ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Предмет | Окружающий мир | Класс | 5 | ||
Тема урока | Образование почв и их состав. | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Учащиеся смогут: дать определение термину почва, назвать условия почвообразования, называть основные типы почв своей местности | Учащиеся продолжат учиться: Владеть смысловым чтением Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне. Классифицировать. Устанавливать причинно-следственные связи. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы) | Продолжат учиться Излагать свое мнение (в монологе, диалоге),аргументируя его, подтверждая фактами, Понимать позицию другого. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Почва, факторы почвообразования, виды почв, типы почв, почвенные горизонты. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Интерактивная доска | ||||
Образовательные интернет-ресурсы |
| ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи: — актуализация имеющихся знаний; — развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов; — формирование коммуникативных умений, культуры общения. | |||||
Деятельность учителя — подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). — Ребята, скажите, изучение какой темы вы завершили? — Сейчас я приглашаю вас пройти по тропе ученого — геолога! — Вспомните, кто такие геологи? Презентация «Горные породы»
| Деятельность обучающихся (фронтальная работа)
— Горные породы
— Ученые, которые занимаются изучением строения и истории развития Земли, детально изучают минералы и горные породы.
| ||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||
Деятельность учителя Создание для учеников проблемной ситуации – противоречие, порождающего удивление — вопросы и задания, которые выявляют разные мнения учеников класса, сталкивая их!
Ребята, посмотрите внимательно на эти образцы (песчаник, песок, почва), подумайте и скажите, что их объединяет? Каков важнейший результат выветривания с точки зрения человека? А какое отношение к песчанику и песку имеет почва? | Деятельность обучающихся — Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
— Песок – обломочная горная порода, образовавшаяся в результате выветривания песчаника. С точки зрения человека образование почвы – главный результат выветривания. Песок является материнской породой – основой для образования почвы.
| ||||
3. ЭТАП целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||
Деятельность учителя Предоставление «конфликтного» материала, создание готовности к предстоящей деятельности.
Может ли данная горная порода стать почвой?
Назовите основной вопрос нашего урока. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное — осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.
— Нет. — Да, при определенных условиях. — При каких условиях образуется почва? | ||||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
| |||||
Деятельность учителя: предложение учащимся самим составить план изучения новой темы.
Итак, основной вопрос нашего урока: При каких условиях образуется почва? А что еще вы хотели бы сегодня узнать?
Назовите источник информации, с которым вы будете работать. | Деятельность обучающихся: составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.
Учебник, объяснение учителя, ответы ребят. | ||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
| |||||
Деятельность учителя: Побуждение учащихся к теоретическому объяснению фактов. Демонстрация коллективно составленного алгоритма.
Это определение вы учили в начальной школе, сейчас вы более взрослые, поэтому в своей речи можете использовать научные определения.
— Что такое почва? — Назовите главное свойство почвы. — Какова роль почвы? Сравните вашу формулировку с формулировкой в учебнике.
— Без чего процесс почвообразования не начнется? — Вспомните, в результате чего она образуется?
— Перечислите факторы физического выветривания. — Температура, ветер, вода являются компонентами климата, следовательно, одним из условий почвообразования является… — Назовите факторы химического выветривания. — Назовите факторы биологического выветривания.
— Ребята, как вы считаете, почва образуется долго или процесс почвообразования не занимает много времени? — Следовательно, одним из условий почвообразования является… Вывод: Под влиянием, каких факторов образуется почва? — Может ли данная ГП стать почвой?
Перед вами два образца почв. Чем они отличаются? Представленные образцы отличаются своей структурой. — Рыхлая и пылеватая почва имеют свое название. Поработав с учебником стр. 117, вы сможете правильно назвать эти виды почв рассказать об их свойствах.
— Ребята, как вы думаете, чем можно объяснить эти различия?
Опыт «Состав почвы» — Размешаем комочек почвы в стакане с водой. Что происходит? — Выпаривание. В почве содержаться минеральные соли. Вывод. Назовите вещества почвы.
8. Виды почв. — Если в почве преобладает песок – почва считается песчаной, если преобладает глина – почва глинистая. — О свойствах этих почв вы узнаете, поработав с учебником стр. 119 второй и третий абзац. (по вариантам). — Ребята, обменяйтесь технологическими картами и проверьте работы друг друга. — Расскажите о свойствах песчаной почвы. — Расскажите о свойствах глинистой почвы.
— Образец этой почвы я взяла в своей теплице. — Какова структура этой почвы. — Определите тип почвы — Могу ли я надеяться на хорошие урожаи? — Неужели все так безнадежно? — Как это делать вы узнаете на следующих уроках. — Проделайте такой опыт, запишите результаты наблюдений и выводы в свои тетради для опытов. Вывод: Назовите основные типы почв нашей местности
Эта взаимосвязь, является подтверждением того, что в природе все взаимосвязано.
— Ребята, давайте обратимся к плану, составленному, в начале урока и проверим его выполнение. | Деятельность обучающихся — Вступают в диалог. — Фиксируют свое «открытие».
Главное свойство почвы – плодородие. Роль почвы – обеспечение растений водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами.
— Без материнской породы. — В результате физического, химического и биологического выветривания.
— Температура, ветер, вода.
— Климат.
— Микроорганизмы.
— Растения, животные.
— Это очень длительный процесс.
— Время.
Климат, микроорганизмы, растения, животные, материнская порода, время. — Да, если будут выполнены все условия.
— Структурная и бесструктурная. — Структурная почва рыхлая, доступна для воздуха, в ней лучше сохраняется вода. — В бесструктурной почве плохо задерживается вода, она подвержена смыву и выдуванию. — В бесструктурной почве мало перегноя, а частички перегноя скрепляют частички почвы.
органические неорганические частички песок перегнивших глина растений вода и животных воздух (перегной) минеральные соли 8. — Типы почв: -глинистая, песчаная.
— В песчаной почве преобладает песок, частицы слабо связаны, почва быстро прогревается и становится сухой. — В сухую погоду глинистая почва высыхает и становится твердой как камень, в дождливое время становится вязкой.
— Бесструктурная почва. – Песчаная — Нет — Нет, нужно, работать по улучшению плодородия.
— Песчаные и глинистые. 8. Без почвы не могут жить растения и животные. Без растений и животных не будет почвы.
10.Разрушиться.
11.Изучать и охранять.
— Ответы по пунктам плана. | ||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||
Деятельность учителя Задание на «новое» знание (работа в группах)
| Деятельность обучающихся: Выполняют задания на новый материал.
| ||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||
Деятельность учителя — Какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать? Как оцените свою работу?
| Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы. | ||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Стр. 115 – 117, стр. 119 — прочитать, ответить на вопросы к параграфу 27; подготовить дополнительную информацию: 1. Об основателе почвоведения. 2.О Красной книге почв России. |