УМК «Гармония» 2 класс
Форма Земли
(урок – исследование)
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №166 города
Новоалтайска Алтайского края»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: Форма Земли
Вид урока: Урок-исследование
Тип урока: Получение новых знаний
Методическая цель урока: Познакомить с новым видом урока: урок-исследование, включённым в учебный процесс, на основе технологии Савенкова Александра Ильича
Цель: Создать условия для развития исследовательского поведения у учащихся посредством проведения экспериментов и наблюдений для доказательства шарообразности Земли.
Задачи:
-
Расширить представления о Земле как шарообразном космическом теле.
-
Познакомить учащихся с древними представлениями о Земле, её форме.
-
Продолжить формировать навыки исследовательской деятельности с помощью наблюдений, эксперимента.
-
Развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства.
-
Использовать полученные знания для объяснения окружающего мира.
-
Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные компетенции: умение работать в паре, высказывать свои мысли, способность принимать свои ошибки.
Решаемая проблема урока: Какова форма Земли
Формируемые УУД: Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения
В ходе урока формируются общеучебные компетенции:
-
Учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
-
Учебно-интеллектуальные (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
-
Учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Педагогические технологии:
-
Личностно – ориентированного обучения
-
Объяснительно – иллюстративного обучения
-
Педагогика сотрудничества
-
Информационно-коммуникативная технология
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, мячи, лампа, игрушки-кораблики, плоская фигура-круг, детские рисунки, папки «Я исследую мир» для учащихся.
Литература:
-
Программа «Окружающий мир» Автор: О.Т. Поглазова — Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
-
Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 2 кл общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010.
-
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2006.-480 с.
-
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент. Психологический настрой учащихся.
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
2.Актуальность знаний, постановка проблемы.
3.Составление плана работы
4.Реализация плана работы
5.Итог урока
6.Рефлексия
7.Домашнее задание
-Вспомните, как мы познаём окружающий мир?
-А как его изучают учёные?
-Сегодня на уроке мы опять будем исследователями.
-Что мы уже исследовали как астрономы?
-На уроке мы продолжаем разговор о нашем доме – планете Земля.
— На прошлом уроке, я попросила вас написать, что вы ещё хотите узнать о планете Земля?
-Прочитав ваши пожелания, я поняла, что некоторым, из вас интересно узнать какую форму имеет Земля. Кто-то скажет: «Да мы это уже знаем. Это неинтересно»
-А вы знаете, какую форму имеет наша планета?
-А вы можете доказать, что Земля имеет форму шара?
-А интересно вам узнать, как люди установили, какую форму имеет Земля?
-Чтобы узнать, как люди, доказали, что Земля — шар, пройдём вместе интересный путь открытий — с глубокой древности до сегодняшних дней.
-Пусть на этом пути рядом с вами будут друзья, с которыми вам будет интересно делать открытия, на которых вы можете положиться.
-Работать будем в парах.
-Необходимо помнить условия работы в паре, назовите их.
Работа с папками исследователей.
-Спланируем нашу работу.
-С чего начинаем работу?
-Итак, назовите тему урока.
Слайд №1
-Какую цель поставим?
Слайд №2
-Запишите на листочках, и поместите в карманчике вашей папки.
Работа с условными обозначениями. Учитель выставляет карточки на магнитную доску.
(Уточнение понимания детьми символического обозначения методов исследования с помощью следующих карточек-символов, карточки выставить на доску)
-
1.Подумать самостоятельно
2.Понаблюдать
3.Провести эксперимент
3 .
44 . Посмотреть в книгах
5.Спросить у других людей.
6. Познакомиться с кино- и телефильмами.
7. Найти информацию по Интернету.
-Ну, а теперь в путь.
1.Подумать самостоятельно
-Вспомните и расскажите то, что каждый из нас знает по этой теме урока.
-Какие достоверные факты о шарообразности Земли нам известны?
Слайды №3,4
На доске:
Доказательства
1.Снимок из космоса.
-Запишем, что…(Земля- шар)
-Обратимся дальше к папкам исследователей.
2. Понаблюдать
-При изучении темы «Луна», мы обратили с вами внимание на то, что Луна имеет разный вид. Вспомните, почему так бывает?
Слайд №5,6
-Какое явление можно было наблюдать в прошедшие выходные: 10 декабря 2011 года?
Слайд №7
-А как вы понимаете «полное лунное затмение?
Выдвижение гипотезы:
(Переход со слайда №7 на слайд №2 с помощью гиперссылки) Слайд №2
-Давайте предположим, что Земля не шарообразная, а плоская.
Так думали об этом люди в древности.
(Показать вырезанный из картона круг).
-Отправляемся в далёкое прошлое.
(Каждая пара учащихся получает рисунок, показывающий, как разные народы представляли себе устройство мира.)
-Рассмотрите рисунки.
— Расскажите, какой люди представляли Землю в далёком прошлом?
(Слайд №8,9,10)
-А давным-давно, в Древней Индии считалось, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе, которая плывёт среди безграничного океана. (Слайды №11,12)
— Как вы думаете, почему именно так?
(Слайд № 13)
Древнегреческий учёный Пифагор, живший в V веке до новой эры, считал ее шарообразной, но доказать правильность своей точки зрения не мог.
Итак, запишите условным знаком, что Земля – шар.
Физминутка
3.Провести эксперимент
-Давайте проведём следующий эксперимент:
Проследим, как меняется тень от геометрических фигур.
(Свет лампы падает на плоскую круглую фигуру. Постепенно вращаем данную фигуру и наблюдаем за её тенью).
(Аналогично вращаем мяч или шарик. Наблюдаем за тенью.)
-Итак, что можете сказать?
Доказательства (на магнитной доске)
1.Снимок из космоса.
2. Полукруглая тень Земли на Луне.
—Тень на Луне от Земли не меняет свою форму, значит
Земля …?
Работаем дальше.
4. Обратимся к специалисту
(На уроке присутствует учитель географии, который на доступном уровне для детей-второклассников, расскажет о кругосветном путешествии Магеллана вокруг Земли)
— Вспомните, как в русских народных сказках Иванушка – дурачок ходил на край света искать счастье. Но возвращался ни с чем. Почему?
-Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах, Таких торговцев называли купцами. Отправлялись в путешествие и по суше и по морю — на маленьких кораблях. Первых морских путешественников предупреждали, что Земля плоская и на краю ее Всемирный океан падает в пропасть огромным водопадом. Корабль, который доплывет до края Земли, свалится в бездну и погибнет.
-Далекие путешествия помогали людям все больше и лучше узнавать Землю. Появились карты земной поверхности, хотя еще далеко не полные и не точные.
(Слайд № 14,15)
(Слайд № 16)
-Великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая.
(Слайд № 17)
Отправившись на запад к островам пряностей, он вернулся домой с другой стороны, с востока.
-Путешествие было трудным. Сам Магеллан погиб во время сражения с аборигенами на одном из островов.
-Именно путешественники смогли доказать, что Земля имеет форму шара….
-Запишем, что…(Земля круглая, как шар)
Доказательства
1. Снимок из космоса.
2. Круглая тень Земли на Луне.
3. Кругосветное путешествие.
Физминутка
Хотя, люди не могли поверить, что Земля-это шар. — Допустим, Земля шарообразна,- рассуждали они. – Но ведь когда корабль спустится с ее верхушки и съедет в нижние области земного шара, ему невозможно будет подняться обратно — на гору!
-Проведём ещё один эксперимент.
Попробуем отправиться в путешествие. Сначала мы это сделаем по плоской поверхности (например, по парте).
(Аналогично двигаемся по мячу или шарику)
-Что вы заметили?
(Слайд №18)
-Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но вниз не падают.
(Слайд № 19 )
-Ответим на вопрос: почему люди не падают с Земли?
-Земля очень велика. Она с большой силой притягивает к себе (как магнит – железо) все предметы, находящиеся как на её поверхности, так и над ней.
-Все мы хорошо знаем, как опасно упасть с высокого дерева. Земля притягивает нас к себе с такой большой силой, что, падая на неё даже с небольшой высоты, можно сильно удариться.
-Давайте проведём следующий опыт:
Подбросим кверху шарик или мячик. Как вы думаете, куда он полетит?
-Правильно, сначала он полетит вверх, так мы определили ему путь, а потом мяч упадёт вниз.
-Бросьте кверху камень, он всё равно упадёт вниз. Даже пуля, выпущенная из ружья с огромной скоростью снизу вверх, обязательно упадёт на земную поверхность, хотя и удалится сначала от неё на большое расстояние.
-А чтобы пуля (или какой-либо другой предмет) действительно могла улететь прочь с Земли, нужно заставить её двигаться с огромной скоростью – пролетать в одну минуту около 700 километров. Иначе притяжение Земли всё равно заставит пулю снова упасть на земную поверхность.
-Вот почему люди могут жить на шарообразной Земле со всех её сторон и никуда с Земли не падать.
Итак, четыре доказательства того, что Земля имеет форму шара.
Доказательства
1. Снимок из космоса.
2. Круглая тень Земли на Луне.
3. Кругосветное путешествие.
4. Постепенное исчезновение предмета из вида и его возвращение с другой стороны.
Подведём итог:
-Назовите тему урока
-Назовите цель, поставленную в начале урока.
-Назовите (предположение) гипотезу:
-Доказали мы или опровергли наше предположение?
-Как?
-Продолжите предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-Я узнал, что…
-Что осталось вам узнать самим по папке исследователя?
-Это и будет домашнее задание.
Молодцы! Спасибо всем за урок.
-Окружающий мир мы познаём через наблюдения, читаем книги и энциклопедии, смотрим телепередачи, спрашиваем у взрослых.
-Учёные тоже наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают свои предположения, затем их проверяют. Ещё учёные наблюдают за природой с помощью изобретённых приборов: микроскопов, телескопов. По результатам исследований учёные вводят новые понятия, формулируют законы природы.
-Как астрономы мы изучили Солнце, Луну, узнали о планетах солнечной системы и о созвездиях.
Могут быть такие высказывания: Земля имеет форму шара (яйца).
Земля круглая.
Некоторые учащиеся могут сказать о том, что если бы Земля была плоская, то с восходом Солнца у всех жителей должно одновременно наступить утро. Но это не так. Мы сейчас сидим на уроке, а где-то в другой части Земли дети ещё спят или встречают родителей с работы.
-Думаю сам.
Высказываю мнение своему соседу.
Внимательно слушаю соседа.
Приходим к общему мнению.
-Выясняем тему и ставим перед собой цель
Тема урока: Форма Земли
Найти доказательства того, что Земля имеет форму шара
-Этот знак помогает вспомнить и рассказать то, что каждый из нас знает по этой теме.
Интересный способ узнать новое – наблюдение. Если внимательно слушать и смотреть, то можно увидеть много необычного.
Эксперимент – значит «проба» или «опыт». Это главный метод в исследованиях. Исследователь предполагает, сравнивает, проверяет и делает выводы.
Д Данный знак подсказывает нам, что многое можно прочитать в книгах, в энциклопедиях, словарях и даже в сказках.
Спросить можно у взрослых, у друзей, спросить у знакомых по
телефону.
Много нового можно найти не только в книгах, но и по телевизору. Это настоящий клад для исследователя.
Компьютер ещё один помощник юного исследователя.
ответы детей
Фотография Земли из космоса
Дети условными знаками изображают, что Земля – шар.
Обозначение помещают в карманчике Подумать самостоятельно
Луна-холодное космическое тело, отражает свет от Солнца.
Луна вращается вместе с Землей вокруг Солнца. И Солнце с разных сторон освещает Луну. В то время, Земля заслоняет Луну от солнечного света. Луна в течение месяца меняет форму, потому, что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли.
-Было полное лунное затмение
-Тень от Земли полностью закрыла Луну от Солнца.
Дети условными знаками изображают, что Земля – круг.
1. Люди думали, что Земля похожа на блин, который находится на трёх китах, а Солнце вращается вокруг Земли.
2. Люди думали, что Земля похожа на блин, который находится посреди океана, сверху купол, в котором 2 окошка для того, чтобы Солнце всходило и выходило.
3. Люди думали, что Земля похожа на блин, который находится посреди океана, сверху шатёр – звёздное небо.
-Отсутствие необходимых знаний.
Недостаточность наблюдений.
Отсутствие транспортных средств.
Не совершались кругосветные путешествия и т.д.
Дети условными знаками изображают, что Земля – шар. Обозначение помещают в карманчике Понаблюдать
-При вращении плоской геометрической фигуры тень постоянно изменяется. А вот тень от мяча или шарика остаётся одной и той же. Опыт показывает, что Земля – шар.
-Земля – шар.
Дети условными знаками изображают, что Земля – шар. Обозначение помещают в карманчике Провести эксперимент
-Он не мог найти край Земли. Края Земли не существует.
Дети условными знаками изображают, что Земля – шар. Обозначение помещают в карманчике Обратимся к специалисту
-Двигая кораблик вперёд, «доплыли» до края парты, обратно вернуться он не сможет.
-Когда кораблик двигался по шару (мячу) кораблик постепенно исчезает из вида, через некоторое время он возвращается с другой стороны, появляется постепенно из-за изгиба шара (мяча). Именно так доказали путешественники форму Земли.
Предположения детей.
Предположения детей.
Тема урока – Форма Земли.
Цель: Найти доказательства того, что Земля имеет форму шара
Земля не шарообразная, а плоская.
Гипотезу мы опровергли.
Мы рассказывали то, что сами знаем о форме Земли, проводили опыты, обращались к специалисту.
Нам осталось спросить у других людей, посмотреть в книгах, познакомиться с кино- и телефильмами, можно посмотреть передачу «Галилео», обратиться к сетям Интернета.
-