Учебная программа кружка “Мои первые исследования. 3класс.”
для учащихся 3 классов
Ю. В. Тесник
учитель химии
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги
Пояснительная записка
Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе. Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Поэтому и возникает необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.
Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.
Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени программы отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.
В данной программе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся. Программа знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).
Введение этого кружка — это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.
Цель программы – способствовать овладению учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;
Основные задачи программы:
обучающие:
— формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;
— овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики, химии и биологии.
развивающие:
— удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;
— развитие способностей к самостоятельному мышлению;
— развитие коммуникативных способностей.
воспитательные:
— воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
— формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
— привитие интереса к изучению явлений природы.
Программа кружка «Мои первые исследования. 3 кл.» рассчитана на один год обучения (35 часов). Программа ориентирована на учащихся 3 класса средней общеобразовательной школы. Кружок является логическим продолжением кружка “Мои первые исследования” во 2 классе.
В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе экскурсий, учащиеся не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе “Окружающего мира” и в курсе кружка “Мои первые исследования” 2 класса, но и смогут овладеть более сложными навыками лабораторных и полевых исследований. Данная программа содержит более сложные методики проведения ботанических, химических и физических исследований.
Количество часов занятий в неделю: 1 час.
Области применения программы.
Программа может быть реализована во внеклассной работе с учащимися начальной школы средних общеобразовательных учреждений.
Программа имеет региональный компонент. Отдельные темы могут быть использованы для организации исследовательской работы учащихся. Результаты самостоятельных научных исследований послужат основой для докладов на семинарских занятиях, олимпиадах, конференциях учащихся начальной школы.
Организация работы по программе.
Основной объем теоретических и практических занятий проводится в аудиторно-лабораторных условиях. Практические работы, составляющие полевой практикум, выполняются в ходе экскурсий. В полевых условиях также можно провести и некоторые теоретические занятия. Выбор условий проведения занятия зависит от содержания занятия, погодных условий и контингента учащихся.
Основные формы деятельности.
Лабораторно-практические занятия;
Занятия в полевых условиях: экскурсии;
Научно-исследовательская работа;
Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;
Итоговая конференция.
Ожидаемые педагогические результаты:
Расширение и углубление содержания химического, физического и биологического образования.
Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и неживой природы;
Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;
Участие учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
— иметь представления о теле и веществе, физических и химических явлениях;
— знать об использовании физических и химических знаний в практической деятельности человека;
— иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;
— иметь представление о химических веществах, их свойствах и их превращениях;
— соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;
— уметь проводить простейшие опыты;
— уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать выводы;
— уметь проводить исследования объектов окружающей среды по простейшим методикам.
Учебно-тематический план
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теория | практика | экскурсии | |||
1 | Введение | 1 | 1 | — | — |
2 | Физические исследования
| 7 | — | 7 | — |
3 | Химические исследования | 9 | — | 8 | 1 |
4 | Ботанические исследования | 8 | 1 | 6 | 1 |
5 | Комплексные исследования окружающей среды | 5 | — | 5 | — |
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 час)
Повторение курса 2 класса: целостность окружающего мира, живая и неживая природы, методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент), лабораторное оборудование, объекты исследования.
Тема 2. Физические исследования (7 часов).
Практические работы:
1. Конструирование прибора, демонстрирующего погружение водолаза (2ч).
2. Водяные часы (1 ч.).
3. Конструирование волосяного гигрометра (2 ч.).
4. Конструирование “зажигалки” из картофеля (1 ч.).
5. Воздух и его сила (1 ч.).
Тема 3. Химические исследования (9 часов).
Практические работы
1. Снег – индикатор чистоты воздуха (2 ч.).
2. Конструирование химического гигрометра (2 ч.).
3. Нанесение надписи на металлическую пластинку (1 ч.).
4. Выращивание кристаллов (1 ч.).
5. Исследование чистоты воды из разных источников (2 ч.)
Экскурсии:
-
Школьный бассейн – физико-химические явления (1ч.).
Тема 4. Ботанические исследования (8 часа).
Теоретическое занятие (1 ч.): Биоиндикация. Объекты биоиндикации. Методы биоиндикации.
Практические занятия:
1. Исследование фитотоксичности почвы с помощью кресс-салата (2 ч.).
2. Биоиндикация воздуха пришкольной площадки по состоянию хвоинок сосны обыкновенной (1 ч.).
3. Определение чистоты воздуха пришкольного участка по лишайникам (1ч.).
4. Биоиндикация воды пруда микрорайона Аненки по водорослям (2ч.).
Экскурсии:
1. Экологические группы мхов памятника природы федерального значения “Калужского Городского бора” (1 ч.).
Тема 5. Комплексные исследования окружающей среды (5 часов)
Практические занятия:
-
Исследование состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера (2 ч.).
-
Комплексное исследование больничного пруда микрорайона Аненки (2ч.)
Экскурсии:
-
Звуки вокруг нас “Музыка или шум?” (1 ч.).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
1. Морально – нравственные качества личности:
добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе;
стремление к самостоятельности;
сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему;
сформированность основ общения, нравственно – этических норм поведения;
сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;
сформированность личной ответственности.
2. Знания, умения, навыки:
самостоятельное включение в процесс познания;
развитие общих способностей;
сформированность основ мотивов учебной деятельности, желания и умения учиться;
подготовленность к изучению основ наук (овладение начальными представлениями о физических телах, веществах, явлениях, методах исследования природы.);
первоначальные представления о целостной картине мира;
физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.
Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих компетенций обучающихся:
Учебные компетенции:
— решать учебные проблемы;
— связывать воедино и использовать отдельные части знания;
— извлекать пользу из образовательного опыта.
Исследовательские компетенции:
— получение и обработка информации.
Социально — личностные компетенции:
— видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;
— вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
— справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные компетенции:
— выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
— дискутировать и защищать свою точку зрения.
Сотрудничество:
— принимать решения;
— устанавливать и поддерживать контакты;
— сотрудничать и работать в команде.
Организаторская деятельность:
— организовывать свою работу;
— овладевать инструментом моделирования;
— быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
Личностно — адаптивные компетенции:
— использовать новую информацию;
— придумывать новые решения;
— проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;
— быть упорным и стойким перед трудностями;
Ожидаемый результат:
Получение опыта самостоятельного добывания знаний, приобретение школьниками естественнонаучных знаний, развитие логического мышления, познание окружающего мира.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению курса является “Турнир знатоков”.
Рекомендуемая литература.
1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, — 1977.
2. Баржанский Л.М.; Домашние опыты по химии. Под ред. А.В. Сиволобова — Издательство Осоавиахима: — 1928. — 66с.
3. Быков И.П. Исследовательские лабораторные работы по физиологии растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001.-166 с.
4. Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. — М.: Интеллект-Центр, 2009. – 96 с.
5. Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д.М., Полосин B.C.; Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. — Просвещение, 1965 — 288с.
6. Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. — М.:Белый город, 2009 — 128 с.
7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – Спб.: Детство- экспресс, 2011. – 128 с.
8. Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. — АСТ, 2007 – 96с.
9. Ольгин О.М. Опыты без взрывов (Серия: «Научно-популярная библиотека школьника»).- Химия, 1986 – 192с.
10. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. — М.: Детская литература, 2002.
11. Твои первые научные опыты. – М.: Нигма, 2011 – 128 с.
12. Твои первые научные опыты. Вода. — М.: Литтерра, 2011. – 8с.
13. Твои первые научные опыты. Воздух. – М.: Литтерра, 2011. – 8с.
14. Твои первые научные опыты. Магнит. — М.: Литтерра, 2011. – 8с.
15. Твои первые научные опыты. Свет. — М.: Литтерра, 2011. – 8с.
16. Твои первые научные опыты. Электричество. – М.: Литтерра, 2011. – 8с.
17. Том Тит. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. — М.: ИД Мещерякова, 2008. – 224 с.
18. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, — 1996.