Класс: 2 класс
Учитель: Котова Елена СЕргеевна
Тема: «Правила вежливости»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
Предметные:
-
Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
-
дать понятие «культура поведения»
Метапредметные:
-
Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
-
продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;
-
развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.
Личностные:
1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;
2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;
3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать вежливые слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.
Оборудование:
Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2; презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Ребята, я очень рада вас видеть. А вы умеете надувать воздушные шарики? Давайте с вами это представим. Надули?
Что дальше мы должны сделать?
— Правильно завязать. А теперь улыбнитесь вашего соседу по парте и подарите шарик и с хорошим настроением продолжим наш урок.
(учащиеся показывают смайлики )
II. Самоопределение к деятельности.
В класс входит ученик, ни с кем не здоровается, ведет себя не культурно.
— Ребята, что случилось с Максимом?
— Что Максим забыл сделать?
( Он не знает правил поведения)
— Не можем мы бросить товарища в беде. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
— Прочитайте тему нашего урока на с. 52 учебника.
— Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах
поведения. Давайте обозначим проблему нашего урока.
Проблема урока: не соблюдение правил вежливости.
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Задачи нашего урока ( слайд 2)
1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
2. Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
3. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.
— Давайте, составим план работы на уроке:
1. Узнать что такое «вежливые слова».
2. Значение вежливых слов в жизни человека.
3. Использование вежливых слов в различных ситуациях.
4. Итог урока.
III. Работа по теме урока
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
— Как вы думаете какие слова называют волшебными? Почему? (слайд 3)
— Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
— В каких случаях мы используем эти слова?
Работа в паре.
Рассмотрите рисунки на стр. 54 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова (слайд 4).
( Учащиеся показывают мини – сценки) (слайд 6)
— Какие вежливые слова вы знаете?
— А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)
— Какое слово чаще всего используют люди приветствуя друг друга?
— А кто помнит от какого слова произошло слова произошло слово «здравствуйте»
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья). (слайды 7 — 8 )
— Какие слова используют люди при прощании?
До свидания – приветствие при прощании (слайды 9 – 10)
—Сейчас, ребята расскажут вам о других вежливых словах. (Сообщения)
(Слайд 11)
— Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
— Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
— Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным? (Слайд 12)
( Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
— Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (слайд 13)
Помни: (Слайд 14)
-
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
-
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
3. Не следует говорить слишком долго.
2. Работа в группах (Слайд 15)
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
-А сейчас проверим, опираясь на схему разговора, правильно ли вы составили телефонные диалоги?
-
«Алло».
-
Приветствие.
-
Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
-
Благодарность.
-
Прощание.
-
Выполнение задания в рабочей тетради.
Стр.34 №3
-
Работа по учебнику. (Слайд 16)
— Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника.
— Как вы объясните понятие «культура поведения»?
— Культура поведения – это вежливые поступки. (Слайд 17)
Ребята, посмотрите на слайд и скажите кто поступает правильно? (Слайд 18)
— Работа с пословицами. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
VI. Рефлексия.
Экзамен на вежливость (тест) (Слайды 23)
Оцените свою работу.
VII.Подведение итогов урока.
— О чем мы говорили на уроке?
— Что вы узнали ? Чему научились?
(Ученик читает)
Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»
«Пожалуйста», «Здравствуйте»- щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить
Домашнее задание (по выбору).
-
Прочитать текст на стр. 52 – 54 учебника.
-
Подготовить рассказ о своем друге.
-
Узнать и рассказать о других правилах поведения.
Оформление доски.
План урока 12 марта. Дом. задание.
1. Узнать что такое «вежливые слова». Проблема урока: не знание
2. Значение вежливых слов правил вежливости .
в жизни человека.
3.Использование вежливых слов Вежливые слова
в различных ситуациях.
4. Итог урока.