МБОУ Яновская СОШ
Проектно-исследовательская работа «Загадка «чёртова пальца»».
Работу выполнили: обучающиеся 3 класса Сураев Алексей и Назаров Андрей
Руководитель: Воронина О.Б.
Сл. Наша проектно-исследовательская работа называется «Загадка чёртова пальца». Работа выполнена в плане исследования родного края. Сл. Исследования проводятся с 2010 года с целью разгадать загадку «чёртова пальца».
Сл. Актуальность темы заключается в расшифровывании прошлого, ведь без прошлого не может быть настоящего и будущего. Исследование окаменелостей позволяет получить информацию о существах того времени, и узнать, как они жили, умирали и окаменевали.
Сл. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Собрать информацию по данной теме.
2. Изучить собранные образцы окаменелостей.
3. Определить практическую значимость собранного материала.
4. Внести свою историческую страничку в школьный музей.
Сл. Ещё с детского сада мы знакомы с камнем, который находили в песочнице. Воспитатели и родители говорили, что это «чёртов палец». В нашем воображении было что-то сказочное. Однажды, когда уже учились в 1 классе, мы нашли такой камень на песке у школы, показали Ольге Борисовне и сказали, что это «чёртов палец». Ольга Борисовна спросила:
«А вы знаете, откуда он взялся?» Мы пожали плечами.
Сл. Тогда Ольга Борисовна предложила нам провести исследовательскую работу. Мы начали с опроса местных жителей. На вопрос «Знаете ли вы, что это за камень? Сл. Из 10 опрошенных — 9 человек ответили «чёртов палец», 1 человек – белемнит. Сл. На вопрос «Откуда он взялся?» Не смогли ответить. Говорили, что находили в песке, в оврагах , а откуда взялся не знают.
Сл. Провели опрос среди учащихся 5 — 6 классов. Оказалось из 10 опрошенных — __человек ответили «чёртов палец», __ — «белемнит».
На вопрос «Откуда взялся этот камень?»
Из 10 опрошенных — __ ответили из моря, __ — из песка, __не знают.
Сл. Для разгадки точного происхождения «чёртова пальца» мы отправились на экскурсию в краеведческий музей. И тут мы узнали…
А впрочем послушайте сами.
Сл. (3) Оказывается более 100 млн. лет назад территория Сергачского района находилась под водами древнего моря. В море обитало большое разнообразие древних морских животных. После поднятия территории, море отступило, а останки морских животных оказались погребёнными под слоем песка и глины, и в течение длительного периода времени, без доступа кислорода превратились в окаменелости. Эти окаменелости были найдены в слоях глины и песка Мелового и Юрского периодов Мезозойской эры и изучены.
Сл. В настоящее время остатки этих животных можно найти в карьерах, оврагах, реках. Мы отправляемся в карьеры с. Янова, где мы живём, чтобы увидеть слои горных пород. Слои представлены песком, глиной, известняком. Большинство находок окаменелостей было в третьем известковом слое, этот слой представлен вкраплениями в глинистых и песчаных слоях.
Сл. И вот мы искатели! Какие уникальные находки! Вот они — остатки древних морских моллюсков — Белемниты и Аммониты!
Сл. Это место стало для нас очень увлекательным и мы часто приходим сюда в поисках окаменелостей.
Сл. А как же выглядели существа того времени? Белемниты — представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Внешне похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину. Эту информацию мы получили из интернета. Мы нашли фотографии белемнитов.
А выглядели они примерно так.
Сл. А это – аммониты вымершие родственники ныне живущих головоногих моллюсков, таких как кальмары и осьминоги. Их мягкое тело было заключено в спирально свернутую раковину.
Сл. А вот какие украшения делают из белемнитов. Белемниты используются как охранительное средство, их вешали на чердаке, чтобы дом миновал пожар, и нечистая сила миновала дом. Обереги из белемнита защищают хозяина от огня, молнии и нечистой силы.
Сл. При опросе старожил мы ещё узнали о целебных свойствах «чёртова пальца». Порошок белемнита используют как антисептическое, ранозаживляющее средство. Раньше многие эти камни хранили дома. Случится беда. Тут же натрут порошка и присыпят ранку, говорят быстро заживало.
Сл. При опросе выяснилось, что раньше этот камень применяли чаще. Из 10 опрошенных 8 человек ответили – применяли раньше. 2 человека – используют в настоящее время.
Сл. При опросе 5 – 6 классов, на вопрос «Знаете ли вы о целебных свойствах камня?» Из 10 опрошенных 4 — знают, 6 человек- не знают.
Сл. Мы приступили к изготовлению порошка. И уже испробовали. У Гели была ранка, присыпала, ранка быстро подсохла и зажила. У нас есть такой порошок. Хотите испробовать?
Сл. И последнее о чём хотим сказать. В местный музей школы мы внесли свою страничку истории. Оформили уголок «Обитатели юрского моря», где хранятся уникальные находки – остатки древне-морских животных.
Сл. Найденные окаменелости свидетельствуют о том, что наша территория миллионы лет назад была морским дном. Предложенную гипотезу подтверждает геологическая история территории нашего края.
Вот так мы разгадали загадку «чёртова пальца».
Презентация прилагается.