Текст слайда: Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №3 г. Белгорода»Русинова Е.А.
Текст слайда: Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам. Жан-Жак Руссо Учить не мыслям, а мыслить. Иммануил Кант Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Ричард Олдингтон
Текст слайда: Учащиеся в процессе обучения литературе должны — научиться определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, жанров, -уметь обосновывать свое суждение, -давать характеристику героям, -аргументировать отзыв о прочитанном произведении, -уметь составлять план изучаемого произведения, -уметь объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника, — владеть монологической и диалогической речью, -готовить сообщения, доклады, рефераты.
Текст слайда: Исследовательская деятельность способствует тому, чтобы -ученик встал в позицию равную учителю, -был самостоятелен в процессе деятельности.
Текст слайда: Этапы исследовательской деятельности учащихся 1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ). 2 этап. Выбор и определение темы исследования. 3 этап. Обзор литературы по выбранной теме. 4 этап. Исследование. 5 этап. Текстовое оформление работы. 6 этап. Выступление учащихся с результатами исследования.
Текст слайда: Причины введения исследовательской деятельности в учебный процесс -исследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету; -учит публично представлять результаты изысканий на конференциях и семинарах; — имеет важное воспитательное значение.
Текст слайда: Принцип исследовательской деятельности Чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы.
Текст слайда: Проводя мониторинг исследовательской деятельности, следует отслеживать: — степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; — степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; — количество новой информации, использованной для выполнения проекта; — степень осмысления использованной информации; — уровень сложности и степень владения использованными методиками; — оригинальность идеи, способа решения проблемы; — осмысление проблемы и формулирование цели исследования; — уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта; — творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; — социальное и прикладное значение полученных результатов.
Текст слайда: Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы и во внеурочное время позволяет: повлиять на формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера; повысить мотивацию учащихся к обязательному знакомству с произведением; повысить уровень речевой культуры учащихся; приобрести навык интерпретации произведения, необходимый для успешной сдачи экзамена; повысить качество обучения.