муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 154
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
Открытый урок коррекционно-развивающего занятия
«Шаг к толерантности»
Подготовила:
педагог-психолог
Дырина Ольга Алексеевна
Дата проведения: 19.01 2015 г.
Открытое коррекционно-развивающее занятие
по психологии «Шаг к толерантности»
5 класс
Педагог-психолог Дырина Ольга Алексеевна
Цели:
-
Закрепить понятие «толерантность», углубить понимание его значения;
-
Отработать умение видеть индивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям;
-
Познакомить с понятием «стереотип»;
-
Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
-
Формировать представление о толерантном поведении.
Задачи:
-
Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
-
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
-
Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.
Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов.
Оборудование: презентация; листочки для «дерева толерантности»; карточки с проблемными ситуациями; карточки для блиц-опроса.
Ход занятия.
Вступительное слово.(Слайд1)
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и приветствовать на сегодняшнем занятии. Мы продолжаем работать над темой: «Толерантность. Толерантная личность». И сейчас я хотела бы узнать, что вы запомнили с прошлого занятия, что нового и интересного узнали о понятии «толерантность». Итак, начнем!»
— Что такое толерантность? (качество личности)
-Когда это качество проявляется ? (когда люди общаются, взаимодействуют, причем это люди, отличающиеся друг от друга – взглядами, вкусами, поведением, цветом кожи и т.д.)
— Какой человек будет считаться толерантным? (который относится к другому, отличающемуся от него, терпимо, спокойно, без раздражения, т.е. принимает другого таким, какой он есть)(Слайд 2)
«Спасибо! Вы знаете, что не бывает абсолютно толерантных и абсолютно нетолерантных людей. Важно то, есть ли в человеке стремление к толерантным взаимоотношениям. На сегодняшнем занятии мы с вами попытаемся сделать еще один шаг в этом направлении».(Слайд3)
1.Разминка.
Игра «Поприветствуем друг друга»(Слайд4)
Цель: создать в группе атмосферу открытости; показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи.
Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира:
— сложить руки на груди (как в «молитве») и поклониться — Япония;
— потереться носами – Новая Зеландия;
— пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
— показать язык – Тибет;
— крепко обняться – Россия;
— помахать рукой нашим гостям.
Обсуждение.
— Понравилась игра?
— Что чувствовали, когда приветствовали друг друга?
Игра «Домино». (Слайд5)
Правила игры: Напоминаются правила игры в домино, и предлагается поиграть в «особенное» домино. Первый участник, желательно ведущий, становится в центр и называет две свои характеристики: «С одной стороны, я ношу очки, с другой – люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например: «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой – у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино.
Обсуждение.
— Понравилась игра?
— Что чувствовали, когда ждали, что к ним кто – нибудь «прицепится»?
— Хотелось ли выделиться?
— Что чувствовали, когда узнавали, что в группе тоже кто – то похож на них?
— Что чувствовали, когда узнавали, что кто – то не похож на них?
— Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей? Почему?
2. «А я считаю…»
Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других; научиться правилам корректной дискуссии.
На доске расположить в разных местах надписи «совершенно согласен», «не имею точного представления», «совершенно не согласен». Объяснить участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону «плюса» или «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине («не имею точного представления»), но при этом они лишаются права высказаться.(Слайд6)
ЛУЧШЕ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ, ЧЕМ В БАСКЕТБОЛ
ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ В ШКОЛЕ БЫЛИ ОДНИ ПЕРЕМЕНЫ
ВЕСНА ЛУЧШЕ ОСЕНИ
НОВЫЙ ГОД ЛУЧШИЙ ПРАЗДНИК, ЧЕМ ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ
САМЫЙ КЛАССНЫЙ МУЛЬТИК «ЧЕЛОВЕК-ПАУК»
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПРЕДМЕТ – МАТЕМАТИКА
ПАПА В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ
ИГРАТЬ В «КОМПЬЮТЕР» ВЕСЕЛЕЕ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР
ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ УРОКИ БЫЛИ КОРОЧЕ, НО ИХ БЫЛО БЫ БОЛЬШЕ
САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ЖИВОТНОЕ – КОШКА
В ШКОЛЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ СКУЧНО
КОКА – КОЛА ЛУЧШЕ ФАНТЫ
ЗАНИМАТЬСЯ РЫБАЛКОЙ – СТАРОМОДНО
ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ЛЕГЧЕ, ЧЕМ РУССКИЙ
МАНДАРИНЫ ПОЛЕЗНЕЕ АПЕЛЬСИНОВ
Обсуждение.
-Кто был прав в каждом случае?
-Был ли кто-нибудь прав вообще?
-Можно ли сказать, что все из зачитанных утверждений имеют право на существование?
-Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
-Как вы относитесь к человеку, с чьим мнением не согласны?
3. Работа по теме.
«Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-нибудь причины, мешающие человеку быть всегда толерантным? (подведение к понятию «стереотип» — это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем, и когда у нас не хватает информации о каком – то предмете, мы приписывам ему определенные качества, выдуманные, вымышленные другими людьми».(Слайд7)
Например:
— все таксисты – мужчины
— все блондинки — глупые
4. Упражнение «Все яблоки красные»
Цель: познакомить участников с понятием «стереотип».
Психолог знакомит детей с историей про Элли в стране фруктов и овощей.
«Все вы знаете Элли из книги про Волшебника Изумрудного Города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как – то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он привез Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» — спросила Элли. «Помидор!» — ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился – «Лимон» и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут она увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню, как тебя зовут» — сказала Элли». «Банан» — ответил фрукт. И Элли пошла дальше. Она присела на полянку. С дерева свисал другой красный шар. «Эй, помидор, давай поболтаем» — сказала Элли. «Я не помидор, я — яблоко» — прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты – помидор, и нечего меня обманывать». Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи. Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась на поле, где кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие» — шептали они. «Нашли дурочку. Вы желтые – значит вы кислые» — сказала Элли. Она осталась голодной, а сладкие дыни только пожали плечами. Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу» — сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли заплакала».
Обсуждение.
— Кто из вас понял проблему Элли?
— В чем была ее ошибка? (все ли яблоки красные, все ли желтые фрукты кислые?)
— Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
Объяснение. Все, что мы с вами наблюдали в случае Элли и называется словом «стереотип».
5. Упражнение «Как поступить»
Цель: помочь участникам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни, и возможные способы реакции в таких случаях.
Работа в мини — группах по три человека. Каждая группа получает карточку с ситуацией. Ученики должны рассмотреть ситуации и выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения, объяснив свой выбор.
Ситуации:
1.В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому – то достаются приятные клички, кому – то – не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не называть. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он же — Толстый!». (Слайд8)
Ваши действия:
-
станете тоже называть его «толстый», иначе все могут начать смеяться над вами;
-
будете называть его по имени, вам наплевать на мнение окружающих;
-
попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.
2.К вам в класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то из мальчиков говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» (Слайд9)
Ваши действии:
-
тоже не будете с ним дружить, он же «двоечник»;
-
сначала соглашусь с ребятами, но потом сделаю свои выводы и подружусь с ним;
-
попробую объяснить всем, что первое впечатление может быть обманчивым.
3.В вашем дворе живет девочка – инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения.(Слайд 10)
Ваши действия:
-
откажетесь, зачем вам общаться с инвалидами;
-
согласитесь, но потом не пойдете, наверняка там будет скучно;
-
пойдете и приведете с собой сестру (брата, друга).
4.Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик – армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, и в правду, смешные.(Слайд 11)
Ваши действия:
-
я тоже вспомню парочку анекдотов;
-
объясню армянскому мальчику, что анекдот – это просто шутка;
-
попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
5.В нашем дворе живет темнокожий мальчик. Его папа из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваши родители узнали и не хотят, чтобы вы общались с темнокожим, потому что это – опасно.(Слайд12)
Ваши действия:
-
я послушаюсь родителей, все – таки они взрослые;
-
я продолжу общаться со своим другом, но родителям не скажу;
-
я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с родителями, они поймут, что все нормально, и проблема будет решена.
Обсуждение.(Слайд13)
— Что чувствует каждый, вовлеченный в ситуацию?
— Могут быть еще какие – то пути решения, кроме предложенных?
— Кто может помочь решить подобные ситуации?
— Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?
6. Понятие толерантность.
Это понятие очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 14)
-Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в многонациональном городе, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
— Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают?
7. Блиц-опрос «Толерантная и интолерантная личность»
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие,
снисходительность, гуманизм.
Непонимание, игнорирование,
эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.
— Какими личностными качествами должен обладать такой человек? (Слайд,15,16)
8.Завершение.
1. «Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении».
2 .Творческая работа «Дерево толерантности».
Инструкция: «У каждого из вас на парте есть цветные листочки, Напишите на них, что, по – вашему мнению, какой шаг надо сделать, чтобы ваш класс, лично вы стали толерантными, то есть, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными». Затем листочки «приклеиваются» на «Дерево». (Дерево нарисовать на доске).(Слайд17)
3. «Молодцы! Спасибо за работу! Я думаю, каждый из нас возьмет для себя что – то из сегодняшнего занятия. И даже не это самое главное. И важно даже не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените, отношение с людьми, с которыми встречаетесь!»
9.Рефлексия: Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, правую ногу вытяните к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!»(Слайд18,19)
Литература:
1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. / Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса). – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001.
2.Всероссийский конкурс семейного плаката “Школа толерантности”. / Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса). – М., Изд-во “Бонфи”, 2002.
3.На пути к толерантной школе. / Комитет по образованию и науке г. Перми, МОУ СОШ № 59 при финансовой поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса). – Пермь, Центр развития образования, 2003.
4.Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001.
5.Школа XXI: толерантная среда. / МОУ СОШ № 21 г. Волгограда при финансовой поддержке Института “Открытое общество” (Фонд Сороса). – Волгоград, ИПК “Панорама”, 2003.
Зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 154 _____________ / Сабурова Н.Ф./