Муниципальное общеобразовательное

учреждение общеобразовательная

школа №1 с углубленным изучением

отдельных предметов города Бугульмы РТ

Урок-исследование

по окружающему миру в 3 классе

«Полезные ископаемые»

подготовила

учитель начальных классов

Самматова Эльмира Замиловна

Бугульма ,2010

Тема: полезные ископаемые.

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»Класс: 3.

Форма урока: групповая.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам;

  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • учебник «Мир вокруг нас » для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);

  • коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

  • презентация;

  • мультимедиа, интерактивная доска;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Ребята наш сегодняшний урок будет продолжением темы « Полезные ископаемые». В начале мы с вами проведем блиц – опрос « дополни высказывание» по пройденному. ( учитель читает ученики дописывают на листочке высказывание)

Блиц-опрос.

1. Ископаемые называют полезными, потому что…

2. Скопление полезных ископаемых в земле называют…

3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто — на воздухе, то такой способ добычи называют…

4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи.

— А теперь ребята, мы с вами проверим . Слайд 2.

Если ответ верный ставите « + », если нет то «-». Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.

3.Работа по теме урока.

Теперь ребята рассмотрим нашу интеллект-карту, которая называется « полезные ископаемые». Слайд3.

— Давайте посмотрим что вы можете сказать об этой интеллект- карте. Что мы знаем?

— Ребята, а кто знает, какие полезные ископаемые добывают открытым способом?

— А закрытым способом?

— А что значит открытый или закрытый способ?

Дальше мы с вами посмотрим, что мы не знаем?

Да, мы не знаем виды. Сегодня мы с вами познакомимся с видами полезных ископаемых. Проведем исследовательскую работу по изучению их свойств.

-Давайте же посмотрим какие же виды бывают? ( ответы учеников).

-Сегодня мы остановимся на 2 видах полезных ископаемых. Это горючие и строительные. А остальные виды вы будете изучать в старших классах.

4. Работа в группах.

Теперь мы будем работать в группах. Я вас разделила на 3 группы.

1 группа будет исследовать свойства гранита.

2 группа будет исследовать свойства каменного угля.

3 группа будет исследовать свойства песка.

В конце исследования вы должны будете защищать свою работу.

( Выступление 1 группы)

Слайд 4. Добыча и применение гранита.

— В нашем городе из гранита сделан памятник павшим героям, где горит вечный

огонь.

( Выступление 2 группы)

Слайд 5. Где применяется и каким способом добывается?

( Выступление 3 группы)

Слайд 6.. Где применяется и каким способом добывается?

Молодцы ребята, все группы работали очень хорошо. Оцените свою работу на листочке самооценки.

Ребята, а теперь мы с вами рассмотрим физическую карту нашей Российской Федерации, где показаны месторождения полезных ископаемых. Перед вами на партах лежат листы с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким же значком обозначен уголь. Кто мне покажет месторождение угля на карте? Месторождение песка? Месторождение гранита?

5. Работа над темой.

А теперь ребята мы с вами познакомимся с горючим полезным ископаемым, которым богата наша РТ.

Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать, о чем я говорю.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? Слайд 7.

Правильно, это нефть. Как еще по другому называют нефть? ( « черное золото»)

А теперь я вас познакомлю с нефтью.

Какими же свойствами обладает нефть?

Цвет – наливаем в колбу.( темный цвет)

Запах – дать понюхать детям.( запах есть )

Растворение в воде- наливаем в воду. ( легче воды )

Маслянистая – в колбе смотрим.

Жидкая – в колбе смотрим.

Ребята, в целях пожарной безопасности, мы не будем поджигать нефть. Она очень хорошо горит, значит, она еще и горючая.

— Ребята, а что изготавливают из нефти .

— А может кто-нибудь знает, где и как добывается нефть?

6. Итог

Молодцы ребята! А теперь вернемся к нашей интеллект –карте.

1) С чем же мы сегодня познакомились? Что нового узнали?

А что мы с вами исследовали?

Использованная литература:

Сухарёв Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ. Г. Чапаевск,1994 год.

Использованные Интернет ресурсы:

http://www.asia.ru/images/target/photo/50461249/Blue_Pearl_Granite.jpg-гранит

http://images01.olx.ru/ui/2/67/42/t_22366542_1.jpg- каменный уголь

http://aysedora.com.ua/Portals/7/Art_therapy/sand/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA_9.jpg-песок

http://do-finance.com/uploads/posts/1284411028_cena-na-neft.jpg- нефть

Приложение 1

План исследования свойств полезного ископаемого.

1. Цвет

2. Запах

3. Твердость, мягкость

4. Прочность, хрупкость

5 . Сыпучесть

6. Растворимость

7. Тяжелее или легче воды

8. Горючесть

Приложение 2

Листок самооценки.

Ф.И. ______________________________________

Задание

Блиц-опрос

Работа в группе

Оценка за урок

Оценка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here