Муниципальная общеобразовательная школа

«Северная средняя общеобразовательная школа №1

Белгородского района Белгородской области»

Урок окружающего мира

в 3 классе

по теме «Природа Тундры»

Подготовила:

Кравченко Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «Северная СОШ№1»

2012г

Тема: «Природа тундры». Урок-экспедиция

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Задачи:

  1. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от ее природных условий.

  2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД):

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Оборудование: карта природных зон, карточки с тестами, дифференцированными заданиями, лист самооценки, рабочие тетради, презентация 1.

ХОД УРОКА.

. Организационный момент.

  • Сегодня мы проводим необычный урок — экспедицию. Для успешной работы необходимо создать 3 отряда: географы, зоологи, ботаники (ученики делятся на группы). Каждая группа выбирает капитана, который поведёт за собой к новым открытиям.

Зоология — наука о животных.

Ботаника — наука о растениях.

География — изучает поверхность земли.

II. Проверка домашнего задания.

Слайд №1

Экспедиция. (Ответы детей)

— Какими словарями вы пользовались?

Экспедиция-поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Бывают экспедиции научные, военные, спасательные.

— О какой экспедиции вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей)

— Отправной точкой нашего маршрута будет проверка готовности.

Слайд №2

— Сверьте свои ответы.

1

Слайд №3

— На протяжении всего урока вы будете заполнять лист самооценки. Он лежит у вас в тетради. Заполните первую строчку – поставьте оценку за домашнюю работу.

Заполняют первую строчку.

. Постановка учебной задачи.

— А теперь послушайте рассказ, который укажет нам цель путешествия.

«Юра над Вовой пошутил:

  • Посмотри, что ты нарисовал: мухомор больше сосны, а люди настоящие великаны!

  • Напрасно ты над ним смеешься сказал вдруг папа,- однажды мне привелось видеть такие вещи в действительности: грибы возвышались над деревьями совсем так, как у Вовы на рисунке. Люди же на этом листе и не поместились бы вовсе. Там, наверное, правильней было бы называть грибы «надберёзовиками».

  • Как вы думаете, как же называется этот удивительный край?

Предположения детей.

— Вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки полосой шириной в 300-500 километров протянулась тундровая природная зона, переходящая от зоны тайги к полярным пустыням. (Работа с картой природных зон)

V. Актуализация знаний.

— Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем природу тундры, пользуясь планом.

На доске план изучения природной зоны:

        1. Географическое положение. Природные условия.

        2. Животный мир.

        3. Растительный мир.

— Свои наблюдения занесем в дневники экспедиции. Помогать нам в работе будет учебник и дополнительные тексты.

V. Работа над новым материалом.

— Прочитайте текст учебника c111-117, для более полного ответа воспользуйтесь энциклопедиями.

1) Групповая работа.

— А теперь начните работу в группах. Задание для каждой группы находятся у капитанов.

2

Ботаники – расскажите о растениях тундры (учебник + дополнительный материал, гербарий)

Зоологи – расскажите о животных тундры (учебник + дополнительный материал, иллюстрации)

Географы — расскажите о ландшафте и климатических условиях тундры (учебник + дополнительный материал, карты физическая и природных зон)

2) Проверка работы в группах.

Капитаны зачитывают дневники экспедиции.

— Кто хочет внести дополнение (Ответы детей)

— Оцените работу каждого отряда. Поставьте полученные результаты в листок самооценки.

V. Физминутка.

VI. Просмотр презентации.

Слайд №4 –9

VIII. Закрепление изученного. Обобщение.

  • Подошла к концу наша экспедиция и пришло время обобщить полученные вами сведения.

Дифференцированные задания.

  • Перед вами наборы карточек разного цвета, выберите любую и выполните задания.

Учащиеся выбирают любую карточку и выполняют задание. (2 оставшиеся карточки из набора ребята могут взять домой, чтобы выполнить задание)

Карточка №1.

1.Какие растения встречаются в тундре?

2.Почему именно они могут расти в тундре?

3.Как животные тундры приспособились к суровым условиям обитания?

3

Карточка№2

1.Запиши слова в таком порядке:

а) Травы: ____________________________________________________

б) Кустарники: _______________________________________________

в) Лишайники: _______________________________________________

Слова для справок: ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза, куропаточья трава, голубика, пушица.

2.Перечисли животных тундры?

3.Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:

Карточка №3

1.Назови растения тундры?

2.Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в тундре:

Волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь, северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк, куропатка.

— Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Как вы считаете, на какую оценку вы выполнили это задание? Поставьте эту оценку в лист самооценки.

— Давайте подведем итог нашему уроку. Вспомните, какие цели ставили? Достигли их? (Не до конца, мы не изучили население тайги и экологические проблемы.) Эти вопросы мы будем обсуждать на следующем уроке.

      • Что понравилось, что запомнилось во время экспедиции?

      • Что вас заинтересовало особенно в нашем путешествии?

IX.Рефлексия «Все в твоих руках».

— На листе бумаги обведите руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным

Указательный – узнал много нового – желтым

Безымянный – на уроке я был активным — синим

Средний – мне было трудно – зеленым

Мизинец – для меня было недостаточно информации — фиолетовым

. Домашнее задание.

— Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1. Стр. 111-117, пересказ.

2. РТ c.45 № 96-97

4

Использованная литература

  1. Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 5-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  2. Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – ИЗД. 4-е, испр.- Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2011.

  3. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944стр.

  4. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География / Авт.-сост. В.А.Маркин; Худож. А.В.Кардашук и др. – М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2001. -557с: ил.

  5. Электронное пособие «Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова» серии «Для преподавателей начальной школы» Издательство «Учитель», 2009.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here