План-конспект урока
ФИО | Мешалкина Ирина Святославовна | |
| Место работы | ГБОУ СОШ с. Марьевкам.р.Пестравский Самарской области |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Окружающий мир |
| Класс | 3 |
| Тема урока | Свойства воды |
| Базовый учебник | Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях / Н.Ф.Виноградова – М., Вентана – Граф 2013 г |
| Цели: | создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. |
| Задачи: | Образовательная: создать условия для определения учащимися свойств воды; научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием; Развивающая: формировать исследовательские умения в практической деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; Воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни. |
| Планируемые результаты: | Предметные: — знать, почему вода необходима для жизни на земле, — уметь определять признаки воды, — уметь проводить несложные исследования, — освоить элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей; Метапредметные: — понимать и принимать учебную задачу, — планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей, — работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, — учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Личностные:— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, — проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, — оценивать себя, границы своего знания и незнания. |
| Вид урока: | урок – исследование |
| Методы обучения: | — постановка учебных задач; — учебное исследование; — информационно-коммуникативный. |
| Оборудование: | компьютер, экран, мультимедийная установка, документ-камера; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, речной песок, кусок льда, медицинская груша, штатив, колба, спиртовка, стекло, лёд). |
Ход урока.
1.Организационный момент. (1мин)
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Актуализация знаний. (2 мин)
— Сегодня на уроке я предлагаю вам заняться исследованием. А вот что будет объектом нашего исследования узнаете, разгадав ребус.
да
Дети:- Это – вода.
Учитель: — Правильно. Сегодня мы поговорим о воде.
Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды.
Стихотворение о воде( читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
3.Постановка учебной задачи. (4мин)
Беседа о воде.
— Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, — это вода.
Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
— Как вы понимаете эти слова писателя?
(Ответы детей)
— Что вы знаете о воде?
(Ответы детей)
4. Работа по теме урока (30 мин)
Практическая работа (работа в группах)
— Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.
Сегодня нам предстоит поработать в «лабораториях». Некоторые опыты буду проводить я, а некоторые вы. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя. Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте.
— В каких агрегатных состояниях вода встречается в природе?
(Жидкое, твёрдое, газ)
— Превращение из одного состояния в другое мы сегодня посмотрим на уроке.
ОПЫТ 1 (Учитель проводит опыт на демонстрационном столе под объективом документ-камеры.Дети наблюдают опыт на экране)
— Это – спиртовка. Я её зажгу. Положу в колбочку кусочки льда и вставлю колбу в штатив. Оставим это на время и займёмся другими опытами. Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе.
(Дети получают задания и инструкцию и знакомятся с ними)
Задания для 1-й группы
Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?
-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет? Почему?
— Обсудите ответ в группе.
-Запишите вывод в лист исследователя.
Опыт 2. Каков запах воды?
Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?
— Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан № 2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?
— Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.
— Запишите вывод в листке исследователя.
Задания для 2-й группы
Опыт 3. Какой вкус у воды?
— Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?
— Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?
— Обсудите группой. Запишите в свои листки.
— А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.
Опыт 4. Вода — растворитель?
— Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?
— А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?
— Какой можно сделать вывод? Обсудите.
-Запишите вывод.
Задания для 3-й группы
Опыт 5. Есть ли в воде воздух?
— Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.
— Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.
-Запишите вывод.
Опыт 6. Какая форма у воды?
— Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.
— Изменила ли вода свою форму? Почему?
-Обсудите.
— Запишите вывод.
Опыт 7. Что легче: вода или лёд?
— Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.
— Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?
-Обсудите.
— Запишите вывод
— Сейчас посмотрите на экран. Что вы видите?
(Лёд растаял и превратился в воду)
— Какой мы можем сделать вывод?
(При нагревании лёд тает и превращается в воду)
— Вода продолжает нагреваться, а вы пока займётесь опытами.
(Дети выполняют опыты по группам.
У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. Лаборант (помощник учите-ля) получает задания для исследования от учителя.
Исследователи выполняют задание.
Эксперт заносит результат в лист исследования.)
— Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Что вы наблюдаете?
(Вода закипела идёт пар)
— Я возьму холодное стекло и подержу над колбой. Что вы наблюдаете?
(На стекле появляются капельки воды)
— Какой мы можем сделать вывод?
(При кипении вода превращается в пар, пар при охлаждении превращается в воду).
Отчёт групп
— Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.
(Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах.Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.)
(По мере выступления групп учитель заполняет таблицу на экране)
Полученный результат | |
Прозрачность и цвет воды | Вода прозрачная, бесцветная |
Запах воды | Не имеет запаха |
Вкус воды | Не имеет вкуса |
Растворимость в воде других веществ | Некоторые вещества растворяются в воде |
Есть ли в воде воздух | В воде есть воздух |
Форма воды | Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. |
Что легче: вода или лёд? | Лёд легче воды |
Физминутка. (дети повторяют движения с экрана)
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки!
Музыкальная зарядка
Беседа об охране воды.
— Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут?
— Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»
( За сутки вытекает 24 стакана воды.За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.)
— Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?
(Ответы детей)
5. Итог и рефлексия (3 мин)
— Наш урок подошел к концу и пришла пора подвести итоги.
— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
— Почему необходимо беречь и охранять воду?
— Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?
— Что больше всего понравилось на уроке?
(Используется рефлексивный экран)
• было интересно…
• было трудно…
• я понял, что…
• теперь я могу…
• я почувствовал, что…
• я научился…
• у меня получилось …
• я смог…
• я попробую…
• меня удивило…
• мне захотелось…
— Если кому-то из вас захочется больше узнать о свойствах воды в разных ее состояниях, эту информацию вы сможете найти в книгах, (учитель показывает выставку книг) на перемене вы сможете познакомиться с ними.
6. Домашнее задание.
— Ваше домашнее задание – подготовить доклад о свойствах льда для бесед с первоклассниками.
— Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Урок окончен.
Приложение
Памятка
1. Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.
2. Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.
3. Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.
4. Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.
5. После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.