Житина Александра Борисовна,
ГБОУ СОШ № 534
г. Москвы
учитель начальных классов
Урок окружающего мира
«Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте»
( 4 класс, УМК «Гармония»)
Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте
Задачи:
Образовательные:
-
сформировать умение работать с картой полушарий;
-
выявить общие и отличительные черты глобуса и карты
Развивающие:
-
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
-
развивать внимание, активность
-
развивать пространственное воображение, мышление, речь
Воспитательные:
-
формировать умение работать в группе;
-
воспитывать чувство взаимопомощи;
-
учить уважительно относиться друг к другу
Оборудование: интерактивная доска «Smart Board», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний.
Разгадайте кроссворд. (слайд 2)
-
Самая длинная параллель.
-
Точка, где сходятся все меридианы.
-
Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.
-
Линии, параллельные экватору.
-
Модель Земли.
Ответы.
-
Экватор.
-
Полюс.
-
Меридиан.
-
Параллели.
-
Глобус.
3
2
4
5
— Итак, что же такое глобус? (слайд 3)
— Глобус – это модель Земли.
— Почему глобус имеет форму шара и вращается?
— Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.
— На какие полушария разделен глобус экватором?
— На Северное и Южное
— На какие – начальным меридианом?
— На Западное и Восточное
— Что можно увидеть на глобусе?
— Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
— Что на глобусе изображено голубым цветом?
— Океаны, моря, реки, озера
— Каким цветом на глобусе показаны участки суши?
— Зеленым, желтым, коричневым.
— Молодцы!
3. Сообщение темы урока.
— На прошлом уроке мы с вами были космонавтами и наблюдали Землю из космоса.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
— Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода. (слайд 4)
— В кругосветное путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (класс заранее разделен на 4 группы)
— Удобно ли брать глобус в путешествие?
— Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены.
— Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (слайд 5)
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
— Карта.
— Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в кругосветном путешествии.
4. Изучение нового материала.
— Рассмотрите карту полушарий. Какой масштаб карты?
— В 1 см 220 км.
— Покажите на карте меридианы. Какое направление они указывают?
— Север — юг
— Покажите параллели. Какое направление они указывают?
— Запад – восток.
— Экватор. На какие два полушария делит экватор Землю?
— На Северное и Южное
— Что объединяет эти линии?
— Это воображаемые линии. (слайд 6)
— Что еще вы видите на карте полушарий?
— Материки и океаны.
— Что такое материк?
— Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. (слайд 7)
— Сколько материков на Земле?
— 6
— Назовите их.
— Отправляемя в путешествие от самого маленького материка.
— Покажите его на карте.
— Австралия.
— В каком полушарии он находится?
— Восточное полушарие.
— Какой материк самый большой?
— Евразия.
— Где он находится?
— Восточное полушарие.
— Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
— Африка.
— Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?
— Северная Америка и Южная Америка.
— Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?
— Антарктиду.
— Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов. Давайте посмотрим небольшой видеоролик про Антарктиду.
— Можно ли Антарктиду и Австралию объединить в одну группу?
— Можно. Оба материка расположены в Южном полушарии.
— Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.
— Какие океаны пересекли мы во время плавания? (слайд 8)
— Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.
— По какому океану мы не плыли?
— Северный Ледовитый океан.
— Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.
— Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.
— Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
— Евразию и Северную Америку.
— Какой океан омывает сразу 4 материка?
— Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)
— В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
— В восточном полушарии.
— Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?
— Правильно, острова.
— Далеко ли от материков находятся острова?
— Нет.
— Покажите на карте полушарий острова.
— Наше кругосветное путешествие подходит к концу. А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие вокруг света?
— Нет.
— В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек. (слайды 9 — 14 )
Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал, в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. ( капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)
Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.
Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.
Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.
Работа в группах.
Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать на каждом корабле свою карту полушарий. Для этого у вас есть контур карты полушарий и контуры материков. Наклейте материки на карту и подпишите их названия.
Ребята работают в группах, затем созданные карты помещаются на выставку.
Итог урока.
— Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
— Карта полушарий.
— Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?
— Какие материки увидели во время плавания?
— Чем сходны и чем различаются материк и остров?
— Какие океаны пересекли?
Закончить наше путешествие я хочу стихотворением. (слайд 15)
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Ребята, берегите нашу Землю.
Урок окончен. Спасибо.