Иванова Татьяна Александровна

МБОУ «Чихачёвская СШ»

Псковская область

Учитель начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе по теме

«Конституции РФ – 20 лет. Государственные символы России »

Урок разработан в соответствии ФГОС по программе «Школа России»

Провела учитель начальных классов МБОУ «Чихачёвская СОШ»

Бежаницкого района Псковской области

Иванова Татьяна Александровна

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Конституции РФ -20 лет. Государственные символы России»

Цели:

1)Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны;

2) Развивать у школьников чувство гордости за Россию;

3) формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому;

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, презентация

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД :

осознание учащимися сущности и значения государственных символов страны, Конституции;

Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя, освоение способов проявления уважения к основному закону страны, к государственным символам;

Познавательные УУД: осмысление понятия «закон, порядок», наблюдать и делать выводы;

Коммуникативные УУД: построение осознанных ответов, умение вступать в диалог с учителем и со сверстниками;

1 Организационный момент

2 Самоопределение к деятельности

Учитель

-Добрый день, мои юные друзья! Я приветствую вас на уроке окружающего мира. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

(дети рассматривают страницы учебника и пытаются назвать тему урока

— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (дети отвечают)

Учитель

-Правильно. Мы будем говорить о нашей Родине, о Конституции, о символах России)

3 Актуализация знаний.

Учитель

-Мы с вами живём в прекрасной стране, имя которой Россия.

Вы правы, из множества маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Ребята, а смогли ли вы изобразить свой родной уголок, дом, в котором живёте, который любите?

(дети отвечают утвердительно)

Учитель

-А что бы вы для этого использовали?

(знаки, символы, изображения)

4 Работа по теме урока

— Ребята! А что вы можете рассказать о своей стране?

(дети отвечают)

Учитель

-Наша страна отличается от других государств:

-языком;

-своими символами

-историей

-обычаями

-традициями

Учитель

У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.

-Как вы думаете, что такое символы?

Символы государства — это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина.

Кто может назвать символы любого государства?

-Флаг, герб, гимн.

Учитель

— Ребята, 1 сентября линейка в нашей школе началась с гимна РФ. Как вы думаете, почему?

Слайд 2

(Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Прослушивание гимна

— Какие чувства испытывали вы, слушая гимн России?

(дети отвечают)

Учитель

-Правильно. Мы испытываем любовь, гордость, уважение, скорбь по погибшим.
-Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

-Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь, пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

Слайд 3

-А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

-Откройте рабочую тетрадь и выполните задание № 3

Вырежьте из Приложения к учебнику 3 цвета флага и правильно их приклейте в рабочую тетрадь

Учитель

-Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Слайд 5

Учитель:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Золотой двуглавый орел – символ солнца и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, как знак государственности, а в левой – держава, как знак законности и права. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона. Всадник – знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.

Учитель

— Кто знает, как зовут этого всадника?

Георгий Победоносец

— Что вы знаете о нём?

Святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах.

-Молодцы! Правильно.

Учитель

Все государственные символы сами по себе не существуют. Они утверждены Президентом нашей страны и закреплены в главном законе нашего государства. А как он называется?

-Конституция РФ

Учитель

— Правильно. В Конституции закреплены не только символы страны, но и все правила, по которым живёт наш народ.

5 Беседа учителя о Конституции РФ

12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства — 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.

Слайд 6

Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего, для того, чтобы не

чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики мы понимаем неповторимость родной страны, чувствуем уважение, гордость за достижения своей страны, любовь к Отечеству.

Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы Конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.

Рефлексия

Учитель

А теперь проверим свои знания и выполним небольшой тест по теме урока

Слайд 7-8

— Подходит к концу наш урок. Оцените свои достижения на уроке.

Продолжите любое предложение:

-На сегодняшнем уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за…

-После урока мне захотелось…

-Учитель

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужное многое знать и уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.

Мы сегодня вновь акцентировали свои знания о символах государства российского, узнали о Конституции нашей страны, его истории, о правах и обязанностях граждан. Вы научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Мы узнали, что Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Эта дата будет широко отмечаться.

Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. Но всегда помните, что другие граждане Российской Федерации имеют такие же права.

Творческое задание по выбору

  1. Придумать и нарисовать герб своего класса;

  2. Найти информацию и рассказать в классе о гербе Псковской области;

Литература:

1)А.А. Плешаков Учебник «Окружающий мир» 2 класс, М., «Просвещение», 2011г.

2) Комплект познавательных мини-плакатов: Герб РФ, Гимн РФ, Президент РФ, Флаг РФ/Творческий Центр Сфера, 2013

3) Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации.

4) Т.А.Шорыгина «Наша Родина – Россия».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here