Карих Наталья Александровна
Учитель начальных классов
МОУ «Тубинская СОШ»
Усть – Илимского района
Иркутской области
Урок окружающего мира
Тема: Наши помощники – домашние животные.
УМК: «Школа 2100»
Класс: 1
Цель: углубление, расширение знаний обучающихся о роли домашних животных для человека
Задачи:
-
обобщить и расширить знания обучающихся о пользе домашних животных для человека;
-
воспитывать бережное отношение к домашним животным
-
готовить к домашней исследовательской работе
-
формировать у обучающихся УУД
Результат: ученики научатся:
— обобщат и расширят знания о пользе домашних животных для человека,
получат возможность научиться: — расширят знания о народных приметах;
— получат дополнительные сведения о пользе домашних животных (клей для склеивания переплётов книг, украшения из кожи и пуха и перьев птиц)
— обогатят словарный запас (брынза).
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Технологии: деятельностный метод обучения, ПДО, ИКТ
Дидактические средства и материалы:
Для учителя:
учебник «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), А.А.Вахрушев, 1 класс;
мультимедиа; презентация урока;
наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках»: «Животные» (домашние питомцы);
энциклопедия «Мир животных»;
книжка с голосами домашних животных «Домики на ферме»;
«ящик» с вещами, которые подарили нам домашние животные .
Для учащихся:
учебник «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), А.А.Вахрушев, 1 класс;
рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), 1 класс;
карточки, рисунки для работы в группе;
таблички «да», «нет».
Ход урока
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | |||
Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
II.Формулирование темы урока.
III. Фиксирование незнаний до изучения темы.
IV. Постановка цели урока и учебных задач
V. Учебные действия
Мини – макс Знаете ли вы, что из копыт коров готовят клей, которым клеят переплёты книг?
Мини — макс Знаете ли ты народные приметы про кошку?
1.Кошка лежит животом вверх – к теплу. 2.Кошка свернулась в клубок – ждите мороза.
Мини – макс — Посмотрите на с. 67. Каких домашних животных вы видите? Как называют детёнышей этих домашних животных?
| Передало солнышко всем свое тепло, Все у нас сегодня будет хорошо! — Вы хотите, чтобы мы успешно справились с проблемами урока? — Тогда я уверена, что справимся. — Тем более, сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем готовиться к домашнему мини – исследованию. Интересно? Начнём!
Учитель включает голоса домашних животных. – Чьи голоса услышали? – К какой группе относятся эти животные? (Домашние) Доска — Посмотрите, это всё домашние животные? Назовите их. — Почему они называются домашними? (Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве)
— Зачем они нужны человеку? Такой труд, рано вставать, чтобы доить корову? Варить им? (по ходу ответов, обобщается и вывешивается табличка)
— Назовите блюда из мяса. (экран)
— Ещё есть важный продукт питания? (молоко) — Что человек научился делать из молока?
Молодцы, многое знаете. А знаете ли вы? Игра «Да, нет»
— Какова же цель нашего урока? (с. 66) (расширить знания о том, как домашние животные помогают людям)
Первое затруднение возникло при вопросе: использует ли человек ещё какое-нибудь молоко, кроме коровьего, в пищу?
(Работа в группах): интересно узнать?
— Я вам раздала выдержки из энциклопедий. — Зачем? Цель этого задания? Прочитаете. Потом что? А остальные дети что делают? Скажите, во-первых, использует ли человек молоко козы? Овцы? Во, вторых, что вы узнали нового?
1группа: о козьем молоке
2 группа: об овечьем молоке
— Надо пить молоко? Зачем? Тут и витамин роста, иммунитет вырабатывается, нервы крепче. Мясо и молоко — главные продукты питания.
— О каком ценном продукте забыли? (об яйцах) — Есть праздник, который не обходится без яиц, что за праздник? (Пасха) — Любите яйца? В каком виде?
Итог: Много продуктов питания получает человек от домашних животных? Домашние животные, действительно, наши … помощники. Все самые ценные, нужные организму продукты получаем от них.
II. Мини – исследование (Работа в группах) 1. — Что у вас на партах? (пух, шерсть – это…материалы, из которых вяжут…) — Догадались, зачем я вам их дала? Цель этого задания?
— Пух какой? А шерсть? — «Подарки домашних животных» (пакет) — Кто из домашних животных мог его подарить людям? — Какую группу вы можете выделить? (пуховые вещи) Что ещё вяжут из пуха? — Как объединены оставшиеся предметы? (из шерсти, валяют) Экран
2. Про кожу. Думаете, из чего эти вещи? (украшения)
3. Проблема: пух и перья кто ещё нам дарит из домашних животных? — Где используются? Экран
Вывод: Что ещё, кроме продуктов питания, получает человек от домашних животных? Сейчас люди научились делать кожезаменитель, искусственные ткани, они тоже очень красивые и намного дешевле натуральных. Почему люди покупают кожаные изделия, шерстяные, пуховые? Они намного теплее, прочнее, удобнее, красивее.
III. Рассматривание картины (с. 66) — Где происходят действия? — Как ещё домашние животные помогают людям? (перевозят груз, охраняют дом) IV. Формулирование темы «Наши помощники – домашние животные»
Физминутка: «Любимые домашние животные» — Как тянутся кошечки? Как играют лапкой? Как умываются? — Как собачки плавают? — Как собачки хвостиком виляют? — Как коровки бодаются? | Л. самоопределение; Л.смыслообразование; Л. внутренняя позиция школьника;
К. формулирование
П. использование знаково-символических средств; П. Синтез, анализ
Р. формируем умение соотносить то, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Р. и П. формируем умение определять цель деятельности на уроке, в том числе познавательной; Р. формируем умение действовать по плану П. формируем умение выбора основания для классификации объектов П. извлечение необходимой информации их прочитанных текстов; К. формируем умение слушать и понимать других; К. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; К. формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Л. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Л. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
П. формируем умение составлять целое из частей (синтез), в том числе с самостоятельным достраиванием
П. формирование умений поиска и выделения необходимой информации, обобщения; П. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
П. формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; К. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Л. формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
| ||
VI. Решение проблемы урока
VI. Итог урока
VI. Контроль
VII. Самопроверка по эталону. VIII. Самооценка
X. Итог урока
XI. Фиксация дополнительного материла, изученного на уроке
XII. Домашнее задание | V. Работа в учебнике, с.66 – Посмотрите на нижние рисунки. Назовите предметы, которые там нарисованы. – Труд каких домашних животных заменили эти машины? – Может быть, домашние животные уже не нужны? – Ни одна машина не может давать молоко, как … (корова). Ни одна механическая игрушка не может стать таким другом, как… (собака).
Так зачем же нам нужны домашние животные? (Мы не сможем без них, т.к. это и…продукты питания, и одежда, обувь, и рабочие функции, и они скрашивают наш досуг (доска) Вывод: они нам помогают жить. Значит, мы к ним должны относиться как …
VI. Вы не напомнили, что домашние животные ещё предсказывают … погоду. Про что это я? Народные приметы. Какие знаете про… собак? про лошадь? про гуся? про кошку?
Тетрадь, с.63. Догадались, какая цель задания? Удачи! — Соедини домашних животных с теми вещами и продуктами, которые получает от них человек.
(учитель показывает верные ответы, обучающиеся сличают с образцом)
– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
—Чему научил урок? -Вернёмся к нашему выводу «Человек не сможет жить без своих помощников — домашних животных» — Мы будем продолжать заботиться о них, потому что люди в ответе за тех, кого приручили. Я вам скажу вот что…человек, который любит животных – добрый человек. А «Доброта спасёт мир», есть такая очень умная пословица.
Кто любит собак или прочих животных, Серьёзных котят и щенков беззаботных, Кто может любить и козла, и осла, Тот людям вовеки не сделает зла!
— Кроме этого мы на уроке обогащали наш словарный запас. — Что такое «кумыс»? «брынза»? — Что изготавливают из копыт коров? — Зачем он нужен?
— Сколько мы узнали о домашних животных! — У вас есть домашние животные? — Пусть ваши родители помогут вам. — Кто желает, проведите дома, вместе с родителями исследование, тетрадь с. 62 | К. формирование умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть диалогической формой речи
П. формируем умение извлекать информацию из увиденного
Л. формируем доброжелательность, внимательное отношение к животным и людям, оказание помощи тем, кто в ней нуждается
Р. формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Р. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Л. установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (значение для каждого)
|
Литература
-
Официальный сайт «Школа 2100». Разработки уроков в соответствии с ФГОС;
-
Методические рекомендации к урокам окружающего мира для 1 класса;
-
Учебник «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), А.А.Вахрушев, 1 класс;
-
Сайт «900 презентаций для детей»
-
Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках»: «Животные» (домашние питомцы);
-
Энциклопедия «Мир животных»;
-
Книжка с голосами домашних животных «Домики на ферме»;
-
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), 1 класс;