Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Кинель города Кинеля Самарской области

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи »

Работу выполнила:

Храмова Юлия Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы

г.Кинель,2013

Урок в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Задачи:

  1. Обучающие:

совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор

2) Развивающие:

систематизировать и обобщать правила правописания не с разными частями речи

3) Воспитательные:

воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: проектор, карточки

Ход урока

I.Выделить морфемы (По одному ученику выходят к доске и делают морфемный разбор слов в предложении).

Бывает поздней осенью, даже и после зазимка, вернётся лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы. Рубиновыми плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё пахучим, напоминающим о прошлых погодах. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в тёплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени; она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. ( По Г. Троепольскому)

Задания:

  • определить, какой частью речи являются выделенные слова;

  • письменно разобрать два-три слова, относящихся к разным частям речи;

  • определить, какие художественно-изобразительные средства использует автор, описывая лес;

  • объяснить знаки препинания.

Словарная работа:

Зазимок: Владимир Иванович Даль :: Толковый словарь живого великорусского…

Зазимок м. зазимье ср. зазимки м. мн. заморозки, первые морозы, первый снежок. Зазиметь, зазимки, зазимованье, зазимовка, зазимок, зазимье

II. Формулирование темы и цели урока. Запись темы в тетради и на доске.

  • Над какой темой будем сегодня работать на уроке?

  • Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со
    словами.

Актуальна ли тема сегодняшнего урока? Почему?

(Ответы; НЕ пишется слитно и раздельно; НЕ употребляется со всеми частями речи).

  • А какие части речи мы уже изучили?

  • Что будет главным сегодня на уроке?

(Ответы: сделать вывод, как нужно писать НЕ с разными частями речи; выработать последовательность действий, если нам попалось в тексте слово с НЕ)

III.. Беседа.

Как можно группировать правила на тему «НЕ с разными
частями речи»? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?

(Ответы:

  1. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на
    о/е;

  2. НЕ с глаголами и деепричастиями;

  3. НЕ с причастиями;

  4. НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).

IV. Систематизация знаний по теме HE с существительными,

прилагательными, наречиями на- о/е».

Восстановить схему и рассказать правило.

Предупредительный диктант. Задание: 1. Объясните правописание частицы НЕ.

2. Прочитайте, выделяя голосом морфемы (один ученик читает, остальные повторяют).

  • Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке.

  • Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.

  • Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться.

  • Сей в ненастье, а убирай в вёдро.

  • Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.

  • Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.

  • Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.

  • Небольшой дождишко – лодырям отдышка.

Диктант «Проверяю себя» (если во время диктанта у учащихся возникают сомнения при написании отдельных слов, то они над ними ставят знак вопроса).Записываем,читаем, проговаривая все морфемы.

В кабинете стало светло, но Пушкин, не замечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна неспокойная ночь. Синий рассвет в недоумении заглянул в не занавешенное с вечера окно. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по нерасчищенным улицам. Давно ему не дышалось так легко.

Работа с корневым гнездом: Двигать :1) а) перех. Перемещать, толкая или таща по поверхности. перех. Приводить в движение. неперех. Производить движения; шевелить. 4) а) перех. Направлять, заставлять идти вперед (войсковые части, подразделения). перен. неперех. Побуждать кого-л.

Двигаться :1) а) Находиться в движении. Изменять положение тела, его частей; шевелиться. разг. Трогаться с места, отправляться. перен. Получать повышение по службе, делать карьеру. 5) а) перен. разг. Приобретая необходимые знания, продвигаться в изучении.

Движение : Способ существования материи, ее неотъемлемое свойство, непрерывный процесс изменения и развития материального мира (в философии). Состояние, характеризующееся — в отличие от покоя — изменением положения материальных частиц, предметов и т.п.

Движущий : Направляющий, являющийся причиной, источником какого-л. социального движения явления

Двинуть : разг.-сниж. Сильно ударить. Однокр. к глаг.: 

Домашнее задание: составить словарный диктант на тему : «НЕ с разными частями речи» и выделить морфемы в словах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here