Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Кинель города Кинеля Самарской области
Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи »
Работу выполнила:
Храмова Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы
г.Кинель,2013
Урок в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Задачи:
-
Обучающие:
совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор
2) Развивающие:
систематизировать и обобщать правила правописания не с разными частями речи
3) Воспитательные:
воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование: проектор, карточки
Ход урока
I.Выделить морфемы (По одному ученику выходят к доске и делают морфемный разбор слов в предложении).
Бывает поздней осенью, даже и после зазимка, вернётся лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы. Рубиновыми плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё пахучим, напоминающим о прошлых погодах. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в тёплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени; она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. ( По Г. Троепольскому)
Задания:
-
определить, какой частью речи являются выделенные слова;
-
письменно разобрать два-три слова, относящихся к разным частям речи;
-
определить, какие художественно-изобразительные средства использует автор, описывая лес;
-
объяснить знаки препинания.
Словарная работа:
Зазимок: Владимир Иванович Даль :: Толковый словарь живого великорусского…
Зазимок м. зазимье ср. зазимки м. мн. заморозки, первые морозы, первый снежок. Зазиметь, зазимки, зазимованье, зазимовка, зазимок, зазимье
II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.
-
Над какой темой будем сегодня работать на уроке?
-
Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со
словами.
— Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?
(Ответы; НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).
-
А какие части речи мы уже изучили?
-
Что будет главным сегодня на уроке?
(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)
III.. Беседа.
— Как можно группировать правила на тему «НЕ с разными
частями речи»? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?
(Ответы:
-
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на
о/е; -
НЕ с глаголами и деепричастиями;
-
НЕ с причастиями;
-
НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).
IV. Систематизация знаний по теме HE с существительными,
прилагательными, наречиями на- о/е».
Восстановить схему и рассказать правило.
Предупредительный диктант. Задание: 1. Объясните правописание частицы НЕ.
2. Прочитайте, выделяя голосом морфемы (один ученик читает, остальные повторяют).
-
Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке.
-
Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.
-
Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться.
-
Сей в ненастье, а убирай в вёдро.
-
Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.
-
Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.
-
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
-
Небольшой дождишко – лодырям отдышка.
Диктант «Проверяю себя» (если во время диктанта у учащихся возникают сомнения при написании отдельных слов, то они над ними ставят знак вопроса).Записываем,читаем, проговаривая все морфемы.
В кабинете стало светло, но Пушкин, не замечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна неспокойная ночь. Синий рассвет в недоумении заглянул в не занавешенное с вечера окно. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по нерасчищенным улицам. Давно ему не дышалось так легко.
Работа с корневым гнездом: Двигать :1) а) перех. Перемещать, толкая или таща по поверхности. перех. Приводить в движение. неперех. Производить движения; шевелить. 4) а) перех. Направлять, заставлять идти вперед (войсковые части, подразделения). перен. неперех. Побуждать кого-л.
Двигаться :1) а) Находиться в движении. Изменять положение тела, его частей; шевелиться. разг. Трогаться с места, отправляться. перен. Получать повышение по службе, делать карьеру. 5) а) перен. разг. Приобретая необходимые знания, продвигаться в изучении.
Движение : Способ существования материи, ее неотъемлемое свойство, непрерывный процесс изменения и развития материального мира (в философии). Состояние, характеризующееся — в отличие от покоя — изменением положения материальных частиц, предметов и т.п.
Движущий : Направляющий, являющийся причиной, источником какого-л. социального движения явления
Двинуть : разг.-сниж. Сильно ударить. Однокр. к глаг.:
Домашнее задание: составить словарный диктант на тему : «НЕ с разными частями речи» и выделить морфемы в словах.