План-конспект урока по окружающему миру на тему «Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку» (2 класс).
Цель урока:
☺ расширить представления учащихся о звёздном небе и о созвездиях в частности;
Задачи урока:
☺ познакомить с созвездиями Кассиопея, Орион, Лебедь;
☺ дать понятие «астроном», «обсерватория», «Зодиак»;
☺ формировать мышление и воображение;
☺ развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
☺ воспитывать интерес к науке астрономии и к неживой природе.
Оборудование:
☺ проектор;
☺ интерактивная доска;
☺ ноутбук учителя;
☺ детские ноутбуки;
☺ документ-камера;
☺ учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», часть 1;
☺ рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока
I. Организационный момент.
На партах у учеников лежат пеналы, учебники, рабочие тетради на печатной основе и дневники. Учитель приветствует учащихся и просит их садиться.
II. Эмоциональный настрой и мотивация.
Cтучат в дверь. Учитель открывает дверь. В класс входит ученик в костюме Звездочёта.
Звездочёт: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Ученики: Звездочёт.
Звездочёт: Звездочёт – это устаревшее название моей профессии. А кто знает, как меня называют в современном мире?
Ученики: Астроном или астролог.
Звездочёт: Правильно. Я решил посетить ваш урок, потому что тема этого урока тесно связана с моей профессией. А тему урока вы узнаете после того, как отгадаете мою загадку:
Раскинут ковер,
Рассыпан горох;
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
Ученики: Небо и звёзды.
Звездочёт: Правильно. Тема урока называется: «Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку». Сегодня вы узнаете много нового и интересного о звёздном небе.
Учитель: А ты, уважаемый Звездочёт, пожалуйста, присаживайся и посмотри, как ребята будут работать на уроке.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами изучали о небе и звёздах в 1 классе. Я предлагаю поработать в парах и разгадать кроссворд. Включите ноутбуки. Найдите на рабочем столе компьютера документ «Кроссворд» и кликните по нему 2 раза левой кнопкой мыши. Впишите с помощью русской клавиатуры ответы на вопросы в клетки кроссворда. Передвигайте курсор по клеткам с помощью кнопок «вниз» и «вправо». Если неправильно написали букву, то удалите её с помощью клавиши «Backspaсe».
Кроссворд
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Что такое Солнце? 2. Что такое Луна?
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Как называется группа звёзд? 2. Какой предмет кухонной
утвари напоминает созвездие большой Медведицы?
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Звездочёт, раздай, пожалуйста, звёздочки тем ребятам, которые правильно разгадали кроссворд.
IV. Физминутка «Друзья»
-
Здравствуй, друг! (протягивают руки друг другу)
-
Как дела? ( дотрагиваются до плеча)
-
Где ты был? (трогают мочку уха)
-
Я скучал! (рука на сердце)
-
Ты пришел, (разводят руки)
-
Хорошо! (обнимаются)
V. Изучение нового материала.
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/zvezdnoe-nebo?seconds=0
VI. Физминутка «Обсерватория».
Звездочёт: Ребята, а сейчас давайте отдохнём. Но сначала вопрос: как называется прибор, с помощью которого астрономы наблюдают за звёздами?
Ученики: Телескоп.
Звездочёт: А как называется станция, на которой астрономы ведут свои наблюдения за звёздами?
Ученики: Обсерватория.
Звездочёт: Представьте, что вы тоже астрономы и наблюдаете за звёздами.
-
Купол раскрывается (ж-ж-ж)
-
Труба выдвигается (у-у-у)
-
Окуляр протирается (плюют, трут шик-шик)
-
Наводится на небо (о-о-о)
-
А на небе звезды (чпок-чпок)
-
Астрономы восхищаются (ах-ах-ах)
VII. Практическая работа.
Учитель: Откройте рабочие тетради на стр. 15. Выполним задание №1: Эти рисунки из старинного звёздного атласа изображают созвездия, с которыми вы познакомились на уроке. Определи и с помощью учебника подпиши их названия.
Учитель: Давайте проверим задание с помощью документ — камеры (учитель подносит к документ — камере рабочую тетрадь ученика, который правильно выполнил задание.) Звездочёт, раздай звёзды ребятам, которые правильно выполнили задание№1. А теперь приготовьте простые карандаши. Выполним задание №2. С помощью рисунков учебника соедини точки так, чтобы получились схемы созвездий Кассиопея, Лебедь, Орион.
Учитель: Давайте проверим задание с помощью документ — камеры. Посмотрите на экран. Звездочёт, раздай звёзды ребятам, которые правильно выполнили задание№2. До сих пор мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?
Ученики: О зодиакальных созвездиях.
Учитель: Верно. Это созвездия Зодиака. Откройте учебник на стр.32. Рассмотрите иллюстрацию. Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”, танцующих вокруг Солнца. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. А кто знает названия этих животных?
Ученики: Овен, Телец, Рак, Лев, Скорпион, Стрелец (изображён в виде мифического животного – кентавр), Козерог, Рыбы
Учитель: А сколько всего созвездий включает созвездия зодиака?
Ученики: Двенадцать.
Учитель: А какие созвездия не назвали?
Ученики: Близнецы, Дева, Весы, Водолей
Учитель: Действительно, пояс зодиака разбит на 12 созвездий, а число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, в индии колёса изготавливали их 12 спиц, герои и полубоги совершали по преданиям 12 подвигов. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года “гостит” у каждого созвездия примерно один месяц. А знаете ли вы, под каким знаком Зодиака родились?
Ученики: Рассказывают о своих зодиакальных созвездиях.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Ребята, которые заслужили три звезды на уроке, получают пятёрку. Ну, что уважаемый звездочёт, как тебе наш урок?
Звездочёт: Свои эмоции об уроке я выразил на экране. Спасибо за урок! (Слайд №12)
IX. Домашнее задание.
Звездочёт: С помощью атласа – определителя «От земли до неба» рассказать о том, как найти на вечернем небе созвездия Ориона и Лебедя.