МБОУ «СОШ № 5» г.Владимира
Учебный проект (монопроект) по окружающему миру
4 класс
Тема: «Лес и человек».
Ионова Светлана Михайловна – учитель первой квалификационной категории
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных , и т. д. ) через реализацию учебного проекта по теме «Лес и человек».
Учебные задачи монопроекта:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, за многообра-зие природных ресурсов; становление гуманистических и демок-ратических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (береж-ного отношения к природе, стремление к её созиданию;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результа-та;
2)формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргу-ментировать свою точку зрения и оценку событий;
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3)освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружа-ющих людей, в открытом информационном пространстве;
4)освоение знаний о значении леса в жизни человека, применение экологических знаний в практической деятельности.
Средства (оборудование):
1)учебник по окружающему миру(УМК «Школа России» Плешаков);
2)энциклопедии, справочники, словари;
3)проектор-компьютер, ноутбук;
4)листы А-3, краски, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы,пластилин.
Эмоциональное начало урока.
Выход на тему урока в сотворче-стве с учащимися через игру «Найди друга»(установи соответ-ствие) и разгадывание кроссвор-да.(Приложение № 1)
Изучение новой темы в сотвор-честве с учащимися через состав-ление кластера «Значение леса в жизни человека» . (использова-ние ИК Организация диалога с уч-ся, ос-нованного на предположениях детей.
Организация взаимодействия с уч-ся через работу с учебником.
Дополнение кластера новыми знаниями, найденными уч-ся в учебнике. Чтение стихотворения «Почему мы с лесом дружим?» ученицей.
Обобщение знаний учащихся о значении леса в жизни человека через игру «Пересадки».
Работа в статичных группах. -Постановка проблемы.
—Деление класса на группы.
—Планирование деятельности.
—Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоя-тельная работа учащихся. Оформление результатов.
Презентация проекта.
Оценивание эмоциональной сферы уч-ся;(дерево с листьями)
Спрогнозированный результат: «Лесная книга 4-А класса»
| Чтение учителем стихотворения «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе и серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!»
Учитель в качестве фасилитатора проводит игру в парах сменного состава «Найди друга» . -Какая же тема нашего урока?(Бере-гите лес) -Какие карточки остались? Почему?
1)Учитель в качестве помощника-фасилитатора заполняет кластер «Значение леса в жизни человека», используя предположения уч-ся. -Зачем человеку нужно беречь лес?
2)Учитель предлагает уч-ся прочитать текст учебника на стр.106-107, ис-пользуя приём : чтение-открытие и знаки открытия новых знаний. -Наша таблица заполнена не вся.Про-должим работу по учебнику.
-Прочитайте текст на стр.107-107 и отметьте знаком —!— те значения леса, которые мы пока не записали в таб-лицу.
3)Учитель дополняет кластер недос-тающими значениями.
Учитель проводит игру «Пересадки». -О каком значении леса вы услышали в стихотворении ? (источник древе-сины; практическое значение леса) -А какие ещё значения леса вы запо-мнили?
Создание учителем проблемной ситуации. -В стихотворении прозвучала следу-ющая строчка: «Почему мы с лесом дружим,…». -А что значит дружить? (беречь, уважать, защищать) -Как беречь? От кого защищать? На эти вопросы вы ответите сегодня, ра-ботая в группах.
-Сегодня у нас будут работать 4 груп-пы: 1 группа – лесничие; 2 группа — охотники; 3 группа – пожарные; 4 группа – экологи. -Мы попробуем создать необычную книгу, которая поможет ребятам правильно вести себя в лесу.
Учитель предлагает уч-ся выбрать группу, используя для этого эмбле-му.
-Каждая группа будет создавать свою страничку к нашей общей книге, ис-пользуя разные источники информа-ции. -Для выполнения творческого зада-ния пользуйтесь инструкционной картой. -Приступая к работе, давайте вспом-ним правила работы в группе. -Обсудим и примем единые крите-рии оценивания предполагаемого результата и процесса.(эстетичность, правильность, аккуратность)
Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соб-людением временных рамок. Конт-ролирует соблюдение правил техни-ки безопасности. Мотивирует уч-ся, создаёт чувство успеха.
Учитель организует презентацию ре-зультатов каждой группы, при необходимости консультирует уч-ся по вопросам подготовки презента-ции. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует по-лученные результаты, подводит ито-ги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат, толеран-тность и др.
|
Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава и заполняют кроссворд.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике и отмечают недостающие в кластере значения леса .
Учащиеся делают выводы о значении леса для человека.
«Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? Вот стоит обычный стол. Это лес! Или рама, двери, пол? Это лес! А пенал красивый наш? Лес! Или этот карандаш? Лес! Ну, а стол, скамейка, парта? Лес! А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес! Оглянись, всё вокруг- это наш зелёный друг!
Учащиеся взаимодействуют сначала в статичных парах ,а потом в парах сменного состава, называя значения леса: место отдыха; источник топлива; дом для растений и животных; защитник воздуха ,водоёмов, почв;
Учащиеся выбирают, в какой группе они хотели бы работать ,берут эм- блему и садятся за соответствую-щие места.
Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятель-ность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого ре-зультата.
Учащиеся самостоятельно выпол-няют запланированные действия, консультируясь по мере необходи-мости с учителем-экспертом. Оформляют проект, изготавливают продукт, участвуют в коллективном анализе проекта, выясняют причи-
ны успехов и неудач.
Учащиеся осуществляют защиту проекта. Демонстрируют :понима-ние проблемы, цели и задач ; уме-ние планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.
Учащиеся осуществляют оценива-ние деятельности и её результатив-ности в ходе: -коллективного обсуждения; -самоанализа.
|
коммуникативные (работа в парах ) регулятивные познавательные
коммуникативные регулятивные познавательные
познавательные (отбор информации)
коммуникативные познавательные
коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания)
коммуникативные регулятивные познавательные
коммуникативные регулятивные познавательные
коммуникативные регулятивные познавательные
регулятивные
|
Инструкционная карта
1.Распределите роли в группе.
2.Познакомтесь с информацией по данной теме, используя разные источники.
3.Выдели экологическую проблему.
4.Выбери необходимые материалы для изготовления странички «Лесной книги».
5.Изготовь условный знак.
6.Приготовтесь к презентации.
———————————————————————— | ||||
Б) Форма страницы: |
| |||
В) Используемые материалы: |
————————————————————————- | |||
Г) Презентация: |
————————————————————————- | |||
Лист самооценки ——————————————————————————— |
| |||
Мои знания и умения в учебном проекте | Результаты |
| ||
1 | Я умею принимать и сохранять учебную задачу |
|
| |
2 | Я умею планировать , контролировать свою деятельность |
|
| |
3 | Я умею заполнять инструкционный лист |
|
| |
4 | Я умею оценивать свою деятельность
| и т у |
| |
5 | Я умею работать с информацией (источники информации:———————————————————————————) |
|
| |
6 | Я умею слушать и слышать товарищей |
|
| |
7 | Я умею чётко и ясно излагать своё мнение |
|
| |
8 | Я умею работать в группе (паре) |
|
| |
9 | Я горжусь своей Родиной |
|
| |
10 | Я знаю значения леса в жизни человека |
|
| |
11 | Допиши экологические проблемы леса: 1)Вырубка лесов; 2)Загрязнение леса; 3)————————————————-; 4)————————————————-. |
|
|