ЕГЭ как форма итоговой аттестации

(Из опыта работы)

Автор: Коробейникова Т. Л.,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Бобринская СОШ»

2008

ЕГЭ – форма итоговой аттестации.

ЦЕЛЬ: Проверить весь комплекс языковой подготовки учащихся.

Формировать лингвистическую компетенцию, т. е. владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;

— языковую компетенцию, т.е практическое владение родным языком, его лексикой и грамматикой на уровне литературной нормы — орфоэпической, лексической, грамматической, стилистической, орфографической, пунктуационной;

-коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

Введение.

За последние 10 лет в обучении русскому языку произошли существенные изменения. Впервые наша школа отказалась от единых типовых программ и учебников, появились факультативы, дополняющие и расширяющие основной курс русского языка. Обучение стало вариативным. Появились разные по уровню и профилю школы, работающие по разным программам и учебникам. Предупредить нежелательный разрыв, обеспечив единый базовый уровень общего образования для всех учащихся призван прежде всего стандарт. Содержание нового стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной языковой и духовной культуры школьников.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Особое внимание уделяется целенаправленному развитию общеучебных умений: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, организационных.

Обеспечить выполнение единого стандарта во всех школах призван контроль. На смену традиционной форме – выпускному сочинению в 11 классе – введён ЕГЭ, а в 9 классе итоговой формой аттестации, вместо изложения с элементами сочинения, стал ЕМЭ, включающий в себя изложение, тестовые задания, сочинение – рассуждение.

Контрольно – измерительные материалы для ЕГЭ включали задания по всем основным содержательным линиям и разделам школьного курса.

Проверялись: 1) знания о языке и речи; 2) умение применять знания при работе с языковым материалом, в том числе проводить языковой и речеведческий анализы; 3) владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными); умения, связанные с чтением (понимание и интерпретация прочитанного текста) и письмом (сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста).

Цель данной работы: Оказать теоретическую и практическую помощь учителю в подготовке и проведении ЕГЭ в 11 классе и ЕМЭ в 9 классе.

Собранный материал по трём частям ЕГЭ поможет учителю организовать эффективную работу по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Как организовать эффективную работу по подготовке к ЕМЭ?

Где взять время для повторения всех разделов школьного курса, так как в 9 классе изучается сложное предложение? Эти вопросы сегодня задаёт каждый словесник. Перед учителем стоит целый ряд проблем:

— не отработана методика работы с текстами разных стилей и жанров;

— нет возможности в равном объёме времени повторить основные разделы русского языка (практическая грамотность), так как «выкроенное» время урока уходит на знакомство с содержанием текста и его пересказ;

— в программе 9 класса не предусмотрено специальных часов для подготовки к экзаменам;

— затруднения в организации тренировки и обучения написания изложения и сочинения на основе двух текстов.

I. Как осуществить успешную подготовку к ЕМЭ.

Можно выделить несколько этапов в работе:

ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП

ЦЕЛЬ: Совершенствование навыков работы с текстом (части 1,2 и 3 экзаменационной работы)

-особенности работы с текстом на экзамене;

-выполнение нескольких пробных работ;

умение выполнить объём работ в ограниченный промежуток времени;

-предварительная работа (тренинги по заполнению бланков ответов, бланков регистрации).

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

-анализ ошибок и недочетов при заполнении бланков;

-анализ ошибок и недочётов в работе ученика;

-определение типичных ошибок и пробелов в знаниях;

-корректировка календарно – тематического планирования по предмету в соотношении с анализом типичных ошибок.

II. Программа индивидуально – групповых занятий по подготовке учащихся к ЕМЭ и ЕГЭ.

Данная программа, рассчитанная на 34 часа, поможет учащимся подготовиться к ЕГЭ и ЕМЭ, к итоговой аттестации. В программе по содержательной линии представлены основные разделы, конкретизирующие требования к подготовке выпускников по общеобразовательному предмету.

По каждой линии сгруппированы задания, позволяющие осуществить дифференцированную подготовку к экзамену.

Большинство заданий соответствует «Обязательному минимуму содержания основного общего образования по русскому языку». Помимо этого, есть материал повышенного уровня сложности, представляющий интерес для учащихся. Тестовые задания закрытого и открытого типа, проверяющие знания каждого раздела курса русского языка. Многие задания составлены по модели тех, что включаются в контрольные измерительные материалы ЕГЭ.

При этом учтены наиболее распространённые ошибки выпускников, допущенные на экзамене.

п/п

дата

Содержание.

1

Разделы языка. Единицы языка.

2

Разделы языка и речевая практика. Тестовые задания.

3

Фонетика. Графика..

4

Ударение. Интонация. Орфоэпия.

5

Ударение. Орфоэпия. Интонация. Тест.

ЗНАТЬ: Фонетика. Графика. Орфоэпия.

УМЕТЬ: Производить фонетический разбор слова, правильно ставить ударения в словах.

6

Лексика. Тестовые задания.

7

Лексика. Речевая практика.

ЗНАТЬ: Что изучает лексика.

УМЕТЬ: Определять лексическое значение слов.

8

Текст. Фонетические и лексические средства выразительности языка.

9

Текст. Фонетические и лексические средства выразительности. Тестовые задания.

ЗНАТЬ: Что такое текст.

УМЕТЬ: Определять тип речи , основную мысльтекста.

10

Морфемика. (Состав слова).

11

Морфемика. ( Состав слова) Тест

12

Состав слова и речевая практика.

13

Состав слова и речевая практика.Тест

ЗНАТЬ: Морфемика. Состав слова. УМЕТЬ: Производить морфемный разбор слов.

14

Морфология.

15

Морфология. Тестовые задания.

16

Морфология и орфография.

17

Морфология и орфография.

ЗНАТЬ: Морфология. Орфография

УМЕТЬ: Определять морфологические признаки частей речи, объяснять орфограммы.

18

Морфологические нормы.

19

Морфологические нормы. Тест

20

Синтаксис. Пунктуация.

21

Словосочетание. Простое предложение. Тест

22

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

23

Двусоставное и односоставное предложение.

24

Двусоставное и односоставное предложение. Тест.

25

Синтаксис. Простое осложнённое предложение.

26

Простое осложнённое предложение. Тест

ЗНАТЬ: Синтаксис простого предложения.

УМЕТЬ: Производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

27

Сложное предложение.

28

Сложное предложение. Тестовые задания

29

Синтаксические нормы.

30

Синтаксические нормы.

31

Синтаксис и пунктуация. Тест

32

Текст. Строение текста.

33

Текст. Строение текста. Текст

34

Выразительные средства языка. Итоговый тест.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Учимся сжимать текст.

Изложение – это традиционный для методики преподавания русского языка вид работы по развитию связной речи, который включён в обязательный минимум содержания образовательных программ.

Целесообразность использования сжатого изложения как средства контроля знаний заключается не только в речевом развитии ученика, но и в подготовке их к реферированию, конспектированию учебного материала, т. е. к освоению научного стиля речи.

С помощью изложений закрепляются знания о типах и стилях речи, обогащается словарный запас школьников, совершенствуется синтаксический строй речи, повышается грамотность, развивается логическое мышление, формируются навыки важнейших видов речевой деятельности – слушания и письма.

В отличие от других изложений текста, сжатое предполагает передачу содержания исходного текста кратко, обобщённо, а следовательно, требует воспроизведения основного, существенного содержания. Оно является для учащихся более сложным, чем подробное.

ЗАДАЧА УЧЕНИКА

продемонстрировать следующие умения:

— выделять главное, наиболее существенное и второстепенную информацию;

— производить исключение и обобщение;

— определять родовые и видовые понятия;

— различать целые объекты и их части.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

— Работа с частью А и Б

— Варианты заданий, проверяющие знания каждого раздела курса русского языка.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. ФОНЕТИКА.

А1 В каком слове произносится звук [т ]?

  1. впредь

  2. отдать

  3. находка

  4. молотьба

А2 В каком слове произносится звук [т ]?

  1. отголосок

  2. тишина

  3. женитьба

  4. подкоп

А3 В каком слове произносится звук [ж]?

  1. нож

  2. намажьте

  3. зажигать

  4. резче

А4 В каком слове произносится звук [с’]?

  1. мороз

  2. восемь

  3. косьба

  4. сбежать

А5. В каком слове произносится звук [с]?

1) сбросить

2)счёт

3)извлечь

4) близко

6А В каком слове произносится звук [ т]

    1. очередь

    2. отдых

    3. пересадка

    4. портить

А7. В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. щадить

  2. заняться

  3. соришь

  4. щёлкать

А8. В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. цепи

  2. жилище

  3. увидеться

  4. сияние

А 9. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) грустно

2) слышится

3) меткость

4) бульон

А10. В каком слове произносится звук [й] ([j’])?

1)тёрка

2)еда

3)меткость

4)прятать

ОРФОЭПИЯ.

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)щЁкотно

2)дОсуг

3) тОрты

4) лЫжня

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. издАвна

  2. забрАла

  3. намЕрение

  4. избАлован

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. создалАсь

  2. дОлжностей

  3. изогнУтый

  4. звОнит

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. дОсуг

  2. пОняв

  3. сОзыв

  4. он дозвонИтся

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. катАлог

  2. щавЕль

  3. докУмент

  4. отогнАла

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. квАртал

  2. прОстыня

  3. местностЕй

  4. оцененА

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. созвонИмся

  2. намерЕние

  3. мОлодёжь

  4. тортЫ

3 Лексические нормы

А1 Значение какого слова определено неверно?

  1. ЭКСПОНАТ- предмет для обозрения в музее, на выставке.

  2. КАНВА- главная идея произведения.

  3. ОБУЗА – нечто ненужное и обременяющее.

  4. ШТРАФ – денежное взыскание.

А2 Значение какого слова определено неверно?

  1. ЦЕНЗУРА – надзор за печатью и средствами массовой информации.

  2. СЕРВАНТ- шкаф со стеклянными дверцами для посуды.

  3. АКВАТОРИЯ — искусственный водоём для содержания рыб, водных животных и растений.

  4. ТРИУМФ – успех, победа, торжество.

А3 Значение какого слова определено неверно?

  1. АДРЕСАНТ- лицо, отправляющее письмо.

  2. АУКЦИОН – публичная распродажа.

  3. ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ – сообщать искажённые или ложные сведения.

  4. ИМПОРТ – вывоз товара из страны для продажи.

А4 В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ.?

  1. Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

  2. Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.

  3. Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.

  4. ИСКУСНЫЙ пловец на море не утонет.

А5 В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

  1. Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.

  2. Мне кажется, что у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.

  3. В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.

  4. Русская литература подарила много выдающихся произведений , глубоко гуманных, мудрых, истинно прекрасных.

А6. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?

  1. Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

  2. Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

  3. Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.

  4. В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

А7. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

  1. Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

  2. Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

  3. Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

  4. Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

А8.В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?

  1. Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.

  2. Ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, — таково содержание этой картины.

  3. Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.

  4. Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.

4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

А1 Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. семьюдесятью способами

  2. сто тонн

  3. пробежи сто метров

  4. интереснее всех

А2 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. давайте попробоваем

  2. около пятисот человек

  3. менее быстрый

  4. много яблок

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара носков

  2. несколько полотенец

  3. поезжай быстрее

  4. около пятиста километров.

А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. более нужнее

  2. пара туфель

  3. с четырьмястами рублями

  4. поезжай домой.

А5 Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. к две тысячи первому году

  2. жгёт костёр

  3. пачка макарон

  4. фильм интереснее.

А6. Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. больше пятьдесят рублей

  2. их дети

  3. пять блюдец

  4. лягте на диван

А7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. молодые бухгалтеры

  2. ихней работой

  3. в течении тридцати пяти минут

  4. дамских туфель

А8 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. машет рукой

  2. шестьюстами рублями

  3. способные инженеры

  4. ихние книги

А9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. оденьтеся теплее

  2. пятеро студентов

  3. с пятьюдесятью рублями

  4. спелых яблок

А10. Укажите номер с ошибкой в образовании формы слова.

  1. наиболее правильнее

  2. свыше четырёх тысяч метров

  3. несколько яблонь

  4. попробую

5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

( построение предложения с деепричастием)

А1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

ВЫБРАВ ПЬЕСУ,

  1. началось распределение ролей.

  2. оказалось, что там слишком много ролей.

  3. была назначена первая репетиция

  4. мы немедленно начали репетировать.

А2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

УСЛЫШАВ ДЛИННЫЙ ГУДОК,

  1. только после этого можно набрать номер

  2. наберите номер абонента

  3. набирается номер абонента

  4. значит, линия свободна.

А3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

АНАЛИЗИРУЯ СОСТАВ СЛОВА,

  1. у меня возник вопрос

  2. укажите его морфемы

  3. мне поставили «отлично»

  4. часто не указывается основа.

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

АНАЛИЗИРУЯ СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ,

  1. мной был неверно определён размер

  2. помните об особенностях поэтической речи.

  3. у нас завязался спор

  4. учениками часто не учитывается ритм.

А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

ХРАНЯ ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ,

  1. учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей

  2. монастыри стали неотъемлемой частью русской истории

  3. изучение истории имеет большое значение

  4. это помогает лучше понять настоящее.

7 Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

Прочитайте предложения и выполните задания 1-7

Каждый народ сооружает себе жилища из того строительного материала, который имеется рядом. Эскимосы, например, строят свои временные зимние дома из блоков спрессованного снега.

  1. Какое(ие) словосочетание(я) есть в данных предложениях?

1.строят например

2.дома из блоков

3.жилища из материала

4. строят дома

  1. Выпишите существительное, от которого зависит существительное «снега».

  1. Какой тип связи используется в словосочетании «каждый народ»?

  1. согласование

  2. управление

  3. примыкание

  1. Выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  1. Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в данных предложениях?

  1. Какие из перечисленных ниже слов и сочетаний слов служат грамматическими основами в данных предложениях?

  1. народ сооружает

  2. имеется

  3. который имеется

  4. дома строят

  1. Какая характеристика соответствует второму предложению?

  1. простое, двусоставное, неосложненное; сказуемое составное глагольное.

  2. простое, односоставное, неосложнённое, главный член- сказуемое (простое глагольное)

  3. простое, двусоставное, осложненное, сказуемое простое глагольное

  4. простое, односоставное, главный член- сказуемое – выражен глаголом.

8. Синтаксис. Простое предложение. Двусоставное и односоставное предложение.

Прочитайте предложения и выполните задания 1-7.

    1. Охотничьи собаки делятся на легавых и гончих. (2) Легавых используют для выслеживания дичи. (3) Гончие приучены преследовать, загонять добычу.

  1. Какое(-ие) из данных предложений принадлежит(-ат) к односоставным?

1.первое

2. второе

3.третье

4.все три

  1. Назовите тип (типы) указанного (-ых) односоставного (-ых) предложения (-ий)

  1. Выпишите грамматические основы всех предложений микротекста.

  1. Какое из данных предложений не синонимично ни одному из предложений микротекста?

1)Всех охотничьих собак делят на легавых и гончих.

2) Легавые и гончие относятся к охотничьим собакам.

3) Гончие обычно преследуют, загоняют добычу.

4) Гончих собак приучают загонять добычу.

  1. Какая (-ие) из данных ниже словоформ может (-ут) быть главным членом полного односоставного предложения?

1)называются

2) придётся

3) трудно

4) происходит

  1. Назовите тип(типы) односоставных предложений, в котором выбранная(-ые) словоформа(-ы) может быть главным членом.

  1. Напишите односоставное предложение, синонимичное данному двусоставному.

Книга рассказывает о происхождении языка.

  1. Напишите двусоставное предложение, синонимичное данному односоставному.

По походке можно многое узнать о характере человека.

8 Пунктуация в сложном предложении

1 Расставьте знаки препинания:

1.Солнце когда я пришёл садилось.

2.Он слышал как повернулся ключ в замке или как лязгнул засов.

3.Он злится и когда о нём забывают и когда о нём помнят

4.Он тоскливо уставился за окно где насмешливо сверкало солнце.

2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это была (1) недавно расчищенная и неосвещённая (2) поляна, и на ней (3) смутно белея во мраке (4) стоял новый большой дом управляющего.

  1. 1,2,3,4. 2) 2, 3, 4. 3)3, 4. 4) 1, 3, 4.

3 а) Из скольких частей (простых предложений) состоит сложное предложение:

Всякий, кому из Вологды приходилось плыть к Кирилло – Белозёрскому монастырю, испытывал глубокое волнение, когда пароход, войдя в Сиверское озеро, круто поворачивал и навстречу будто выплывала белокаменная крепость, отражающаяся в прозрачной озёрной воде.

б) Укажите правильную характеристику данного выше предложения;

1) СПП

2) СБП

3) Сложное с подчинением и сочинением

4) Сложное с подчинительной и бессоюзной связью

5) Сложное со всеми видами связи( сочинительной, подчинительной, бессоюзной).

4. Укажите вид сложного предложения:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую – то цель, он вместе с тем невольно даёт себе оценку; по тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке – низкой или высокой.

Приложение №3

Памятка для учащихся при подготовке к ЕМЭ.

1.Сначала подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

2.Составь план занятий. Определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко спланируй, что именно сегодня будет изучаться (не просто: « немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы необходимо проработать).

3.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен, чтобы постепенно войти в рабочий ритм.

4.Чередуй занятия и отдых, например, 40 мин. – занятия, затем 10 мин. – перерыв.

5.Структурируй материал в виде планов, схем, причем желательно на бумаге.

6.Выполняй как можно больше тестовых заданий по изучаемому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов.

7.Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов ( на задания части А в среднем уходит по 2 мин.)

8.Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

9.Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

1.Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

2.В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт ( не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

3.Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3ч.

Во время тестирования

1.В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию ( как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.) Будь внимателен!!! От того, насколько хорошо ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

2.Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

3.Начните с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от волнения, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

4.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

5. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что условия задания будут понятны тобой « по первым словам», а концовка будет достроена в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

6.Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Как сдать экзамен

1.Исключай!! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти – семи (что гораздо труднее).

2.Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе в начале пришлось пропустить («второй круг»).

3.Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать ее глазами и заменить явные ошибки.

4.при необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какай-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

5.Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Памятка для учителя

Как помочь старшекласснику подготовиться к ЕГЭ

Тестирование как новая форма экзамена требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик при сдаче ЕГЭ практически не будет тратить время на обдумывание инструкции по оформлению решения. Во время таких тренировок формируются и соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Психотехнические тренировки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизировать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться психологические тренинги и специальные консультации для родителей.

Как научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов.

1.Если накануне экзамена ученик постоянно говорит о провале, посоветуйте ему думать о плохом. Пусть ученик почаще воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях: как он входит в класс, садится на свое место и т.д. При этом страх пропадает, в голове проясняется, ответы четко представляются уверенному в себе человеку.

2.Если учащиеся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с ним, объясните, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым, возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

3.А помните ли вы, как сами учили материал к экзаменам? Пользовались ли вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.

4.Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами, а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

Упражнение «Ритмичное четырехфазное дыхание»

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6с). Глубокий вдох через нос. Медленное поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3с). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6с). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше это выполнить без размахивания руками).

Четвертая фаза (2-3с). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2-3 мин.

Аутогенная тренировка

На протяжении отводится 3-5 мин.

1.Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формулировке «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, т.к. это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

2.Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».

3.Затем повторите исходную фразу « Я спокоен».

4. После этого снова 5-6 раз произнесите фразу «Левая рука тяжелая».

5.Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

6.Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! У ваших детей очень важный этап в жизни — выпускные экзамены … Поддержка близких им необходима. Несколько советов помогут вам и вашему ребенку справиться с волнением и подготовиться к экзаменам:

1. Успокойтесь! Ваша тревога передается детям, и их волнение только усиливается. Постарайтесь подбодрить ребенка, вселить в него чувство уверенности и желание достичь положительных результатов. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе.

2. Отнеситесь философски к количеству баллов, полученному ребенком при сдаче ЕГЭ, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте своему сыну или дочери мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Помните о том, что выпускнику школы предстоят вступительные испытания. Очень важно, чтобы родители помогли ему сохранить уверенность в своих силах.

3. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

4. Контролируйте режим подготовки к экзамену, не допускайте перегрузок, объясните сыну или дочери, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. 5. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

6. Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга.

  1. Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням.

8. Ознакомьте сына или дочь с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Объясните, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и развесить их над письменным столом, кроватью, в столовой и т. д.

9. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет развитие навыков работы с тестами, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

10. 3аранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у него будет сформирован навык концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

11. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен как следует выспаться. Прогулка перед сном поможет снять напряжение.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

необходимо пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-следует внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

-если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

-если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный вариант.

Самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий!

Содержание

I Введение

II Основная часть.

1.Как осуществить успешную подготовку к ЕГЭ и ЕМЭ.

2.Программа индивидуально – групповых занятий по подготовке к ЕГЭ И ЕМЭ

3. Работа с текстом.

4. Практическая работа

(Задания для самостоятельной работы по всем разделам курса

русского языка).

III Приложения

Приложение №1

Памятки для работы с текстом.

Приложение №2

Варианты экзаменационных работ в 9 классе.

Приложение №3

Памятка для учащихся:

« Как подготовиться к экзамену»,

«Как сдать экзамен»,

«Как избежать волнений на экзамене».

Памятка для учителя:

«Как помочь старшекласснику подготовиться к ЕГЭ»,

«Как научить ученика справляться с волнением при подготовке и сдаче экзамена»

Памятка для родителей.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here