Тема: Пожар. Пожарная безопасность.
Цель урока – систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.
Задачи:
образовательные:
выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;
систематизировать знания обучающихся о причинах и мерах предупреждения пожаров;
развивающие:
развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
формировать умение аргументировать своё мнение;
воспитательные:
развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;
воспитывать уважение к мнению собеседника;
развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;
формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и окружающих.
Тип урока: комбинированный (открытие новых знаний, обобщение и систематизации знаний)
Методы обучения:
проблемный
метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности
поисковый
Формы работы:
коллективная
индивидуальная
групповая
Оборудование:
презентация, конверт с заданиями, плакаты , игрушки (пожарная машина, утюг, ведро, лопатка), стационарный телефон, компьютер, рабочие тетради № 2.
Литература:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2. М., 2012;
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2012;
Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях- 1. М., 2005.
Задание для 3 – й группы ( памятка)
Как следует вести себя во время пожара?
Выберите, какие действия являются верными, определите. Обозначьте цифрами порядок действий.
Вызвать пожарную службу по телефону 01 или 112.
Собрать вещи и любимые игрушки.
Сообщить точный адрес, фамилию, имя.
Сохранять спокойствие.
Начать тушить пожар самостоятельно, без взрослых.
Срочно покинуть помещение, плотно прикрыв за собой двери.
Бегать по всей квартире и смотреть во все окна.
Сказать оператору, что горит.
Если рядом есть взрослые, позвать на помощь.
Физкультминутка – игра «Это я, это я, это все мои друзья»
— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
— Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
— Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
— Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Продолжаем работу. Закрепление. Учитель: — Ребята, сегодня вы узнали, как предвидеть опасность, предупреждать её и действовать в случае пожара, а также вызывать пожарную службу. Итак, напомните, — Мы позвонили по номеру 01. Кто к нам приедет? Дети: — Приезжают пожарные.
Учитель: — Верно, приезжают сотрудники пожарной части. На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди — пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую, пожарным помогают и обычные люди
Выходит ученик в костюме пожарного и читает стихи. У пожарных есть помощники – те устройства и приспособления, с помощью которых они тушат пожар. (показ) — Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя эту профессию?
А кто-нибудь знает историю пожарной службы?
(Работа с учебником – с 23-25 ( пожарный шланг – брандспойт, огнетушитель, ремень, каска, перчатки, маска на лицо и т.д.)
Учитель: Сегодня наш пожарный будет мне помогать, хорошо?
Просмотр презентации «Твои действия при пожаре»
Практическая работа в группах ( по 1 уч-ку от группы). Анализ и разыгрывание ситуаций
(«вызов» пожарной охраны) Что нужно сообщить, вызывая сотрудника пожарной службы?
Дети: — Указать, что горит, фамилию, имя, точный адрес.
Учитель: — По каким номерам нужно звонить, чтобы вызвать пожарных?
Дети: 01, 112 .
Задание для каждой группы.
а) — А вот кто – то оставил тлеющий костёр. Как поступить? ( Ребёнок подходит и выбирает ведро с водой и ведро с песком, лопатку
б) пожар в доме-А теперь представьте, что нужно выбраться из задымлённого помещения.— Как при этом поступить? (Ребёнок берет ткань, смачивает её под струёй воды, прикрывает нос, накрывается одеялом, пригибается и выходит).
в) А если задымился электроприбор? (Ребёнок выходит, обесточивает, накрывает одеялом)
Учитель: — Молодцы!
Но помним о том, что тушить пожар должны взрослые!
Пожар в школе. Об эвакуации
Учитель: — Когда у нас в школе проходят учебные пожарные тревоги, что мы должны делать, как себя вести? Дети: — Эвакуироваться.
Учитель: — Что такое эвакуация? Дети: — Это выход из опасной зоны. Учитель: — Ваши действия? (Выслушиваются ответы учащихся. Подводится итог.)
Как в школе узнаем ,что случился пожар? Как мы должны действовать? Куда идти?
Подведём итоги:
— Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся поблизости.
— Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
— Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
— Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
— Запомни это сам и расскажи другим.
Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!
Закрепление изученного на уроке.
— О чём мы говорили на уроке? Чем опасен пожар?
Обобщение по теме.
1.БЛИЦ-ОПРОС (прилагается)
2.Составление памятки для первоклассников (работа в парах)
Памятка «Чтобы не было пожара»
1.Нигде и никогда не играйте со ____________и ______________.
2.Самостоятельно не зажигайте ___________________________.
3.Не оставляйте включенным _____________________________.
4.Если случился пожар, предупредите ______________________
и позвоните по телефону _____.
5.Сообщите…
6.Скажите …
V. Итог урока. Рефлексия Ну а наш урок подошел к концу. Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? (Хором отвечают) — Какой момент урока вам больше всего запомнился?
— Что совершенно новое вы узнали на уроке?
— А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
— Я …доволен своей работой.
Выводы
2.Сегодня я научился…Теперь я смогу…Мне было трудно ( легко)
Я понял что, …
Я хочу быть живым и здоровым, поэтому я …
— Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. — Желаю вам здоровья и добра.
Дети, большое спасибо вам за проделанную работу! За активную работу на уроке я вам дарю раскраски с изображением пожарного и памяткой «Что делать в случае пожара».
Домашнее задание. составь рассказ на тему»Что я расскажу младшим о пожаре».
В подарок гостям для поднятия настроения – танец «Ладошка»
Рекомендации для занятий дома с родителями
1. БЛИЦ-ТУРНИР
1.Неконтролируемое горение. Пожар.
2. Активный «помощник» пожара. Кислород
4. Головной убор пожарника. Каска.
5. Прибор для направления струй воды. Брандспойт, ствол
6. Емкость для хранения воды на случай пожара. Резервуар.
7. За какое время сгорает полностью жилой деревянный дом? за 40 минут.
8. Человек, жилище, которого уничтожено пожаром. Погорелец.
9. То же, что и шланг. Рукав.
10. Высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. Каланча.
11. Гидрант – это уличная колонка для отбора воды из водопроводной сети при тушении пожара.
«Это я, это я, это все мои друзья!»
— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
— Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
— Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
— Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?