Малютина Елена Анатольевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№6»

г. Сосновый Бор Ленинградской обл.

Пед.стаж – 24 года ;

Урок открытия нового знания

по окружающему миру в 4 классе.

Тема : « Зона степей » .

По учебнику « Окружающий мир» 4 класс

авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

изд.-во «Просвещение» 2010 год.

УМК «Школа России»

Тема урока « Зона степей ».

Цели урока: Сформировать представление учащихся о зоне степей;

развивать познавательный интерес;

умение использовать в работе ранее полученные знания;

правильно выражать свои мысли, сравнивать, рассуждать,

анализировать и делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: географическая карта природных зон; план – рассказ

о природной зоне; план рассказа о животном; картинки с изображением зоны степи; картинки с изображением животных и растений зоны степи; гербарии растений зоны степи; индивидуальные карточки для учащихся; дневники наблюдения; текст стихотворения П. Вяземского «Степь»; учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешакова издательство «Просвещение» 2009г.

САМОАНАЛИЗ

урока открытия нового значения по окружающему миру

4 класс по УМК « Школа России» .

Учитель: Малютина Е.А.

Тема: Зона степей.

Тип урока: открытие нового знания.

Данный урок является первым в теме «Зона степей» и опирается на раздел

темы « Природные зоны».

На этапе актуализации знаний предлагаю задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности, наряду с повторением уже изученного материала, необходимого для работы над новой темой. Использовала метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт.

На этапе постановка учебной задачи попыталась с помощью литературных образов обозначить задачу урока. Было использовано стихотворение «Степь» П. Вяземского.

Для открытия новых знаний была применена работа в группах , где учащиеся пытались найти ответы на поставленные задачи. Ими были использованы материалы, которые учитель приготовил к данному уроку ( картины степи , гербарии, изображения животных степи, дидактическая литература- « Я познаю мир», «Атлас-определитель» А.А. Плешакова).

Первичное закрепление осуществляется через комментирование, проговаривание в группах. При самостоятельной работе использую прием взаимопомощи. Большинство детей в классе « визуалы » , поэтому обязательно использую наглядность, для снятия напряжения проводится физкультурная минутка.

Работа в группах позволила применить новые знания в создании проблемной ситуации : «причины и следствия , влияющие на природу степи» и оформление учителем таблицы с опорой на ответы детей. Учащиеся работали в группах по алгоритму, выполняли задания с удовольствием.

При выполнении самостоятельной работы применила дифференцированный подход в обучении, что дает возможность каждому ученику выполнить задание по его подготовленности. При составлении заданий использовала типы: реконструктивно-вариативные, частично-поисковые, творческие.

На уроке использовала коллективный диалог, подводящий диалог, работу с учебником, деятельностный метод .

Форма обучения: классно-урочная, работа в группах.

Роль учителя: направить познавательную активность учащихся на «открытие» новых знаний путем системы вопросов и заданий подводящего диалога, создание проблемной ситуации и методы решения.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности .

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне .

Учитель:- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Назовите их.

Ученики: — Работать дружно, быть внимательными друг к другу,

вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.

Самопроверка домашнего задания.

Дежурный сообщает прогноз погоды, отмечает погоду в классном календаре природы условными знаками. Весь класс проверяет по своим дневникам наблюдения.

Oтвет ученика: — Сегодня (число) ожидается (облачная, пасмурная )

погода (с осадками, без осадков). В природе продолжается (листопад, снегопад). День ( убывает, прибывает).Восход солнца, заход солнца, долгота дня.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для

« открытия нового знания».

Учитель: — По какому разделу мы сейчас работаем?

Ученики: — Мы работаем по разделу «Природные зоны».

Учитель: — Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?

Ученики перечисляют изученные зоны.

Учитель: — Какую зону мы исследовали на прошлом уроке?

Ученики: — Мы изучали зону лесов.

Учитель вызывает по желанию 3-х учеников. Первому ученику дано задание : рассказать о полосе лесов по плану на первые два пункта.

ПЛАН .

1.Расположение природной зоны.

2. Климат.

— продолжительность зимы и лета; какая зима и лето; осадки;

ветер;

3. Растения.

4. Животные.

5. Занятия населения.

Второму ученику дано задание: подумать, почему леса называют

«легкими планеты»? Третьему ученику дано задание: выбрать верное утверждение, доказав.

Карточка 1.

Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

Карточка 2.

Перевозка грузов на кораблях, научные исследования, охота.

Карточка 3.

Лесозаготовки, охота, земледелие, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Беседа с классом.

Учитель : — На предыдущем уроке вы получили задание выполнить реферат по плану « Опиши животного лесной зоны». Назвать животного и чем питается.

Учащиеся показывают рефераты и выставляют на стенд «Природа и мы».

План описания животного.

  1. Название животного.

  2. Группа животных ( птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающиеся или всеядные, растительноядные , насекомоядные , хищники ).

  3. Чем питаются.

  4. Значение в природе.

Учитель: — Почему много животных в полосе лесов? Надо ли охранять ,беречь природу?

Ответы детей. Самооценка отвечающих по заданиям.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (« Чего мы еще не знаем?»).

Дети разбиты на 4 научные группы: географы, ботаники, зоологи,

социологи.

На доске рисунки степи (это могут быть слайды).

Учитель: — Какова же тема нашего урока? ( Дети строят и высказывают свои предположения).Да, речь будет идти о зоне степей. Прослушайте стихотворение П. Вяземского «Степь».

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла.

Шагом , с важностью спокойной

Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы – матушка Россия,

Какова она ни есть!

Учитель: — Перед нами стоит задача ,почему необходимо сберечь

сохранившиеся участки степей ? Как это сделать?

  1. «Открытие» учащимися нового знания.

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Учитель: — Чтобы ответить на наш вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

( План рассказа о природной зоне записан на доске). Какие есть предположения в каждой научной группе о своем знании зоны степей?

Ученики каждой группы выдвигают свои предположения.

— Давайте теперь посмотрим в учебники, прочитаем и более

подробнее узнаем о зоне степей.

(Дети читают текст учебника, обмениваются мнениями. Им предстоит выбрать отвечающего, который будет представлять свою научную группу).

  1. Физкультурная минутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

  1. Первичное закрепление.

Цель: прочитывание и проговаривание нового материала.

Учитель: — Вспомним алгоритм работы в парах, группах.

Алгоритм работы в парах, группах.

  1. Прочитай текст.

  2. Выбери, отметь главные мысли.

  3. Обсуди в группе.

  4. Составь план ответа.

Учитель предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. (Географы, ботаники, зоологи, социологи).

Выступающий ученик использует картины, гербарии, предоставленные учителем в качестве дополнительного материала.

Класс слушает докладчика, добавляют своими ответами.

Группа « географы» обозначила границы зоны, выбрала картины с изображением зоны степей, рассказала о климате — вывод.

Группа «ботаники» использовали в своем докладе гербарии растений и полезные ископаемые (почва-чернозем). Попытались ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.

Группа «зоологи» проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?

Группа « социологи» попытались доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи? Учитель обобщает знания детей, дополняет и делает вывод об особенностях зоны степей. Делая вывод, учитель ставит проблему перед детьми.

Учитель : — Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи ?

(На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).

Ученики: — Вырубка лесных полос.

Учитель: — Какие следствия?

Ученики: — Ветры суховеи.

Учитель:- Неправильная распашка почвы.( Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение плодородной почвы).

Учитель: — Суховеи. (Ветер будет выдувать верхний , плодородный слой почвы. Пыльные бури).

Учитель: -Смыв почвы водными потоками.(Нарушение почвы, смыв

перегноя).

ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВИЯ

1.Вырубка лесных полос 1.Ветры суховеи.

2.Неправильная распашка почвы . 2.Разрушение почвы, рост

рост оврагов, нарушение

3.Суховеи. плодородной почвы.

3.Ветер будет выдувать

верхний ,

плодородный слой.Пыль-

ные бури.

4.Смыв почвы водными 4.Нарушение почвы, смыв

потоками. перегноя.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Небольшой объем самостоятельной работы выполняется письменно.( Поуровневое задание).

Детям задание с цветными карточками знакомо: самое трудное задание -красный цвет карточки, самое легкое – зеленый цвет. Дети выбирают по желанию.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА.

1.Растения степи :

ирис ковыль береза тюльпан типчак полярная ива

2.Животные степи :

Суслик дрофа соболь белая сова рысь степной хорек

3.Занятия людей степи:

Охота рыболовство земледелие садоводство разведение дроф

СИНЯЯ КАРТОЧКА.

1.Перечисли растения степи.

2.Перечисли животных степи.

3.Занятия людей степи.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА.

1.Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь, к степным условиям обитания?

2.Составьте 1-2 цепи питания животных, характерные для зоны степи.

3.Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как внешне определить, что это степь?

9.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель спрашивает ответы детей , нацеливая их ответы на главный вопрос: « Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?».

10..Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель : — Какую ставили цель?

Ученики: — Познакомиться с зоной степей.

Учитель: — Какую ставили задачу? Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степи. Удалось решить поставленную задачу? Где можно применить новые знания? Какой вид работы понравился? Дом .задание : нарисуй , как ты представляешь себе степь.Спасибо за урок.

Список литературы.

1.Поурочные разработки по окружающему миру к учебнику 4 класс А.А.Плешакова.

2.Стихотворение Вяземского «Степь».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here