Труд славит человека ( классный час в 5 классе)

Задачи: привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

— Дорогие ребята! Дорогие гости! Добрый день! Прошу работать активнее, отвечать смелее. Сегодня мы посвящаем наш классный час труду! Тема классного часа «Труд славит человека», мы узнаем с вами почему именно труд славит человека, в чем это заключается. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай­те, пожалуйста, этот рассказ.

— Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сде­ланы два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

— От труда, мой милый, — отвечал тот. — А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).

— С давних времен и веков детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. (ответы детей). Я читаю начало пословицы, а вы продолжите:

Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Горька работа, …(да сладок хлеб)

Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)

Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)

Не спеши языком-…(спеши делом)

Любишь кататься- …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Труд человека кормит а лень портит.

  • Умелые руки не знают скуки.

  • Была бы охота будет ладиться работа.

  • Окончил дело гуляй смело.

  • Землю красит солнце, а человека — труд.

  • Птица крепнет в полете, а человек – в труде.

  • Без труда нет плода.

  • Дело мастера боится.

— Человек трудом велик. Издавна люди придавали огромное значение и отношение труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Идеал трудовой жизни наших предков: дедушек, продедушек, бабушек, пробабушек – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве, в доме, в школе, в классе.

— А теперь посмотрите на эти высказывания и скажите «Что труд дает человеку»? Как вы считаете? (ответы детей) и раскройте смысл.

-Труд красит человека, а безделье его портит.

-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

— Без труда человек заржавеет и может заболеть.

— В трудовом коллективе человек чему учится? (ответы детей), учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу, поддержку коллектива.

— И в наше время человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Как вы считаете с чего мы начинаем в классе? (ответы детей). Например, содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, уметь ухаживать за своей внешностью, одеждой. При многих обязанностях человека в обществе, в классном коллективе о нём судят, прежде всего, по труду. Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.

— Месяц октябрь объявлен месяцем каким? (месяц трудового воспитания).

— Какая акция стартует в нашей школе? (акция «Забота» помощь пожилым людям).

  • — Можем мы принести славу своим трудом? Как? (помогать).И можно сказать — Землю красит солнце, а человека — труд.

— Каждый из вас в классе несет ответственность за порученное дело и вы

должны добросовестно относится, чтоб вас отметили только с хорошей стороны. Не зря говорят Труд — это источник радости, удовольствия.

— Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь. В труде человек стает физически здоровым, так и нравственно- воспитанным. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками.

— Давайте вспомним наше правило о труде (читают по одному):

Ничто и никогда, Не даётся без труда.

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок.

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

Физ. минутка. Давайте и мы прославим человека труда, а за одно и поиграем.

— Я буду приветствовать умелых людей лентами разного цвета. Какие это цвета? (показ атласных ленточек: голубой, зеленый, желтый и красный.)

— Я поднимаю голубую – надо хлопать, зеленую – топать, желтую – молчать, красную – ура кричать.

— Труд людей надо ценить и уважать. В своей жизни мы всюду сталкиваемся с результатами труда людей. Вещи, созданные трудом человека, надо беречь.

— Сегодня вы сидите за школьной партой. Учеба – это труд причем непростой. Все люди нашего края трудятся. Мы с вами видим как наш город Мамадыш цветет, на наших глазах поднимаются жилые дома, достопримечательные места, благодаря трудолюбивым рукам человека. Пройдут школьные годы. Вы станете взрослыми и нужно будет выбрать профессию.

— Что такое профессия? (ответы детей) — это человек, который занимается работой.

— это кем ты работаешь, это важная работа.

— Слово профессия– вид труда, деятельности, работы, т.е важная работа.

Профессия — это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, и умений.

— А знаете ли вы, как много профессий на планете? Какие виды профессий вы знаете ? Сколько их? (в мире профессий тысячи). А теперь отгадайте загадки о разных профессиях. Дети по очереди называют профессии..

— Игра «Ринг профессий» побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание — начали!

Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые круп­ные специалисты в области профессий. Сейчас отгадаем загадки о профессии.

Его работа в глубине, на самом дне, Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелегок и непрост, Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)

Он опускается в забой, Его работа под землей. (Шахтер)

Ему нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, А всего нужней — сноровка! (Слесарь)

Мастер, мастер, помоги – Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди – Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)

Профессии.1. Художник.- Посмотрите на эти картины.

Как называют людей, создающих картины?

— Их написали великие художники. Что можно сказать про их руки? (Умелые).

2. Композитор.- Как назовем человека, который создал эту музыку?

— Как можно назвать эти руки (Умелые, талантливые).

3. Скульптор. (Глиняные скульптуры).

— А кто создал эти изделия?- Их вылепил скульптор. Что можно сказать про его руки? (Гибкие, чувствительные).

4. Ювелир. (Ювелирные украшения).

— Посмотрите на эти вещи, они тоже созданы руками человека. Как называется его профессия?- Что можно сказать про руки ювелира?

(Ловкие, волшебные).

5. Шофер, комбайнер.(Грузовик, комбайн).

— Как называют людей, работающих на этих машинах?

— Что можно сказать про их руки? (Смелые, сильные, крепкие).

— Как называют или говорят про человека, который отлично делает свое дело? (Мастер своего дела, мастер – золотые руки.)

— Можно ли сказать про парикмахера, что он мастер своего дела? (Он делает красивые прически.)

— А про портного? (Он шьет элегантную одежду.)

— Про хирурга? (Он спасает человека от болезни)

— За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. Их поощряют, они получают награды: почетные звания, грамоты, ордена, медали. Их труд славит. И не зря говорят труд славит человека.

-Как много в мире красоты, Которой мы не замечаем.

Все потому, что каждый день встречаем. Ее знакомые черты.

Мы знаем, как красивы облака, Река, цветы, лицо любимой мамы,

И Пушкина летящая строка, И то, что человек красив делами.

— Труд был, есть и будет основной славой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши. Посмотрите кругом как поднимается наш город на глазах, люди трудятся, разве это на слава?

— Давайте подведем итог и скажите как труд славит человека?(только если он будет добросовестно трудиться, во благо народу, Родине)

— Ребята, наш классный час подошел к концу. Вы хорошо потрудились! Молодцы! Мы еще будем говорить с вами о разных профессиях, будем ходить на экскурсии, выставки. Надеюсь хорошие моменты остались в вашей памяти? И есть над чем хочется задуматься каждому из нас?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here