МБОУ Яновская СОШ

Проектно-исследовательская работа «Загадка «чёртова пальца»».

Работу выполнили: обучающиеся 3 класса Сураев Алексей и Назаров Андрей

Руководитель: Воронина О.Б.

Сл. Наша проектно-исследовательская работа называется «Загадка чёртова пальца». Работа выполнена в плане исследования родного края. Сл. Исследования проводятся с 2010 года с целью разгадать загадку «чёртова пальца».

Сл. Актуальность темы заключается в расшифровывании прошлого, ведь без прошлого не может быть настоящего и будущего. Исследование окаменелостей позволяет получить информацию о существах того времени, и узнать, как они жили, умирали и окаменевали.

Сл. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Собрать информацию по данной теме.

2. Изучить собранные образцы окаменелостей.

3. Определить практическую значимость собранного материала.

4. Внести свою историческую страничку в школьный музей.

Сл. Ещё с детского сада мы знакомы с камнем, который находили в песочнице. Воспитатели и родители говорили, что это «чёртов палец». В нашем воображении было что-то сказочное. Однажды, когда уже учились в 1 классе, мы нашли такой камень на песке у школы, показали Ольге Борисовне и сказали, что это «чёртов палец». Ольга Борисовна спросила:

«А вы знаете, откуда он взялся?» Мы пожали плечами.

Сл. Тогда Ольга Борисовна предложила нам провести исследовательскую работу. Мы начали с опроса местных жителей. На вопрос «Знаете ли вы, что это за камень? Сл. Из 10 опрошенных — 9 человек ответили «чёртов палец», 1 человек – белемнит. Сл. На вопрос «Откуда он взялся?» Не смогли ответить. Говорили, что находили в песке, в оврагах , а откуда взялся не знают.

Сл. Провели опрос среди учащихся 5 — 6 классов. Оказалось из 10 опрошенных — __человек ответили «чёртов палец», __ — «белемнит».

На вопрос «Откуда взялся этот камень?»

Из 10 опрошенных — __ ответили из моря, __ — из песка, __не знают.

Сл. Для разгадки точного происхождения «чёртова пальца» мы отправились на экскурсию в краеведческий музей. И тут мы узнали…

А впрочем послушайте сами.

Сл. (3) Оказывается более 100 млн. лет назад территория Сергачского района находилась под водами древнего моря. В море обитало большое разнообразие древних морских животных. После поднятия территории, море отступило, а останки морских животных оказались погребёнными под слоем песка и глины, и в течение длительного периода времени, без доступа кислорода превратились в окаменелости. Эти окаменелости были найдены в слоях глины и песка Мелового и Юрского периодов Мезозойской эры и изучены.

Сл. В настоящее время остатки этих животных можно найти в карьерах, оврагах, реках. Мы отправляемся в карьеры с. Янова, где мы живём, чтобы увидеть слои горных пород. Слои представлены песком, глиной, известняком. Большинство находок окаменелостей было в третьем известковом слое, этот слой представлен вкраплениями в глинистых и песчаных слоях.

Сл. И вот мы искатели! Какие уникальные находки! Вот они — остатки древних морских моллюсков — Белемниты и Аммониты!

Сл. Это место стало для нас очень увлекательным и мы часто приходим сюда в поисках окаменелостей.

Сл. А как же выглядели существа того времени? Белемниты — представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Внешне похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину. Эту информацию мы получили из интернета. Мы нашли фотографии белемнитов.

А выглядели они примерно так.

Сл. А это – аммониты вымершие родственники ныне живущих головоногих моллюсков, таких как кальмары и осьминоги. Их мягкое тело было заключено в спирально свернутую раковину.

Сл. А вот какие украшения делают из белемнитов. Белемниты используются как охранительное средство, их вешали на чердаке, чтобы дом миновал пожар, и нечистая сила миновала дом. Обереги из белемнита защищают хозяина от огня, молнии и нечистой силы.

Сл. При опросе старожил мы ещё узнали о целебных свойствах «чёртова пальца». Порошок белемнита используют как антисептическое, ранозаживляющее средство. Раньше многие эти камни хранили дома. Случится беда. Тут же натрут порошка и присыпят ранку, говорят быстро заживало.

Сл. При опросе выяснилось, что раньше этот камень применяли чаще. Из 10 опрошенных 8 человек ответили – применяли раньше. 2 человека – используют в настоящее время.

Сл. При опросе 5 – 6 классов, на вопрос «Знаете ли вы о целебных свойствах камня?» Из 10 опрошенных 4 — знают, 6 человек- не знают.

Сл. Мы приступили к изготовлению порошка. И уже испробовали. У Гели была ранка, присыпала, ранка быстро подсохла и зажила. У нас есть такой порошок. Хотите испробовать?

Сл. И последнее о чём хотим сказать. В местный музей школы мы внесли свою страничку истории. Оформили уголок «Обитатели юрского моря», где хранятся уникальные находки – остатки древне-морских животных.

Сл. Найденные окаменелости свидетельствуют о том, что наша территория миллионы лет назад была морским дном. Предложенную гипотезу подтверждает геологическая история территории нашего края.

Вот так мы разгадали загадку «чёртова пальца».

Презентация прилагается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here