Текст слайда: Ларичева Е.И., учитель 1 квалификационной категории Нижний Новгород — 2009 Средняя школа № 27
Текст слайда: Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». Когда Карфаген стал Римской провинцией, римляне сохранили это слово и добавили суффикс «-ca» , что означало «страна» или «край». Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.
Текст слайда: Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана. 2. Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. 3. Определить, какие океаны и моря омывают материк. 4. Как расположен материк относительно других материков.
Текст слайда: А фрика — континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами — около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных).
Текст слайда: 1. Африка почти посередине пересекается экватором 2. Большая часть лежит между тропиками, поэтому Африка самый жаркий материк. 3. Крайняя северная и крайняя южная точки почти одинаково удалены от экватора
Текст слайда: 1. Северная – мыс Рас-Энгела Географические координаты 37гр. с.ш. и 10 гр. в.д. 2. Южная – мыс Игольный Географические координаты 36 гр. ю.ш. и 20 гр. в.д. 3. Западная – мыс Альмади Географические координаты 15 гр. с.ш и 16 гр. з.д. 4. Восточная – мыс Рас-Хафун Географические координаты 12 гр. с.ш и 52 гр. в.д.
Текст слайда: Определить размеры материка 1. Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км 32 + 37 = 69 (градусов) 69 х 111 = 7659 (км) 2. Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км 15 + 52 = 67 (градусов) 67 х 109,6 = 7343,2 (км) 3. Сравнить расстояния, сделать выводы
Текст слайда: 1.Начальныйэтап исследования Африки (2-е тыс. до н. э. — до 6 в.) Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.
Текст слайда: После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов. Второй этап исследования Африки — арабские походы (7-14 вв.)
Текст слайда: Корабли Васко да Гама Третий этап исследования Африки — путешествия XV — XVII вв. Васко да Гама – португальский путешественник
Текст слайда: В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.
Текст слайда: ДАВИД ЛЕВИНГСТОН (1813-1873) Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары. В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Левингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории. Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса. Четвертый этап — современный
Текст слайда: Исследование Африки русскими путешественниками и учеными Большой вклад в изучение природы и жизни народов Африки внесли русские исследователи. Они ставили перед собой цель – изучить далекие, неизведанные страны и собранные научные материалы сделать достоянием всего человечества.
Текст слайда: Путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века. Собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка. Проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения. Написал книгу «Путешествия по Африке».
Текст слайда: Значительный вклад в изучение северо-восточной части материка внесли Егор Петрович Ковалевский, Александр Васильевич Елисеев и другие русские исследователи. Ковалевский Е.П. Елисеев А.В.
Текст слайда: В 1926-1927 гг. была организована экспедиция в северо-восточную часть материка для изучения культурных растений Африки. Ее возглавил крупнейший ученый Николай Иванович Вавилов. Было собрано более 6000 образцов культурных растений. Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.
Текст слайда: 1. Каковы особенности географического положения материка? 2. Каковы размеры материка? 3. Какова изрезанность береговой линии? 4. Какие географические объекты отделяют Африку от Европы и Азии? 5. Назовите крайние точки Африки 6. Какие русские исследователи изучали материк? 7. Какой вклад в исследование Африки внес Давид Левингстон?
Текст слайда: Параграф 24. Ответить на вопросы в конце параграфа . Задание № 3 письменно в тетради. На контурную карту нанести крайние точки Африки и подписать географические координаты.