Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №22 г. Белгорода»
Средняя общеобразовательная школа №41
Икона семьи
Внеклассное мероприятие
(10-11 классы)
Разработали: Жарова Валентина Ивановна,
учитель православной культуры
МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода;
Исик Анастасия Юрьевна,
учитель православной культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»
Белгород 2011
Икона семьи
Цель:
— Помочь осмыслить сложившуюся в русском обществе в течение столетий традицию семейного устроения и воспитания на примере царской семьи — раскрыть сущность, брака, назначения семьи, правильного ее устроения, роли мужа, жены, воспитания детей;
Задачи:
— Расширить знания учащихся по истории Отечества по теме «Жизнь последнего Российского императора Николая II»;
— Показать жизнь царской семьи как пример нравственного подвига;
— Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость общественного института – семьи.
Ход сценария (сопровождается презентацией):
[Слайд 1]
[Cлайд 2]. (Голос за кулисами): «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя…» — (Ведущий, выходя из-за кулис): с такими словами обратился пророк и вождь Израиля Моисей к своему народу, завершив с ним сорокалетнее странствие по пустыне. Эти слова фактически стали предсмертным завещанием Моисея, и они выразили сущность Завета (Договора), установленного Богом с человечеством на все времена
Ведущая: Менялись представления о нравственном идеале святости, совершенствовалась религиозная этика, но суть Завета остается неизменной. В религиозном смысле у души человеческой есть одна подлинная жизнь – в Боге, а всякое отпадение и отдаление от Бога погружает ее в состояние смерти. Так устроен мир, в котором мы помимо своей воли появились на свет, но единственно от нашей воли зависит, приобщимся ли мы в нем к подлинной жизни.
Ведущий: Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.
Ведущая: Выйдя в мир на Свое открытое служение роду Человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Канне Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.
Ведущий: «Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», — говорит о святости брака Климент Александрийский. «От Тебе бо сочетавается мужу жена», — сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Твою…и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленными союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа в Церкви.
Ведущая: Образцом, иконой семьи называют семью последнего российского императора Николая II [Просмотр видеоролика – 3,5 мин].
Ведущая: В браке Николая II с царицей Александрой так раскрылась единственность и незаменимость человека, что двое действительно стали одной плотью. Это величайшая редкость — подлинная семейная жизнь, где двое соединяются во Христе, где раскрываются слова Писания «Тайна сия великая» [Слайд 3 ].
Ведущий: Император и его жена сумели пронести через 24 года своей совместной жизни чувство взаимной глубокой нежности и привязанности. За это время они не написали ни одного письма, в котором вновь бы не признались друг другу в любви. До конца жизни Император называл свою супругу не иначе как «мое родное любимое солнышко, дорогая жена» [Слайд 4].
Ведущая: «По плодам их узнаете их». Каков же плод, который принесли Царственные мученики? В первую очередь — это дети [Слайд 5]. В воспоминаниях современников говорится, что всем княжнам с детства было привито чувство долга. Взаимная забота, участие, нежность, молитвы друг о друге и о родителях. Все это рисует образ семьи как малой Церкви.
Ведущий: Они были настолько единомысленны, что всей семьей заботились о своем народе и готовы были пожертвовать жизнью ради России. Царская семья была удостоена мученического венца. Мы знаем, что такой участи как награды заслуживают лишь люди чистые сердцем. И то, что погибли они все вместе, тоже неслучайно. Здесь сбылись слова Писания: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» [Слайд 6].
Ведущая: В сентябре 1899 года, через 5 лет после свадьбы императрицы Александры Федоровны и императора Николая II, когда они имели уже троих дочерей [Слайд 7], с особым чувством императрица перечитывала книгу Дж. Р. Миллера «Домостроительство, или Идеальная семейная жизнь». Цитаты ясно показывают, что было близко сердцу ее, что ее мучило и беспокоило в повседневной жизни.
Ученица: Взошла луна… Полуночь просияла,
И средь немой, волшебной тишины
Песнь соловья так сладко зазвучала,
С лазоревой пролившись вышины.
Ученик: Ты полюбила,- я любим тобою,
Возможно мне, о друг, тебя любить!
И ныне песнью я зальюсь такою,
Какую ты могла лишь вдохновить. (Звучит песня «Соловей» на слова и музыку архидиакона Романа)
Ведущая: День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни [Слайды 8-9]. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.
(Танец «Вальс» в музыкальном сопровождении Георгия Свиридова: Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» — «Вальс» ).
Ведущий: По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха [Слайд 10].
(На фоне музыкального сопровождения Г. Свиридова «Весна и Осень»)
Ученик: О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей.
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ученица: Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел- спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой.
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески- живой?
Ученик: И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Ученица: Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
[Слайд 11].
Ученик: О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
[Слайд 12] .
(На фоне музыки Г. Свиридова «Пастораль»).
Ведущая: Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.
Ведущий: Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что- нибудь идет не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.
Ученица: Склонить голову на грудь
И руку ему сжать,
И чувствовать, хоть давит грусть,
Что есть кому понять.
Отправиться в бурлящий мир,
В опасный трудный путь,
И знать, что место есть, где ждут,
Где можно отдохнуть.
В далекой мгле, как сквозь туман,
Для спутника унылого
Мелькает тень, то не обман,
То тень жилища милого.
Ведущая: Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.
Ведущий: Еще один важный элемент в семейной жизни- это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим.
Ведущая: Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не поговорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга [Слайд 13].
(на фоне музыки Г.Свиридова «Отзвуки вальса».
Ученик: Во дни надежды молодой,
Во дни безоблачной лазури
Нам незнакомы были бури,-
Беспечны были мы с тобой.
Ученица: Для нас цветы благоухали,
Луна сияла только нам,
Лишь мне с тобою по ночам
Пел соловей свои печали.
Ученик: — В те беззаботные года
Не знали мы житейской прозы:
Как хороши тогда,
Как свежи были розы!
Ученица: То время минуло давно…
— Изведав беды и печали,
Мы много скорби повстречали;
Но унывать, мой друг, грешно:
Взгляни, как Божий мир прекрасен;
Небесный свод глубок и чист,
Ученик: Наш сад так зелен и душист,
Ученица: И теплый день, и тих, и ясен,
Пахнул в растворенную дверь;
Ученик: В цветах росы сияют слезы
Ученица: Как хороши тогда,
Как свежи эти розы!
Ученик: За все, что выстрадали мы,
Поверь, воздастся нам сторицей.
Дни пронесутся вереницей,
И после сумрачной зимы
Опять в расцветшие долины
Слетит счастливая весна;
Ученица: Засветит кроткая луна;
Ученик: Польется рокот соловьиный,
Ученица: И отдохнем мы от труда,
Ученик: Вернутся радости и грезы:
Вместе: Как хороши тогда,
Как свежи будут розы!
[Слайд 14].
Ведущая: Нет сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей [Слайд 15]. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.
[Слайд 16] .
Ведущий: На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я»- больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Ведущая: «Дети- это апостолы Бога,
Которых день за днем
Он посылает нам, чтобы говорить
О любви, мире, надежде!»
[Слайд 17] .
Ведущий: Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.
Ученица: «Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами- только пустота,
А впереди- лишь смерти тень.
Ученик: Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Ученица: Как будто листья в том лесу-
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами».
Ведущий: Великое дело — взять на себя ответственность за эти юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; ведущая: великое дело — пестовать их, формировать их характер — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом.
Ведущий: Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога [Слайд 18].
(Песня «Колыбельная»):
Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок ненаглядный,
В теплом своем уголку!
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.
Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.
Быстро крылатое время,
Час неизбежный пробьет;
Примешь ты тяжкое бремя
Горя, труда и забот.
Будь же ты верен преданьям
Доброй, простой старины;
Будь же всегда упованьем
Нашей родной старины!
С верою твердой, слепою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Служит примером терпенья
Наш православный народ.
Спи же! Еще не настали
Годы смятений и бурь!
Спи же, не зная печали,
Глазки, малютка, зажмурь!..
Тускло мерцает лампадка
Перед иконой святой…
Спи же беспечно и сладко,
Спи, мой сынок, дорогой!
Ведущая: Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей [Слайд 19]. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.
Ведущий: Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.
Ведущая: Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
[Слайд 20] .
Ученица: Когда, провидя близкую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской,
Я говорю тебе, сжимая руку:
Христос с тобой!
Когда в избытке счастья неземного
Забьется сердце радостью порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!
Ученик: А если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
Христос с тобой!
Вместе: Любя, надеясь, кротко и смиренно
Свершай, о, друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
Христос с тобой!
[Слайд 21] .
Ведущая: Еще один важный элемент семейной жизни- это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье детям нужны не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет.
Ученица: Когда с зарей над сонною землею
Забрезжит луч небесного огня,
Я начинаю новый день мольбою:
Благослови меня!
Ученик: Лишь только вечер, тихо дорогая,
Подернет сумраком сиянье дня,
Я говорю тебе, о дорогая:
Благослови меня!
Вместе: И если знаешь ты, мой ангел милый,
Как дорога молитва мне твоя,
То и всегда, всю жизнь и до могилы
Благословляй меня!
[Слайд 22] .
Ведущий: Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.
Ведущая: «Пусть дом ваш будет, как сад,
Где радость звенит в голосах ребят.
И детство наполнено счастьем».
Ведущая: О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца [Слайд 23] , которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог.
Ведущий: В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом — это место тепла и нежности.
Говорить в доме надо с любовью.
Ученица: Пусть одно только слово,
Но с любовью скажи.
И молитву Господу прошепчи,
И ангелов хор ликовать будет,
И душа твоя с Небом во веки пребудет.
Ученик: Слышал слово я тихое, нежное,
Как дыхание летнего полудня,
Принял к сердцу его так близко я
И навеки его запомнил
В моем сердце, чей стук и биенье
Это слово не заглушает.
До последних его мгновений
Пусть оно в нем жить продолжает.
[Слайд 24] .
Ведущая: В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, сто тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе.
Ведущий: В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт- опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести.
Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.
[Слайд 25].
Ученицы младших классов:
-«За тучей скрывается звездный свет,
После ливня солнечный луч сияет,
-У Бога существ нелюбимых нет,
Всем твореньям своим благо Он посылает!»
(Песня «Ангел» на слова М. Лермонтова в исполнении детского хора)
Ведущая: И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке.
Ведущий: Но при свете или во мраке — она всегда учит нас обращаться к Небу, как к Великому Дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы.
Ведущая: Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога.
(Под колокольный звон все участники выходят на сцену):
Ученик: Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;
Ученица: Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья
Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;
Ученик: Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земно;
Вместе: Когда к Создателю, как дым
Кадильный, вознося душою,
Неутомимою борьбою
Себя самих мы победим.
( Звучать колокольный звон тихо)
Ведущая: До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю жизнь Церковью, дается и малой Церкви – христианской семье.
Ведущий: «Боже сил! Обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе».
(Звучит колокольный звон).
Используемые источники и литература:
-
Библия. Книга Священного Писания//Российское Библейское общество. М., 2005. – 1296 с.
-
Дивный свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание (мон. Нектария)// Русский Паломник. Москва, 2010. — 654с.
-
Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах, томI // Издательство «Правда», Москва, 1988. – 720с.
-
Святое Евангелие//Новая книга. Ковчег. Петрозаводск., — 680 с.
-
Семья, прочность и назначение. (под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Московской педагогической академии)// ООО «САМШИТ – ИЗДАТ», Москва, 2010. – 168с.