Муниципальное общеобразовательное
учреждение общеобразовательная
школа №1 с углубленным изучением
отдельных предметов города Бугульмы РТ
Урок-исследование
по окружающему миру в 3 классе
«Полезные ископаемые»
подготовила
учитель начальных классов
Самматова Эльмира Замиловна
Бугульма ,2010
Тема: полезные ископаемые.
Форма урока: групповая.
Задачи:
-
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;
-
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
учебник «Мир вокруг нас » для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
-
коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
-
презентация;
-
мультимедиа, интерактивная доска;
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
— Ребята наш сегодняшний урок будет продолжением темы « Полезные ископаемые». В начале мы с вами проведем блиц – опрос « дополни высказывание» по пройденному. ( учитель читает ученики дописывают на листочке высказывание)
Блиц-опрос.
1. Ископаемые называют полезными, потому что…
2. Скопление полезных ископаемых в земле называют…
3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто — на воздухе, то такой способ добычи называют…
4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи.
— А теперь ребята, мы с вами проверим . Слайд 2.
Если ответ верный ставите « + », если нет то «-». Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
3.Работа по теме урока.
—Теперь ребята рассмотрим нашу интеллект-карту, которая называется « полезные ископаемые». Слайд3.
— Давайте посмотрим что вы можете сказать об этой интеллект- карте. Что мы знаем?
— Ребята, а кто знает, какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
— А закрытым способом?
— А что значит открытый или закрытый способ?
Дальше мы с вами посмотрим, что мы не знаем?
Да, мы не знаем виды. Сегодня мы с вами познакомимся с видами полезных ископаемых. Проведем исследовательскую работу по изучению их свойств.
-Давайте же посмотрим какие же виды бывают? ( ответы учеников).
-Сегодня мы остановимся на 2 видах полезных ископаемых. Это горючие и строительные. А остальные виды вы будете изучать в старших классах.
4. Работа в группах.
Теперь мы будем работать в группах. Я вас разделила на 3 группы.
1 группа будет исследовать свойства гранита.
2 группа будет исследовать свойства каменного угля.
3 группа будет исследовать свойства песка.
В конце исследования вы должны будете защищать свою работу.
( Выступление 1 группы)
Слайд 4. Добыча и применение гранита.
— В нашем городе из гранита сделан памятник павшим героям, где горит вечный
огонь.
( Выступление 2 группы)
Слайд 5. Где применяется и каким способом добывается?
( Выступление 3 группы)
Слайд 6.. Где применяется и каким способом добывается?
Молодцы ребята, все группы работали очень хорошо. Оцените свою работу на листочке самооценки.
Ребята, а теперь мы с вами рассмотрим физическую карту нашей Российской Федерации, где показаны месторождения полезных ископаемых. Перед вами на партах лежат листы с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким же значком обозначен уголь. Кто мне покажет месторождение угля на карте? Месторождение песка? Месторождение гранита?
5. Работа над темой.
А теперь ребята мы с вами познакомимся с горючим полезным ископаемым, которым богата наша РТ.
Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать, о чем я говорю.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? Слайд 7.
Правильно, это нефть. Как еще по другому называют нефть? ( « черное золото»)
А теперь я вас познакомлю с нефтью.
Какими же свойствами обладает нефть?
Цвет – наливаем в колбу.( темный цвет)
Запах – дать понюхать детям.( запах есть )
Растворение в воде- наливаем в воду. ( легче воды )
Маслянистая – в колбе смотрим.
Жидкая – в колбе смотрим.
Ребята, в целях пожарной безопасности, мы не будем поджигать нефть. Она очень хорошо горит, значит, она еще и горючая.
— Ребята, а что изготавливают из нефти .
— А может кто-нибудь знает, где и как добывается нефть?
6. Итог
Молодцы ребята! А теперь вернемся к нашей интеллект –карте.
1) С чем же мы сегодня познакомились? Что нового узнали?
А что мы с вами исследовали?
Использованная литература:
Сухарёв Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ. Г. Чапаевск,1994 год.
Использованные Интернет ресурсы:
http://www.asia.ru/images/target/photo/50461249/Blue_Pearl_Granite.jpg-гранит
http://images01.olx.ru/ui/2/67/42/t_22366542_1.jpg- каменный уголь
http://aysedora.com.ua/Portals/7/Art_therapy/sand/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA_9.jpg-песок
http://do-finance.com/uploads/posts/1284411028_cena-na-neft.jpg- нефть
Приложение 1
План исследования свойств полезного ископаемого.
| |
2. Запах |
|
3. Твердость, мягкость |
|
4. Прочность, хрупкость |
|
5 . Сыпучесть |
|
6. Растворимость |
|
7. Тяжелее или легче воды |
|
8. Горючесть |
|
Приложение 2
Листок самооценки.
Ф.И. ______________________________________
Блиц-опрос | Работа в группе | Оценка за урок | |
Оценка
|
|
|
|