Технологическая карта урока/занятия
«Тропинки родного края» | ||
Класс | 1 | |
Тип урока/занятия | Урок решения практических задач | |
Технология построения урока/занятия | Проблемно-диалогическая | |
Тема | Растения Иркутской области | |
Цель | Создание условий для проявления познавательной активности ученика; получения представления о растениях Иркутской области | |
Основные термины, понятия | Карта Иркутской области, Красная книга Иркутской области, хвойные и мелколиственные леса. | |
Планируемый (ожидаемый) результат: Желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации; применение полученных знаний в жизненных ситуациях. | ||
Предметные умения
| Личностные УУД: — проявлять интерес к учебному материалу; — устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; — определять правила работы в группе. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности занятия; — принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей; — искать способ решения учебной задачи, осуществляя пробы. Познавательные УУД: общеучебные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; логические – уметь строить рассуждения в форме простых суждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблемы. Коммуникативные УУД: — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общении и взаимодействии. | |
Организация пространства: дети распределены на 4 группы по 7 человек. | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Журналы «Сибирячок», 2000 -2008 г, Технические средства обучения: Компьютер, медиа проектор Интернет: http://issuu.com/irkipedia/docs http://baikalpress.ru/sm/2008/14/006003.html http://bogard.isu.ru/cbd/redbook/show_all_plants.htm
|
Дидактические задачи этапов занятия
Дидактические задачи
| |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на занятии: создание положительного отношения и благоприятного настроя на предстоящую работу. Выработка осознанного вхождения ученика в пространство учебной деятельности на занятии. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -проявлять готовность начать учебную деятельность; -осуществлять самоконтроль. коммуникативные: -излагать свое мнение, аргументируя его. | 1.Приветствие учащихся. 2.Проверка готовности.
– Проверим готовность к нашему занятию! — Почему это важно? | Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место. Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего рабочего места. |
Актуализация знаний
| Предметные: — правильно называть звуки леса Метапредметные (УУД): познавательные: — умение сравнивать, классифицировать. регулятивные: —умение | Слайд 2. Задаёт вопросы ученикам, даёт прослушать аудиозапись (звук шума листвы и голосов птиц). — Ребята закройте, глаза, прослушайте аудиозапись. |
Слушают аудиозапись
|
| контролировать правильность ответов своих одноклассников коммуникативные: —слушать и понимать речь одноклассников | — Что вы услышали? Чьи звуки? — Подумайте, где можно услышать эти звуки? (в лесу) — Кто из вас был в лесу?
|
Осознанно отвечают на поставленные вопросы |
Постановка учебной проблемы | Предметные: — составление карты Иркутской области. Метапредметные (УУД): познавательные: — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: — высказывать свои предположения; коммуникативные: — точно и полно выражать свои мысли. | Слайд 3. 1. Распределение задач по группам.
Игра «Собери мозаику» — Сегодня мы будем говорить о растениях, которые обитают в той области, которую вы соберёте из «пазл». — Работаем по группам! Кто быстрее? — Что у вас получилось? (карта Иркутской области)
|
Принимают учебную задачу.
Работают в группах. Составляют мозаику.
Высказывают свои предположения.
|
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: — определять и формулировать цель своей деятельности
| – А много ли растений вы знаете, которые растут только в Иркутской области?
— Поставьте себе цель сегодняшнего занятия. — Что же нам на занятии предстоит выяснить? — Для чего всё это нам нужно знать?
|
Сталкиваются с незнанием многих растений.
Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
|
Открытие нового знания | Предметные: — знать отличительные особенности растительного мира Иркутской области.
Личностные: — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в группе; — формирование уважительного отношения к мнению другого.
| 1.Выдвижение гипотезы.
— Посмотрите на физическую карту Иркутской области, какой растительный мир Иркутской области? Какие у вас есть предположения, мысли?
2.Формулирование вывода Слайд 4
— Из вышесказанного можно сделать вывод, что растительный мир Иркутской области |
Слушают, рассматривают карту Иркутской области.
Осознанно отвечают на поставленные вопросы.
|
Открытие нового знания |
Метапредметные (УУД) регулятивные: — выдвигать свои гипотезы; — отличать верно выполненное задание от неверного;
познавательные: — овладеть умениями поиска и выделения необходимой информации; — уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | очень разнообразен и отличен от растительного мира западных областей России. 3.Первичное закрепление.
— Я сейчас буду загадывать загадки, а вы говорить отгадки и рассказывать об отгаданном растении.
А) деревья: — Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель) Слайд 5
— Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) Слайд 6
— Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (Лиственница) Слайд 7
— У какого дерева плоды растут на макушках ветвей? (Кедр) Слайд 8
Физминутка. Слайд 9 — Утром дети в лес пошли Наклонялись, собирали
Б) цветы: — Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник) Слайд 10
|
Высказывают свое мнение
Отгадывают загадку. Рассказывают о данном растении.
Повторяют движения за учителем. |
Открытие нового знания |
| — Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной. Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной (ландыш) Слайд 11
— Как называется это растение? (купальница) Слайд 12
— Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами? (шиповник) Слайд 13
В) Ягоды — Что за бусинка вот тут
— Как называется ягода, созревающая в конце июня начале июля, с дивным чарующим ароматом? (земляника) Слайд 15
— Какая ягода снега не боится? (клюква) Слайд 16
— Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами (черника) Слайд 17
— Какую лесную ягоду любит медведь? (малина) Слайд 18
4. Знакомство с проектом Красной Книги Иркутской области. Слайд 19
|
Отгадывают загадку. Рассказывают о данном растении.
|
Открытие нового знания |
|
-Прочитайте предложение на слайде Как вы его понимаете? (Земля – наш общий дом, и мы должны его беречь и охранять!) Слайд 20 — Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов для включения в Красную книгу Иркутской области утвердил губернатор Дмитрий Мезенцев. В список включено 408 видов растений и животных. — Красная книга Иркутской области будет издана до конца 2010 года. Ее тираж составит 1 тыс. экземпляров, также она будет выпущена на компакт-дисках.
|
Читают предложение.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Применение нового знания |
Предметные: — уметь различать растения Иркутской области от других. Метапредметные (УУД) регулятивные: — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; познавательные: — осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: работать в группе, осуществлять взаимоконтроль, оказывать помощь друг другу |
Исследовательская работа — Сейчас мы будем работать группами и решать экологические задачи. Выполнение разноуровневых заданий. Учитель раздает конверты с карточками разной сложности (картинки различных растений). — Найдите и уберите лишнее растение. — Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом |
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.
Каждая группа учеников выбирает свой уровень задания.
Выполняют работу: выбирают растения Иркутской области. |
|
| Физминутка — Игра: «Это делают любители природы?» — Если согласны — хлопайте, если нет – топайте! — Любители природы: — Разоряют птичьи гнёзда? (нет) — Вывешивают скворечники и кормушки? (да) — Рвут цветы охапками? (нет) — Сажают деревья? (да) — Оберегают родники? (да) — Собирают берёзовый сок? (нет) — Ломают ветки деревьев? (нет) — Разоряют муравейники? (нет) — Жгут прошлогоднюю траву? (нет) — Убирают за собой мусор? (Да) | Слушают учителя. Отвечают жестами на вопросы
|
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: — устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Метапредметные (УУД): регулятивные: осуществлять самоконтроль; — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | — Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? — На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Работа в парах — Ребята, подведем итог нашего занятия. Расскажите друг другу о приобретённых на занятии знаниях. Для этого воспользуйтесь фразами, которые записаны на слайде 21 – Я узнал … — Я удивился … — Я запомнил … — Оцените свою работу, показав смайлик. | Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают другу другу о приобретённых на занятии знаниях.
Отвечают на вопрос учителя смайликами. |
Список используемой литературы
-
Адольф Т.А. и др. Заповедными тропами. М.: Просвещение, 1993.
-
Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 5.
-
Жукова Т.И. Часы занимательной экологии. М.: Просвещение, 1993
-
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
-
Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005.
-
Новосёлова Т.М., Павловская Т.А. «Тропинки родного края». Авторская комплексная образовательная программа. – Иркутск, 2009.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд, испр. и доп. – Самара, 2007.
-
Сборник «Сибирячок» №1, 2 2007. Иркутск: Вост -Сиб книжное изд-во, 2009.
-
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сборник нормативных и методических материалов. Ч.1. 3-е изд., перераб. и допол. / автор-составитель Чистякова Л.А.- Иркутск: ИИПКРО, 2012.