Чинман Таисия Павловна
учитель начальных классов
МОУ Гимназия №10 г Твери.
Класс: 3
Предмет: окружающий мир ( учебник по программе Занкова)
Тема урока: Смешанные леса
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
Цель: сформировать представления учащихся о жизни леса, познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов, развивать познавательную активность учащихся, умение использовать в работе раннее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, воспитывать бережное отношение к лесу, её обитателям, ко всей природе.
Задачи:
-
выяснить, как в смешанном лесу выживают большие и маленькие растения
-
учить самостоятельно получать необходимую информацию, работая с учебником
-
развивать познавательные умения: сравнивать, обобщать, делать выводы.
-
развивать монологическую речь
-
воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование:
-
презентации «Смешанный лес», «Редкие растения и животные нашего края», «Это удивительное животное – бобр»
-
проектор, компьютер
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
— Добрый день! Приятно видеть вас на уроке. вас хочу пригласить вас в экспедицию. А куда? Вы сейчас узнаете.
(2Слайд- леса с пением птиц.)
-Куда же мы отправимся ? (В лес.)
Итак, мы отправляемся в лес
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
II. Проверка домашнего задания.
-Но прежде, чем отправиться в экспедицию, я хочу узнать, а вы готовы к путешествию?
-Расскажите, какое значение имеет лес для человека и природы? (Снабжает кислородом, очищает воздух от пыли, сохраняет влагу).
-А ещё я приготовила вам необычный диктант, графический. Если вы согласны с утверждением, то используете знак хвойное дерево, не согласны — знак лиственное дерево. (3.Слайд- знаков)
-
Зона лесов России расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены все 4 времени года.
-
Лесная зона расположена южнее зоны степей.
-
Почвы в лесной зоне, как в степях плодородные и чернозёмные.
-
Для лесной зоны характерны обильные осадки, которые дают возможность расти не только травам, но и деревьям, и кустарникам.
-
Природная зона лесов состоит из трёх частей (подзон).
-Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. (4.Слайд -ответов и оценок).
Молодцы. ( собрать листочки с ответами)
— Используя ответы, определите тему урока? О каком типе леса мы будем сегодня говорить. (5.Слайд -смешанного леса).
-Итак, мы отправляемся в экспедицию в смешанный лес. Какие задачи в процессе экспедиции нам необходимо решить? (6.Слайд -задачи урока).
-
Познакомиться с растениями и животными леса.
-
Выяснить, как выживают большие и маленькие деревья в лесу.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
-Чтобы отправиться в лес, мы проложим тропинку, (7. Слайд) по которой пойдём. Вспомните план по которому изучают любую природную зону ( уч. стр 36)
III. Изучение нового материала.
1) Работа с картой.
-Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идёт на запад широким веером, расширяясь к северу и к югу. Характерной чертой данного леса является относительно развитый травяной покров, почвы – серые дерново-подзолистые.
(8. Слайд- леса, карта).
2) -Лес- это дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома,- тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называют ярусами.
-А как вы думаете, сколько таких этажей- ярусов в лесу?
-Давайте посмотрим на схему «Ярусы леса» (9.Слайд). Сколько ярусов вы увидели здесь?
-Назовите их. (Высокие деревья, деревья пониже ,кустарники, травы)
-А как называется самый нижний, 5 ярус? (Почва).
-Любой дом имеет фундамент, в лесном доме таким фундаментом является почва. В почве есть подземные коммуникации- корни деревьев и трав, они и образуют самый нижний 5 ярус.
3) Работа в парах.
-А вот какие растения, в каком ярусе растут, это вы сейчас и определите. Для начала давай те разгадаем загадки. Ответы запишите в тетрадь.
4) Мини-презентация растений (слайд10-14).
-Учитель: (Загадки о растениях)
1 загадка:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.(Берёза.)
— Что можете рассказать о березе.
-2 загадка:
Хоть плохо я одета,
Но, друзья, мои, всегда,
И весной, и жарким летом
Я дрожу, как в холода. (Осина.)
— Что можете рассказать об осине.
-3загадка:
Она к осеннему балу
Снова надела кораллы,
Пылают они далеко,
Всякий увидит легко. (Рябина.)
— Что можете рассказать о рябине.
-4загадка:
Её в лесу всегда найдёшь-
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
— Что можете рассказать оеле.
-5загадка:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
— Дальше вы должны определить, в каком ярусе растет, какое растение. Для этого откройте учебник стр. 114, перед Вами схема.
Работаем в парах. Помним правила работы в парах: работаем тихо и слышит вас только сосед.
— А теперь мы проверим результаты вашей работы:
— Как вы думаете, в каком ярусе растёт рябина? (малина, осина, ель, берёза.)
(15.Слайд схемы ярусы леса)
Физминутка (Слай16)
Молодцы, пришло время немного отдохнуть:
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вправо.)
Три — грибок, (Наклоны влево .)
Положил их в кузовок.
отдохнули мы чудесно
и пора нам сесть на место
— А в каком ярусе растет гриб?
А теперь посмотрим ещё какие растения растут в четвёртом ярусе?
(17Слайды растений)
5. (18Слайд смешанного леса )
— Количество ярусов зависит от типа леса. Вы наверное заметили, чем больше ярусов тем гуще тень. Но растения не могут жить без света. Как же разрешить этот вопрос природы? Ваше мнение?
— А что об этом мы можем найти в учебнике? (19Слайд – учебник )
Самостоятельное чтение.
Вывод: Растения приспособились к разному освещению. Есть растения светолюбивые и есть теневыносливые. (20-24Слайды раннецветущих растений)
— Данным растениям не грозит засуха. Подумайте, что заставляет эти растения спешить зацвести и образовать семена. Ваше мнение.
— А как думает по этому поводу наш проводник? (25Слайд учебник) чтение вслух.
— Какой делаем вывод?
Вывод: Раннецветущие растения в смешанном лесу спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрыты листвой.
— Но лес богат не только растениями, но и своим животным миром. Животный мир смешанных лесов богатый и разнообразный. (Слайд №26) Животные тоже селятся по ярусам, в зависимости от того, где они добывают корм и устраивают свое жилье (гнезда, норы) – на деревьях, кустарниках, на земле и в земле.
Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными. В нашей стране ведётся работа по восстановлению и охран видового состава животного мира
Отгадайте кроссворд (слайд №27) и узнайте, для какого животного был создан заповедник в Воронежской области .
Задания-загадки к кроссворду
— 1. Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт? (Белка)
2 Всю ночь летает —
мышей добывает.
А станет светло —
спать летит в дупло. (сова)
3. дикий зверь тропой бежит
То как хрюкнет, завизжит, с ним детишек караван
Этот зверь лесной – (кабан)
4. Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись —
Хищник опасный. Зовут её (Рысь)
Проверка: это животное бобр
— Об этом удивительном животном нам расскажет Короп Арина
( презентация приготовлена учеником)
— Мы живем с вами тоже в лесном краю. В наших лесах много разнообразных растений и животных. Есть среди них и редкие, и необычные. Вот о них нам и расскажет Нестеренко Ирина. ( презентация приготовлена учеником)
IV Итог урока..
— Подходит к концу наше путешествие. Решили ли мы поставленные задачи.
— О каких растениях леса вы сегодня узнали?
— Сколько ярусов в смешанном лесу?
— Какие это ярусы?
— А что означают эти значки? (Слайд №29)
V. Д/з.
— А лес всегда одинаковый? Вот вам и предлагается (Слайд №30) , приготовить сообщения на тему «Сезонные изменения леса» ( 1 ряд – хвойный лес, 2. Ряд – смешанный лес, 3 ряд –широколиственные леса», причем надо рассказать об изменениях в определенном сезоне, подсказкой вам может служить учебник стр. 124-138)
VI. Заключение.
— В тетрадях на печатной основе разгадать кроссворд «Растения леса» (Слайд №31) ,
— Оценка за работу.
— Я хочу узнать ваше мнение об уроке
— если во время экспедиции вам было интересно, узнали новое – желтый лист клёна.
— если что-то непонятно, вам необходима помощь — возьмите красный лист клёна. А теперь на прощание взмахните листочками.
(Слайд №32) ,