Текст слайда: МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. ДРУЗЬЯ ИЛИ СОПЕРНИКИ? МУЗЫКАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РИНГ
Текст слайда: Цель урока: Сформировать представление об особенностях взаимосвязи музыки и литературы. Задачи урока: -научиться видеть красоту каждого вида искусства; — способствовать развитию творческого воображения школьников; — выявить истоки родства между искусствами; — через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о связях музыки и литературы.
Текст слайда: МУЗЫКА От полноты души язык немеет: Я жажду звуков, но не слов… Чтоб высказать, как сердце пламенеет, Как рвется чувство из оков. Н.Ф. Щербинина.
Текст слайда: МУЗЫКАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РИНГ « МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. ДРУЗЬЯ ИЛИ СОПЕРНИКИ?» I РАУНД
Текст слайда: Без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы замечательных сказок, рассказов былин, повестей . т. д.
Текст слайда: МУЗЫКАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РИНГ « МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. ДРУЗЬЯ ИЛИ СОПЕРНИКИ?» II РАУНД
Текст слайда: Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1.-Песня 2.- Опера 3.- 4.- 5.- 6.- 7.- 8.- 9.-
Текст слайда: Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1.-Песня 2.- Опера 3.- Кантата 4.- Оратория 5.- Инструментальная музыка 6.- Вариация 7.- Вокализ 8.- Балет 9.- Концерт
Текст слайда: Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1.-Поэзия 2.- Народная сказка 3.- 4.- 5.- 6.- 7.- 8.-
Текст слайда: Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: 1.-Поэзия 2.- Народная сказка 3.- Литературная сказка 4.- Басня 5.- Былина 6.- Рассказ 7.- Повесть 8.- Роман
Текст слайда: Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, оратория, кантата, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами: а) да; б) нет? Согласны ли вы, что кантата, оратория, хорал являются жанрами вокальной музыки: а) согласен (а); б) не согласен (а)? Вариация – это форма в музыке, состоящая из темы и ряда изменённых повторений: а) да; б) нет. Эта ритмическая фраза ♫♫ / ♫ / / Принадлежит песне «Во поле березка стояла» : а) да; б) нет?
Текст слайда: Вставьте необходимое слово в предложение: Романс – это … и музыка. Балет – это…, танец и музыка. Опера – это… , …, музыка, танец, театр.
Текст слайда: Вставьте необходимое слово в предложение: Романс – это литература и музыка. Балет – это литература, танец и музыка. Опера – это литература, изобразительное искусство (прикладное), музыка, танец, театр.
Текст слайда: МУЗЫКАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РИНГ « МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. ДРУЗЬЯ ИЛИ СОПЕРНИКИ?» III РАУНД
Текст слайда: — Какие потери понесла бы музыка, если бы не было литературы? — Какие музыкальные жанры продолжали бы жить, если бы не было литературы? — Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? — Могут ли музыка и литература жить друг без друга? -Так кто же они (музыка и литература) друг для друга – соперники или друзья?
Текст слайда: МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА — ДРУЗЬЯ!
Текст слайда: ВЫВОД. Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания. Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.
Текст слайда: «Слова и звуки» Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все облекаем в них – В словах и звуках вечный ключ сердец! Е.П. Ростопчина
Текст слайда: ТЕСТ Обведите номера трех (двух) правильных ответов. Литература «дружит» с музыкой в: а) опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; б) «Курских песнях» Г. Свиридова; в) романсе «Жаворонок» М.И. Глинки; г) Концерте №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского; д) «Песне без слов» Ф. Мендельсона. Человека, управляющего исполнением хорового коллектива, называют: а) дирижер; б) солист; в) пианист. 3. Вокализ- это музыкальное произведение, исполняемое голосом без слов: а) да; б) нет. 4. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это:________________ а) балет; б) опера; в) концерт.
Текст слайда: 5. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Заполните лепестки цветка их названиями:
Текст слайда: МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА — ДРУЗЬЯ! «Слова и звуки» Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все облекаем в них – В словах и звуках вечный ключ сердец! Е.П. Ростопчина