Окружающий мир (4 класс) 15.10

Эмоции: радость, смех, боль, гнев, плач.

Цель: ознакомление с понятиями: «чувства», «эмоции».

Задачи:

— уметь различать эмоции и чувства;

— развивать умение управлять своими эмоциями;

— воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу

Оборудование: мультимедийная презентация «Эмоции человека»; мультимедийная презентация «Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного»; компьютер, проектор.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

(Идёт фронтальный опрос, 2 ученика индивидуально работают по карточкам)

-Сколько органов чувств у человека? (5)

— Перечислите их.(Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

1) — Что является органом вкуса?

— Только ли эти вкусы различает язык?

— Как можно развить свои вкусовые восприятия?

— Сколько живут клетки, отвечающие за вкусовое восприятие? (10 дней)

— Докажите, что вкус связан с обонянием.

— Кто такой «дегустатор»?

2) –Назовите главный орган осязания.(Кожа)

— Где находятся самые чувствительные участки кожи?

— У каких людей лучше всего развито осязание? (у слепых)

— Как они это используют в своей жизни.?

— Может ли человек жить без органов чувств?

— Что произойдёт, если эти чувства человек утратит?

III.Сообщение темы и целей урока.

— Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.

— О чём мы узнаем на уроке?

(Чтение темы урока на доске)

IV.Работа над темой урока.

Работа с учебником (с.47)

— Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.

Физминутка «Солнышко»

Утром солнышко проснулось,

Оглянулось, потянулось

И, отбросив одеяло,

На зарядку побежало.

— А теперь улыбнитесь друг другу. Улучшилось ли ваше настроение?

— При помощи, какой части тела, мы выразили свои эмоции?

— Когда люди хорошо понимают друг друга, то говорят, что они понимают друг друга с полуслова, а ещё лучше, когда они понимают с одного взгляда. Давайте проверим, сможете ли вы по выражению лица, узнать состояние, настроение человека.

Работа с опорой на презентацию. (После ответов учащихся к каждому слайду учитель делает обобщение)

Слайд 1. Заголовок.

Слайд 2. Чтение вступления (хором).

Слайд 3. Этот человек улыбается: он добрый.

Слайд 4. А этот человек чем-то недоволен.

Слайд 5. Этот человек чем-то сильно испуган.

Слайд 6. Посмотрите, как человек улыбается. Он весёлый.

Слайд 7. Этот человек кричит. Он злой.

Слайд 8.Когда люди о чём-то мечтают, они смотрят наверх.

Слайд 9. Этот человек секретничает.

Слайд 10. Этот человек что-то замышляет.

Слайд 11. Этот человек узнал что-то приятное или ему в голову пришла чудесная мысль. Он радостный, возбуждённый.

Слайд 12. Этот человек озадачен, думает.

Слайд 13. А этот шутит, кривляется.

Слайд 14. Эта девочка добрая, спокойная, заботливая.

Слайд 15. Этот человек злой, нехороший.

— Какие мышцы лица помогают нам выражать свои эмоции? (мимические мышцы).

Работа с учебником. (с. 47)

— Как эмоции влияют на состояние человека?

— На какие группы можно разделить все эмоции? (положительные и отрицательные)

— Приведите примеры.

Работа в ТПО с.19 № 51 (самостоятельно)

с.19 № 52 (в парах)

— Есть ли эмоции у животных?

Вывод: эмоции людей более разнообразные.

Учитель: Сильные, глубокие эмоции называются чувствами. Любовь и утрата близких людей — самые продолжительные человеческие чувства.

Зрительная гимнастика по тренажёру Базарного

На доске записаны «крылатые выражения»:

-Прочитайте, объясните значение этих выражений.

  • Злые языки страшнее пистолета.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Слово лечит, слово ранит.

Вывод: нужно уметь управлять своими эмоциями.

— Вспомните упражнения, которые помогут нам регулировать свои эмоции.

Упражнение «Досчитай до десяти», «Зеркало»

— Прочитайте и о новых упражнениях в учебнике (с. 51)

— Люди, какой профессии могут запечатлеть эмоции, настроение человека на холсте или на листе бумаги. (Художники, фотографы)

Беседа по картине «Тройка» Василия Перова (с. 49)

— Кто изображён на картине?

— Как одеты дети?

— Что выражают их лица?

— Почему они выполняют такую непосильную работу?

— Какие слова можно использовать для описания этих детей?

— Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

V.Закрепление изученного материала

Игра-пантомима «Что это значит?»

-Ребята, вы уже несколько лет обучаетесь в одном классе. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга

(Заранее подготовленные дети демонстрируют различные эмоциональные состояния, остальные – расшифровывают их)

— Как бы вы могли помочь своему однокласснику справиться с отрицательными эмоциями?

(Дети предлагают свои решения проблемы, совместно делаются выводы)

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

VI. Итог урока.

— При помощи чего человек выражает своё настроение?

— На какие группы можно разделить все эмоции?

— Нужно ли управлять своими эмоциями? Почему?

— Какие эмоции вызвал у вас этот урок?

-Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание.

Учебник с. 47-51 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.

Выставление и комментирование оценок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here