Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №22 г. Белгорода»

Средняя общеобразовательная школа №41

Икона семьи

Внеклассное мероприятие

(10-11 классы)

Разработали: Жарова Валентина Ивановна,

учитель православной культуры

МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода;

Исик Анастасия Юрьевна,

учитель православной культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»

Белгород 2011

Икона семьи

Цель:

Помочь осмыслить сложившуюся в русском обществе в течение столетий традицию семейного устроения и воспитания на примере царской семьи — раскрыть сущность, брака, назначения семьи, правильного ее устроения, роли мужа, жены, воспитания детей;

Задачи:

Расширить знания учащихся по истории Отечества по теме «Жизнь последнего Российского императора Николая II»;

— Показать жизнь царской семьи как пример нравственного подвига;

— Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость общественного института – семьи.

Ход сценария (сопровождается презентацией):

[Слайд 1]

[Cлайд 2]. (Голос за кулисами): «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя…» — (Ведущий, выходя из-за кулис): с такими словами обратился пророк и вождь Израиля Моисей к своему народу, завершив с ним сорокалетнее странствие по пустыне. Эти слова фактически стали предсмертным завещанием Моисея, и они выразили сущность Завета (Договора), установленного Богом с человечеством на все времена

Ведущая: Менялись представления о нравственном идеале святости, совершенствовалась религиозная этика, но суть Завета остается неизменной. В религиозном смысле у души человеческой есть одна подлинная жизнь – в Боге, а всякое отпадение и отдаление от Бога погружает ее в состояние смерти. Так устроен мир, в котором мы помимо своей воли появились на свет, но единственно от нашей воли зависит, приобщимся ли мы в нем к подлинной жизни.

Ведущий: Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.

Ведущая: Выйдя в мир на Свое открытое служение роду Человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Канне Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.

Ведущий: «Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», — говорит о святости брака Климент Александрийский. «От Тебе бо сочетавается мужу жена», — сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Твою…и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленными союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа в Церкви.

Ведущая: Образцом, иконой семьи называют семью последнего российского императора Николая II [Просмотр видеоролика – 3,5 мин].

Ведущая: В браке Николая II с царицей Александрой так раскрылась единственность и незаменимость человека, что двое действительно стали одной плотью. Это величайшая редкость — подлинная семейная жизнь, где двое соединяются во Христе, где раскрываются слова Писания «Тайна сия великая» [Слайд 3 ].

Ведущий: Император и его жена сумели пронести через 24 года своей совместной жизни чувство взаимной глубокой нежности и привязанности. За это время они не написали ни одного письма, в котором вновь бы не признались друг другу в любви. До конца жизни Император называл свою супругу не иначе как «мое родное любимое солнышко, дорогая жена» [Слайд 4].

Ведущая: «По плодам их узнаете их». Каков же плод, который принесли Царственные мученики? В первую очередь — это дети [Слайд 5]. В воспоминаниях современников говорится, что всем княжнам с детства было привито чувство долга. Взаимная забота, участие, нежность, молитвы друг о друге и о родителях. Все это рисует образ семьи как малой Церкви.

Ведущий: Они были настолько единомысленны, что всей семьей заботились о своем народе и готовы были пожертвовать жизнью ради России. Царская семья была удостоена мученического венца. Мы знаем, что такой участи как награды заслуживают лишь люди чистые сердцем. И то, что погибли они все вместе, тоже неслучайно. Здесь сбылись слова Писания: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [Слайд 6].

Ведущая: В сентябре 1899 года, через 5 лет после свадьбы императрицы Александры Федоровны и императора Николая II, когда они имели уже троих дочерей [Слайд 7], с особым чувством императрица перечитывала книгу Дж. Р. Миллера «Домостроительство, или Идеальная семейная жизнь». Цитаты ясно показывают, что было близко сердцу ее, что ее мучило и беспокоило в повседневной жизни.

Ученица: Взошла луна… Полуночь просияла,

И средь немой, волшебной тишины

Песнь соловья так сладко зазвучала,

С лазоревой пролившись вышины.

Ученик: Ты полюбила,- я любим тобою,

Возможно мне, о друг, тебя любить!

И ныне песнью я зальюсь такою,

Какую ты могла лишь вдохновить. (Звучит песня «Соловей» на слова и музыку архидиакона Романа)

Ведущая: День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни [Слайды 8-9]. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

(Танец «Вальс» в музыкальном сопровождении Георгия Свиридова: Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» — «Вальс» ).

Ведущий: По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха [Слайд 10].

(На фоне музыкального сопровождения Г. Свиридова «Весна и Осень»)

Ученик: О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей.

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ученица: Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел- спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой.

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески- живой?

Ученик: И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Ученица: Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

[Слайд 11].

Ученик: О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

[Слайд 12] .

(На фоне музыки Г. Свиридова «Пастораль»).

Ведущая: Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.

Ведущий: Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что- нибудь идет не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.

Ученица: Склонить голову на грудь

И руку ему сжать,

И чувствовать, хоть давит грусть,

Что есть кому понять.

Отправиться в бурлящий мир,

В опасный трудный путь,

И знать, что место есть, где ждут,

Где можно отдохнуть.

В далекой мгле, как сквозь туман,

Для спутника унылого

Мелькает тень, то не обман,

То тень жилища милого.

Ведущая: Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Ведущий: Еще один важный элемент в семейной жизни- это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим.

Ведущая: Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не поговорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга [Слайд 13].

(на фоне музыки Г.Свиридова «Отзвуки вальса».

Ученик: Во дни надежды молодой,

Во дни безоблачной лазури

Нам незнакомы были бури,-

Беспечны были мы с тобой.

Ученица: Для нас цветы благоухали,

Луна сияла только нам,

Лишь мне с тобою по ночам

Пел соловей свои печали.

Ученик: — В те беззаботные года

Не знали мы житейской прозы:

Как хороши тогда,

Как свежи были розы!

Ученица: То время минуло давно…

— Изведав беды и печали,

Мы много скорби повстречали;

Но унывать, мой друг, грешно:

Взгляни, как Божий мир прекрасен;

Небесный свод глубок и чист,

Ученик: Наш сад так зелен и душист,

Ученица: И теплый день, и тих, и ясен,

Пахнул в растворенную дверь;

Ученик: В цветах росы сияют слезы

Ученица: Как хороши тогда,

Как свежи эти розы!

Ученик: За все, что выстрадали мы,

Поверь, воздастся нам сторицей.

Дни пронесутся вереницей,

И после сумрачной зимы

Опять в расцветшие долины

Слетит счастливая весна;

Ученица: Засветит кроткая луна;

Ученик: Польется рокот соловьиный,

Ученица: И отдохнем мы от труда,

Ученик: Вернутся радости и грезы:

Вместе: Как хороши тогда,

Как свежи будут розы!

[Слайд 14].

Ведущая: Нет сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей [Слайд 15]. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

[Слайд 16] .

Ведущий: На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я»- больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.

Ведущая: «Дети- это апостолы Бога,

Которых день за днем

Он посылает нам, чтобы говорить

О любви, мире, надежде!»

[Слайд 17] .

Ведущий: Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

Ученица: «Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,

Когда б в нем не было детей,

За нами- только пустота,

А впереди- лишь смерти тень.

Ученик: Что значат листья для дерев?

И свет, и воздух через них,

Сгущаясь в сладкий, нежный сок,

Идут в стволы, питая их.

Ученица: Как будто листья в том лесу-

Для мира дети; их глазами

Воспринимаем мы красу,

Дарованную небесами».

Ведущий: Великое дело — взять на себя ответственность за эти юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; ведущая: великое дело — пестовать их, формировать их характер — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом.

Ведущий: Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога [Слайд 18].

(Песня «Колыбельная»):

Спи в колыбели нарядной,

Весь в кружевах и шелку,

Спи, мой сынок ненаглядный,

В теплом своем уголку!

В тихом безмолвии ночи

С образа, в грусти святой,

Божией Матери очи

Кротко следят за тобой.

Сколько участья во взоре

Этих печальных очей!

Словно им ведомо горе

Будущей жизни твоей.

Быстро крылатое время,

Час неизбежный пробьет;

Примешь ты тяжкое бремя

Горя, труда и забот.

Будь же ты верен преданьям

Доброй, простой старины;

Будь же всегда упованьем

Нашей родной старины!

С верою твердой, слепою

Честно живи ты свой век!

Сердцем, умом и душою

Русский ты будь человек!

Пусть тебе в годы сомненья,

В пору тревог и невзгод,

Служит примером терпенья

Наш православный народ.

Спи же! Еще не настали

Годы смятений и бурь!

Спи же, не зная печали,

Глазки, малютка, зажмурь!..

Тускло мерцает лампадка

Перед иконой святой…

Спи же беспечно и сладко,

Спи, мой сынок, дорогой!

Ведущая: Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей [Слайд 19]. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

Ведущий: Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.

Ведущая: Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

[Слайд 20] .

Ученица: Когда, провидя близкую разлуку,

Душа болит уныньем и тоской,

Я говорю тебе, сжимая руку:

Христос с тобой!

Когда в избытке счастья неземного

Забьется сердце радостью порой,

Тогда тебе я повторяю снова:

Христос с тобой!

Ученик: А если грусть, печаль и огорченье

Твоей владеют робкою душой,

Тогда тебе твержу я в утешенье:

Христос с тобой!

Вместе: Любя, надеясь, кротко и смиренно

Свершай, о, друг, ты этот путь земной

И веруй, что всегда и неизменно

Христос с тобой!

[Слайд 21] .

Ведущая: Еще один важный элемент семейной жизни- это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье детям нужны не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет.

Ученица: Когда с зарей над сонною землею

Забрезжит луч небесного огня,

Я начинаю новый день мольбою:

Благослови меня!

Ученик: Лишь только вечер, тихо дорогая,

Подернет сумраком сиянье дня,

Я говорю тебе, о дорогая:

Благослови меня!

Вместе: И если знаешь ты, мой ангел милый,

Как дорога молитва мне твоя,

То и всегда, всю жизнь и до могилы

Благословляй меня!

[Слайд 22] .

Ведущий: Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

Ведущая: «Пусть дом ваш будет, как сад,

Где радость звенит в голосах ребят.

И детство наполнено счастьем».

Ведущая: О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца [Слайд 23] , которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог.

Ведущий: В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом — это место тепла и нежности.

Говорить в доме надо с любовью.

Ученица: Пусть одно только слово,

Но с любовью скажи.

И молитву Господу прошепчи,

И ангелов хор ликовать будет,

И душа твоя с Небом во веки пребудет.

Ученик: Слышал слово я тихое, нежное,

Как дыхание летнего полудня,

Принял к сердцу его так близко я

И навеки его запомнил

В моем сердце, чей стук и биенье

Это слово не заглушает.

До последних его мгновений

Пусть оно в нем жить продолжает.

[Слайд 24] .

Ведущая: В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, сто тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе.

Ведущий: В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт- опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести.

Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

[Слайд 25].

Ученицы младших классов:

-«За тучей скрывается звездный свет,

После ливня солнечный луч сияет,

-У Бога существ нелюбимых нет,

Всем твореньям своим благо Он посылает!»

(Песня «Ангел» на слова М. Лермонтова в исполнении детского хора)

Ведущая: И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке.

Ведущий: Но при свете или во мраке — она всегда учит нас обращаться к Небу, как к Великому Дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы.

Ведущая: Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога.

(Под колокольный звон все участники выходят на сцену):

Ученик: Блаженны мы, когда идем

Отважно, твердою стопою

С неунывающей душою

Тернистым жизненным путем;

Ученица: Когда лукавые сомненья

Не подрывают веры в нас,

Когда соблазна горький час

И неизбежные паденья

Нам не преграда на пути,

И мы, восстав, прах отряхая,

К вратам неведомого края

Готовы бодро вновь идти;

Ученик: Когда не только дел и слова,

Но даже мыслей чистоту

Мы возведем на высоту,

Все отрешаясь от земно;

Вместе: Когда к Создателю, как дым

Кадильный, вознося душою,

Неутомимою борьбою

Себя самих мы победим.

( Звучать колокольный звон тихо)

Ведущая: До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю жизнь Церковью, дается и малой Церкви – христианской семье.

Ведущий: «Боже сил! Обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе».

(Звучит колокольный звон).

Используемые источники и литература:

  1. Библия. Книга Священного Писания//Российское Библейское общество. М., 2005. – 1296 с.

  2. Дивный свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание (мон. Нектария)// Русский Паломник. Москва, 2010. — 654с.

  3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах, томI // Издательство «Правда», Москва, 1988. – 720с.

  4. Святое Евангелие//Новая книга. Ковчег. Петрозаводск., — 680 с.

  5. Семья, прочность и назначение. (под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Московской педагогической академии)// ООО «САМШИТ – ИЗДАТ», Москва, 2010. – 168с.

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here