Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пгт. Новокручининский
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ СОШ №2 пгт.Новокручининский Логинова Н.С «___»__________2014 г.
| «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №2 Пгт. Новокручининский Гаврилова Л.Г Приказ № ___ от «___»__________2014 г |
Рабочая учебная программа
по окружающему миру для 3 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составила: Цыдыпова Н.Ю.
учитель начальных классов
II категория
пгт. Новокручининский
2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных учреждений, работающих по УМК «Школа России», (А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2012 г.), с учётом примерной программы основного общего образования по математике, утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. На проведение тестовых работ отводится 34 часа.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В соответствии с Образовательной программой школы , на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1 | Как устроен мир | 6 часов |
2 | Эта удивительная природа | 18 часов |
3 | Мы и наше здоровье | 10 часов |
4 | Наша безопасность | 7 часов |
5 | Чему учит экономика | 12 часов |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 часов |
| Итого | 68 часов |
Содержание программы (68 часов)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
-
определять место человека в мире;
-
распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
-
называть основные свойства воздуха и воды;
-
объяснять круговорот воды в природе;
-
определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). съедобные и несъедобные грибы;
-
устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-
устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
-
характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
-
правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
-
правилам безопасного поведения в быту и на улице,
-
распознавать основные дорожные знаки;
-
правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
-
называть потребности людей, товары и услуги;
-
определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться.
— распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
-
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
-
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
-владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение курса « Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в
один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,
действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся,
птиц, зверей), грибов.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым
организмам.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать
выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того,
что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского
государства, Российской империи, Советской России и СССР,
современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России,
показывать на карте границы и столицу.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к
прошлому и настоящему родной страны.
График проведения практических и проверочных работ
Количество | Практическая | Проверочная | Диагностиче- | Тест | |
1 четверть | 18 часов | 7 | 1 | 1 | — |
2 четверть | 14 часов | 2 |
| 1 | 1 |
3 четверть | 20 часов | 4 | 1 |
| 3 |
4 четверть | 16 часов |
|
| 1 | 1 |
Итого: | 68 часов | 13 | 2 | 3 | 5 |
Виды контрольно-измерительных материалов
Вид работы | Тема | |
2 | Стартовая диагностика | Входная |
7 | Практическая работа № 1 | Тела, вещества, частицы |
8 | Практическая рабата № 2 | Обнаружение крахмала в продуктах питания |
9 | Практическая работа № 3 | Свойства воздуха. |
10 | Практическая работа И 4 | Свойства воды |
11 | Практическая работа № 5 | Круговорот воды в природе |
14 | Практическая работа № 6 | Состав почвы |
17 | Практическая работа № 7 | Размножение и развитие растений |
18 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за пер- |
24 | Тест № 1 | Эта удивительная природа |
27 | Практическая работа № 8 |
|
30 | Практическая работа № 9 | Подсчёт ударов пульса |
31 | Промежуточная | Итоговая работа за 1 полугодие |
36 | Тест №2 | Поведение на улице и в транспорте |
37 | Тест №3 | Дорожные знаки |
40 | Проверочная работа | Наша безопасность |
41 | Практическая работа № 10 | Устройство и работа бытового фильтра для очистки |
44 | Практическая работа № 11 | Полезные ископаемые |
45 | Практическая работа № 12 | Знакомство с культурными растениями |
49 | Практическая работа № 13 | Знакомство с различными монетами |
52 | Тест №4 | Чему учит экономика |
65 | Тест №5 | Путешествия по городам и странам |
66 | Итоговая диагностическая | Качество усвоения программного материала за учебный год |
Описание материально-технической базы
1. Дополнительная литература.
1. Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1–4 классы / Л. И. Гайдина. – М. : 5 за знания, 2007.
2. Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1–4 классы / Е. И. Николенко. – М. : Первое сентября, 2002.
3. Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. – М. : Дрофа, 2004.
4. Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. – М. : Сфера, 2007.
2. Цифровые Образовательные Ресурсы.
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа : www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru
5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа : www.pedsovet.su
3. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Телевизор.
3. DVD-плеер.
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
5. Магнитофон.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1. Термометры для измерения температуры воздуха и воды.
2. Лупа.
3. Лабораторное оборудование для проведения опытов в соответствии с содержанием обучения (фильтр, воронка, штатив, держатель, стакан, ложечка для размешивания, колба с трубкой, спиртовка, стекло, треножник).
4. Модель «Торс человека с внутренними органами».
5. Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.
6. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
7. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.
5. Натуральные объекты.
1. Коллекции полезных ископаемых.
2. Коллекции плодов и семян растений.
3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
6. Экранно-звуковые пособия.
1. Видеофильмы по природоведению, этнографии народов России и мира.
2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
7. Специализированная мебель.
1. Компьютерный стол.
2. Штатив для таблиц.
3. Ящики для хранения таблиц.
Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.