Урок 4. Неживая и живая природа
Цель: формировать знания о живой и неживой природе, на отдельных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ценность природы; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; различать объекты живой и неживой природы.
Оборудование: тема урока записана на доске, иллюстрации с изображением живой и неживой природы.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
-
Что относится к природе? (Это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
Приведите примеры природных объектов.
Тест
1) Укажите то, что сделано руками человека:
а) облако; г) трава;
б) космический корабль; д) воробей;
в) стол; е) солнце.
-
Укажите, что не сделано руками человека:
а) река; г) вода;
б) кит; д) небо;
в) парта; е) дом.
-
Какое выражение правильно?
а) Природой называется все то, что окружает человека.
б) Природой называется все то, что сделано руками человека.
в) Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
-
Укажите объекты природы:
а) шкаф; ж) телефон;
б) глина; з) сыр;
в)стекло; и)троллейбус;
г) обувь; к) песок речной;
д) воздух; л) песок сахарный.
е) магнитофон;
{Ответы: 1 — б, в; 2 — а, б, г, д; 3 — в; 4 — б, д, к.)
Самоопределение к деятельности
(Учитель предъявляет учащимся несколько картинок с изображением живой и неживой природы и одну картинку предмета, сделанного руками человека, например: рыба, бабочка, птица, облако, дождь, ручей, арбуз, компьютер.)
-
Рассмотрите картинки. Что здесь лишнее? (Здесь лишний компьютер, потому что он к природе не относится.)
-
На какие две группы можно разделить оставшиеся картинки? (Первая группа: рыба, бабочка, птица, арбуз — это живое, вторая группа: ручей, облако, дождь — это неживое.)
-
Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Наверное, о живой и неживой природе.)
-
Прочитаем тему урока на доске. («Неживая и живая природа».)
Работа по теме урока
-
Откройте учебник на с. 8—9. Расскажите по фотографиям, что относится к неживой природе, а что к живой. (Солнце, звезды, облака, вода, камни — неживая природа; растения, грибы, животные — живая природа.)
-
Приведите свои примеры живой и неживой природы. (Ответы детей.)
-
Выполните задание № 1 в рабочей тетради на с. 8. Прочитайте, что нужно сделать. (Закрасить кружки к картинкам неживой природы синим цветом, живой природы — зеленым.)
Физкультминутка
Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два — и готово.
Продолжение работы по теме урока
Беседа
Может ли живая природа существовать без неживой? Докажите. (Высказывания детей.)
Конечно, живая и неживая природа тесно взаимосвязаны.
Например, без солнышка и воды не вырастет ни одно растение. Солнце и вода — неживая природа, растение — живая.
Приведите и вы свои примеры взаимосвязи живой и неживой природы. (Ответы детей.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
-
Выполним задание № 2 в рабочей тетради на с. 9. Какая картинка в ряду лишняя, что не подходит? (Лишнее: в первом ряду — лист, во втором — гриб.)
-
Объясните свой выбор.
Творческая работа
-
Нарисуйте, что вам особенно нравится в живой и неживой природе.
(Дети рисуют и объясняют свой выбор, почему именно этот предмет они нарисовали.)
Рефлексия
-
Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
-
Какое задание вам понравилось больше всего?
-
Что вызвало затруднение?
-
Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?
Дополнительный материал
Игра «Кто больше?»
(Дети называют как можно больше предметов природы и вещей, созданных человеком.)