Иванова Татьяна Александровна
МБОУ «Чихачёвская СШ»
Псковская область
Учитель начальных классов
Урок окружающего мира во 2 классе по теме
«Конституции РФ – 20 лет. Государственные символы России »
Урок разработан в соответствии ФГОС по программе «Школа России»
Провела учитель начальных классов МБОУ «Чихачёвская СОШ»
Бежаницкого района Псковской области
Иванова Татьяна Александровна
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Конституции РФ -20 лет. Государственные символы России»
Цели:
1)Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны;
2) Развивать у школьников чувство гордости за Россию;
3) формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому;
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, презентация
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД :
осознание учащимися сущности и значения государственных символов страны, Конституции;
Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя, освоение способов проявления уважения к основному закону страны, к государственным символам;
Познавательные УУД: осмысление понятия «закон, порядок», наблюдать и делать выводы;
Коммуникативные УУД: построение осознанных ответов, умение вступать в диалог с учителем и со сверстниками;
1 Организационный момент
2 Самоопределение к деятельности
Учитель
-Добрый день, мои юные друзья! Я приветствую вас на уроке окружающего мира. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
(дети рассматривают страницы учебника и пытаются назвать тему урока
— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (дети отвечают)
Учитель
-Правильно. Мы будем говорить о нашей Родине, о Конституции, о символах России)
3 Актуализация знаний.
Учитель
-Мы с вами живём в прекрасной стране, имя которой Россия.
Вы правы, из множества маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Ребята, а смогли ли вы изобразить свой родной уголок, дом, в котором живёте, который любите?
(дети отвечают утвердительно)
Учитель
-А что бы вы для этого использовали?
(знаки, символы, изображения)
4 Работа по теме урока
— Ребята! А что вы можете рассказать о своей стране?
(дети отвечают)
Учитель
-Наша страна отличается от других государств:
-языком;
-своими символами
-историей
-обычаями
-традициями
Учитель
— У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.
-Как вы думаете, что такое символы?
Символы государства — это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами — ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина.
Кто может назвать символы любого государства?
-Флаг, герб, гимн.
Учитель
— Ребята, 1 сентября линейка в нашей школе началась с гимна РФ. Как вы думаете, почему?
Слайд 2
(Гимн — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)
Прослушивание гимна
— Какие чувства испытывали вы, слушая гимн России?
(дети отвечают)
Учитель
-Правильно. Мы испытываем любовь, гордость, уважение, скорбь по погибшим.
-Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)
-Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
—Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь, пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)
Слайд 3
-А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?
-Откройте рабочую тетрадь и выполните задание № 3
Вырежьте из Приложения к учебнику 3 цвета флага и правильно их приклейте в рабочую тетрадь
Учитель
-Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)
—Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?
Слайд 5
Учитель:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Золотой двуглавый орел – символ солнца и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, как знак государственности, а в левой – держава, как знак законности и права. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона. Всадник – знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.
Учитель
— Кто знает, как зовут этого всадника?
— Георгий Победоносец
— Что вы знаете о нём?
— Святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах.
-Молодцы! Правильно.
Учитель
Все государственные символы сами по себе не существуют. Они утверждены Президентом нашей страны и закреплены в главном законе нашего государства. А как он называется?
-Конституция РФ
Учитель
— Правильно. В Конституции закреплены не только символы страны, но и все правила, по которым живёт наш народ.
5 Беседа учителя о Конституции РФ
12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства — 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.
Слайд 6
Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего, для того, чтобы не
чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики мы понимаем неповторимость родной страны, чувствуем уважение, гордость за достижения своей страны, любовь к Отечеству.
Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы Конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.
Рефлексия
Учитель
— А теперь проверим свои знания и выполним небольшой тест по теме урока
Слайд 7-8
— Подходит к концу наш урок. Оцените свои достижения на уроке.
Продолжите любое предложение:
-На сегодняшнем уроке я узнал….
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-После урока мне захотелось…
-Учитель
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужное многое знать и уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.
Мы сегодня вновь акцентировали свои знания о символах государства российского, узнали о Конституции нашей страны, его истории, о правах и обязанностях граждан. Вы научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Мы узнали, что Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Эта дата будет широко отмечаться.
Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. Но всегда помните, что другие граждане Российской Федерации имеют такие же права.
Творческое задание по выбору
-
Придумать и нарисовать герб своего класса;
-
Найти информацию и рассказать в классе о гербе Псковской области;
-
Литература:
1)А.А. Плешаков Учебник «Окружающий мир» 2 класс, М., «Просвещение», 2011г.
2) Комплект познавательных мини-плакатов: Герб РФ, Гимн РФ, Президент РФ, Флаг РФ/Творческий Центр Сфера, 2013
3) Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации.
4) Т.А.Шорыгина «Наша Родина – Россия».