ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

5

Тема урока

Образование почв и их состав.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся смогут:

дать определение термину почва,

назвать условия почвообразования,

называть основные типы почв своей местности

Учащиеся продолжат учиться:

Владеть смысловым чтением

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне.

Классифицировать.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы)

Продолжат учиться

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге),аргументируя его, подтверждая фактами,

Понимать позицию другого.

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Почва, факторы почвообразования, виды почв, типы почв, почвенные горизонты.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Интерактивная доска

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи:

— актуализация имеющихся знаний;

— развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов;

— формирование коммуникативных умений, культуры общения.

Деятельность учителя — подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

— Ребята, скажите, изучение какой темы вы завершили?

— Сейчас я приглашаю вас пройти по тропе ученого — геолога!

— Вспомните, кто такие геологи?

Презентация «Горные породы»

  1. Что называют минералами? (слайд 1)

  1. Назовите известные вам минералы.

  2. Самый распространенный минерал в нашей стране?

  3. В каком состоянии находятся минералы в земной коре?

  4. Какой минерал находится в природе в жидком состоянии?

  1. Что такое горные породы? (слайд 2)

  1. Как классифицируют горные породы по способу образования? (слайд 3)

  1. Приведите примеры магматических горных пород.

  2. Приведите примеры метаморфических горных пород.

  3. Видели ли вы названные горные породы в нашей местности? Почему?

  4. А какие встречаются?

  1. А теперь я буду демонстрировать вам образцы горных пород, а вы постараетесь их назвать.

  2. Что происходит с горными породами со временем?

  3. Назовите виды выветривания.

Деятельность обучающихся (фронтальная работа)

— Горные породы

Ученые, которые занимаются изучением строения и истории развития Земли, детально изучают минералы и горные породы.

  1. Тела природы, которые возникли в результате естественных процессов, происходящих в литосфере, обладающие определенным составом и структурой. Из минералов состоят горные породы.

  2. Кварц, слюда.

  3. Лед.

  1. В твердом и жидком.

  1. Ртуть.

  1. Плотные или рыхлые породы, слагающие земную кору и состоящие из одного или нескольких минералов, называют горными породами.

  2. По способу образования горные породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

  3. Гранит, базальт.

  1. Кварцит, мрамор, гнейс.

  2. Нет, магматические и метаморфические породы в нашей местности не встречаются.

  3. В нашей местности встречаются горные породы осадочного происхождения.

  4. Мел, каменный уголь, ракушечник, песчаник, известняк.

  5. Медленное разрушение – выветривание.

  1. Физическое, химическое, биологическое.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создание для учеников проблемной ситуации – противоречие, порождающего удивление — вопросы и задания, которые выявляют разные мнения учеников класса, сталкивая их!

Ребята, посмотрите внимательно на эти образцы (песчаник, песок, почва), подумайте и скажите, что их объединяет?

Каков важнейший результат выветривания с точки зрения человека?

А какое отношение к песчанику и песку имеет почва?

Деятельность обучающихся

— Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

— Песок – обломочная горная порода, образовавшаяся в результате выветривания песчаника.

С точки зрения человека образование почвы – главный результат выветривания.

Песок является материнской породой – основой для образования почвы.

3. ЭТАП целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставление «конфликтного» материала, создание готовности к предстоящей деятельности.

Может ли данная горная порода стать почвой?

Назовите основной вопрос нашего урока.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное — осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

— Нет.

— Да, при определенных условиях.

— При каких условиях образуется почва?

4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя: предложение учащимся самим составить план изучения новой темы.

Итак, основной вопрос нашего урока: При каких условиях образуется почва?

А что еще вы хотели бы сегодня узнать?

Назовите источник информации, с которым вы будете работать.

Деятельность обучающихся: составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.

  1. Что такое почва?

  2. Каковы условия почвообразования?

  3. Состав почвы.

  4. Виды почв.

  5. Почвы нашей местности.

Учебник, объяснение учителя, ответы ребят.

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя:

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению фактов. Демонстрация коллективно составленного алгоритма.

  1. Что же такое почва?

Это определение вы учили в начальной школе, сейчас вы более взрослые, поэтому в своей речи можете использовать научные определения.

  1. Поработайте с понятием почва, данным в учебнике, заполните технологическую карту и обсудите в парах полученные результаты.

— Что такое почва?

— Назовите главное свойство почвы.

— Какова роль почвы?

Сравните вашу формулировку с формулировкой в учебнике.

  1. Какие условия необходимы для того чтобы горная порода стала почвой?

— Без чего процесс почвообразования не начнется?

— Вспомните, в результате чего она образуется?

— Перечислите факторы физического выветривания.

— Температура, ветер, вода являются компонентами климата, следовательно, одним из условий почвообразования является…

— Назовите факторы химического выветривания.

— Назовите факторы биологического выветривания.

— Ребята, как вы считаете, почва образуется долго или процесс почвообразования не занимает много времени?

— Следовательно, одним из условий почвообразования является…

Вывод: Под влиянием, каких факторов образуется почва?

— Может ли данная ГП стать почвой?

  1. А теперь я приглашаю вас в нашу лабораторию

Перед вами два образца почв. Чем они отличаются?

Представленные образцы отличаются своей структурой.

— Рыхлая и пылеватая почва имеют свое название.

Поработав с учебником стр. 117, вы сможете правильно назвать эти виды почв рассказать об их свойствах.

— Ребята, как вы думаете, чем можно объяснить эти различия?

  1. Из чего состоит почва?

  2. Для того, чтобы ответить на этот вопрос я снова приглашаю вас в нашу лабораторию

Опыт «Состав почвы»

Размешаем комочек почвы в стакане с водой. Что происходит?

— Выпаривание. В почве содержаться минеральные соли.

Вывод. Назовите вещества почвы.

8. Виды почв.

— Если в почве преобладает песок – почва считается песчаной, если преобладает глина – почва глинистая.

— О свойствах этих почв вы узнаете, поработав с учебником стр. 119 второй и третий абзац. (по вариантам).

— Ребята, обменяйтесь технологическими картами и проверьте работы друг друга.

— Расскажите о свойствах песчаной почвы.

— Расскажите о свойствах глинистой почвы.

— Образец этой почвы я взяла в своей теплице.

— Какова структура этой почвы.

— Определите тип почвы

— Могу ли я надеяться на хорошие урожаи?

— Неужели все так безнадежно?

— Как это делать вы узнаете на следующих уроках.

— Проделайте такой опыт, запишите результаты наблюдений и выводы в свои тетради для опытов.

Вывод: Назовите основные типы почв нашей местности

  1. Каково значение почвы?

Эта взаимосвязь, является подтверждением того, что в природе все взаимосвязано.

  1. Почву сравнивают с тончайшей пленочкой. Что может случиться с такой тонкой пленкой?

  2. Что нужно делать для того, чтобы сохранить почву от разрушения?

  3. Изучением почвы занимается наука «Почвоведение». Кто является, основоположником этой науки постарайтесь, выяснить дома самостоятельно.

  4. А для охраны почв предпринимается целый ряд мер, о которых вы узнаете на следующих уроках. В 2001 году вышла в свет Красная книга почв Российской Федерации. Дополнительную информацию подготовьте с помощью интернет ресурсов.

— Ребята, давайте обратимся к плану, составленному, в начале урока и проверим его выполнение.

Деятельность обучающихся

— Вступают в диалог.

— Фиксируют свое «открытие».

  1. Верхний слой ЗК.

  1. Почва — верхний тонкий слой ЗК, на котором растут растения.

Главное свойство почвы – плодородие.

Роль почвы – обеспечение растений водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами.

— Без материнской породы.

— В результате физического, химического и биологического выветривания.

— Температура, ветер, вода.

— Климат.

— Микроорганизмы.

— Растения, животные.

— Это очень длительный процесс.

— Время.

Климат, микроорганизмы, растения, животные, материнская порода, время.

— Да, если будут выполнены все условия.

  1. Одна рыхлая, другая пылеватая.

— Структурная и бесструктурная.

— Структурная почва рыхлая, доступна для воздуха, в ней лучше сохраняется вода.

— В бесструктурной почве плохо задерживается вода, она подвержена смыву и выдуванию.

— В бесструктурной почве мало перегноя, а частички перегноя скрепляют частички почвы.

  1. Отметим, что на дно стакана осел песок, вода в стакане стала мутной от частичек глины, а на поверхности воды плавают легкие частички перегнивших растений (перегной).

  2. Вещества, входящие в состав почвы

органические неорганические

частички песок

перегнивших глина

растений вода

и животных воздух

(перегной) минеральные соли

8. — Типы почв:

-глинистая, песчаная.

— В песчаной почве преобладает песок, частицы слабо связаны, почва быстро прогревается и становится сухой.

— В сухую погоду глинистая почва высыхает и становится твердой как камень, в дождливое время становится вязкой.

— Бесструктурная почва.

Песчаная

— Нет

— Нет, нужно, работать по улучшению плодородия.

— Песчаные и глинистые.

8. Без почвы не могут жить растения и животные. Без растений и животных не будет почвы.

10.Разрушиться.

11.Изучать и охранять.

— Ответы по пунктам плана.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Задание на «новое» знание (работа в группах)

  1. Можно ли в нашей местности успешно заниматься земледелием?

  1. Если пройдет сильный дождь, ребята, которые живет рядом со школой, свою обувь в грязи не испачкают, мы с Егором и Андреем испачкаем, но больше всех не повезло нашим гремучанам и комиссаровцам. И вовсе не, потому что мы неряхи. Объясните причину?

Деятельность обучающихся:

Выполняют задания на новый материал.

  1. Нет, растения в бесструктурной почве растут плохо.

  1. В районе школы почва песчаная, на горе суглинистая, в хуторах глинистая.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

— Какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать?

Как оцените свою работу?

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы.

8 ЭТАП Домашнее задание. Стр. 115 – 117, стр. 119 — прочитать, ответить на вопросы к параграфу 27; подготовить дополнительную информацию: 1. Об основателе почвоведения. 2.О Красной книге почв России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here