1.Организационный момент
— Приветствие
-Проверка готовности к уроку (слайд)
2.Актуализация знаний учащихся
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.(гриб).
— А почему грибы называют живыми существами
— назовите части из которых состоит гриб. (слайд)
-Какая главная часть гриба, почему?
-В какой части гриба находятся споры?
-Чем строение грибов отличается от строения растения?
-Молодцы!!!
3. Сообщение темы и цели (слайд)
— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с грибами и узнаем отличия ядовитых грибов от съедобных и запомним важные советы при сборе грибов .
4. Изучение нового материала (слайд)
-Итак , мы отправляемся в лес по грибы, настоящие грибники не берут с собой в лес ни магнитофон, ни музыкальный центр. Они наслаждаются полной тишиной, птичьими песнями, звериными шорохами, задумчивым шорохом деревьев. Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства наших лесов не безграничны. Давайте прочитаем важные советы, которые должны знать настоящие грибники при сборе грибов.
Работа по учебникус.22.
—И вот на пути нам встретился первый гриб, отгадайте его (слайд)
-Этот грибок
Березы сынок,
Кто его найдет-
Всяк в лукошко кладет.(подберёзовик) (слайд)
-Кто знает какой это гриб: cъедобный или ядовитый?
-Что вы знаете об этом грибочке?
Эти грибы можно и варить, и солить и мариновать, и сушить.
-А кто знает откуда у гриба такое название?
Бродили мы, бродили тропинками и забрели на поляну: (слайд)
-Стоит Антошка-
На одной ножке,
В красной шапочке горошком.(мухомор) (слайд)
-Кто знает какой это гриб: cъедобный или ядовитый? (слайд)
-Что вы знаете о нем? (слайд)
-Красота обманчива, его яд вызывает удушье, обмороки. А для лосей- это лекарство. Они проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Не брезгуют ими и сороки, и белки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. (слайд)
— Чем дальше в лес- тем больше чудес! Вот на полянке средь синих колокольчиков, на пенёчке можно увидеть ещё одни грибочки . (слайд)
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас …(опята). (слайд)
-Кто знает какой это гриб: cъедобный или ядовитый?
-Что вы знаете о этом грибочке? (слайд)
Опенок распространенный гриб. Опята растут на вырубках лесов, по просекам, Эти грибы используют в пищу в вареном , жареном виде, маринуют, солят . (слайд)
А кто знает почему этот гриб так назвали?(название своё гриб получил из-за произрастания на пнях и вокруг них.) В Англии думали, что при свете луны в землю утоптали волшебные Феи и лесные гномы .А на самом деле это были опята. (слайд)
-На лесных полянках в рощах,
Средь грибов расту и я,
По натуре, между прочим,
Ядовита, как змея.(бледная поганка) (слайд)
-Самая опасная и ядовитая из всех грибов. Её яд сильнее укуса змеи, он сохраняется даже после варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью- холерой. (слайд)
-И вот мы отправляемся дальше , идем по березовой аллейке, и на нашем пути появились очень интересные грибы. (слайд)
-Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас …(лисички) (слайд)
-Кто знает какой это гриб: cъедобный или ядовитый?
-Что вы знаете о это грибочке? (слайд)
— Головки у грибов в бугорках — точь- в- точь золотые самородки. Если зайти на это же место через 5 дней, то лисята уже поднатужатся- распустятся яркими чашечками- цветами, словно колокольчики. Золотой окрас лисичек не тускнеет и не боятся червей. Они всегда крепкие, желтые, хоть и спутаны часто травой, листьями. (слайд)
— Идем дальше, впереди папоротники, а вот и грибы спрятались средь него.
-Это гриб нарядный (слайд)
Растет с осиной рядом,
На головку надет
Ярко- красный берет.(подосиновик) (слайд)
-Кто знает какой это гриб: cъедобный или ядовитый?
-Что вы знаете о нем?
-Этот гриб славится своим хорошим вкусом в жареном виде, используются также для жарки и супа.
— А почему этот гриб так называется?
— Идем дальше. (слайд)
-А вот и следующий гриб
Я стою на гладкой толстой ножке
Под коричневой шляпкой,
С нежной бархатной прокладкой.(белый гриб) (слайд)
Кто знает какой это гриб: cъедобный или ядовитый?
-Что вы знаете о нем?
-Этот гриб растёт большими семьями в старых сосновых, еловых и негустых березовых рощах. Это очень ценный гриб, его используют в пищу свежим, сушенным, маринованным и соленым. Белым гриб назван потому, что после сушки не темнеет.
ФИЗМИНУТКА
И вот шли- шли мы по лесу и вышли на сказочную лесную полянку, а жители этой полянки предлагают немного повеселиться и отдохнуть . нам нужно только повторять движения вместе с ними. ( музыкальная физминутка).
5. Закрепление нового материала
-На какие две группы мы можем разделить наши грибы(Съедобные и ядовитые)
-Какие еще съедобные грибы вы знаете?(сыроежки ,маслята, грузди)
-Какие ядовитые ?(Бледная поганка, сатанинский гриб) (слайд)
-А еще существуют ядовитые грибы –двойники, которые очень похожи на съедобные.
Это ложные опята, ложная лисичка, ложный дождевик. (слайды)
Работа в учебнике
-Давайте прочитаем в учебнике о ядовитых грибах.(с. 22-23)
Работа в тетрадях
С. 10-11 № 1,№3
№1-Распредели грибы на 2 группы.
№3 Составь сказку
5. Закрепление нового материала.
Работа в парах.
-У вас на столах стоят лукошки и карточки с изображением грибов. Ваша задача – выбрать из всех грибов только съедобные и положить их в лукошко.
— Где мы сможем использовать грибы, которые положили в лукошко?
— А что мы сделаем с грибами, которые не взяли в своё лукошко? (слайд ничего лишнего)
(они питаются грибами)
6. подведение итогов урока
На какие 2 группы можно разделить грибы
-Чем опасны несъедобные грибы?
7. рефлексия
—Придя домой вы расскажите своим родителям о нашей прогулке в лес по грибы. А сейчас я сделаю вывод понравилось ли вам наша прогулка, узнали вы что- нибудь интересное. Перед вами 2 смайлика- красный смайлик веселый и радостный, а синий- грустный. Ваша задача взять кружок нужного вам цвета и нарисовать ему личико.
Поднимите свои смайлики и увижу ваше настроение .
8. Организация на перемену.