Производство: затраты, выручка, прибыль (§ 14)
Класс: 7
Предмет: обществознание (Л. Н. Боголюбов и др.)
Тип: урок смешанного типа (использование видеофрагмента, элементов урока исследовательского типа — практическая работа «Деловая игра»)
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Цель: познакомить учащихся с важной сферой экономики: производством и способами его эффективной организации.
Задачи:
-
Образовательные: сформировать представление о производстве как основе экономики; характеризовать различные затраты производства и их влияние на результаты производственной деятельности; показать противоречивость воздействия разделения труда на результативность производства; дать представление об экономической сущности прибыли; способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере производства;
-
Развивающие: способствовать развитию памяти и таких качеств мышления как анализ, синтез.
-
Воспитательные: воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Оборудование: аудитория с мультимедийным проектором, раздаточный материал (приложения), презентация, корзины с материалами.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности мин
-
Здравствуйте, я рада нашей встрече и надеюсь на вашу активность сегодня.
-
Начнем наш урок с просмотра видеофрагмента из киножурнала «Ералаш». Ваша задача — выяснить какое слово чаше всего встречается в сюжете.
-
ВИДЕОФРАГМЕНТ “КОМПОТ» (со 2-ой по 4-ую мин.)
-
У вас в жизни встречались подобные случаи? Это два брата, два сына одной матери, но какие разные. Что вы можете сказать о старшем сыне? (___________________)
-
А о младшем? (___________________) Спасибо!
-
Вернемся к первоначальному вопросу: «Какое слово чаше всего встречается в сюжете?» (Не буду, не хочу, хочу другое)
-
Каким словом в экономике можно заменить слово хочу? (Потребности )
2. Активизация знаний минут
-
Что такое потребности? (Осознанная нужда человека в чем-либо)
-
Что является целью экономики? (Удовлетворение потребностей)
-
А что, по вашему мнению, служит средством достижения этой цели? С помощью чего мы можем удовлетворить потребности? В процессе чего появляются так необходимые нам товары и услуги (Производство).
-
Производство — это процесс создания различных экономических продуктов. (СЛАЙД)
-
Тема нашего сегодняшнего урока, посвящена этой важной сфере экономике «Производство: затраты, выручка, прибыль».
-
Я уверена, что каждый из вас уже задумывался о своей будущей профессии. Поделитесь своим предпочтениями.
-
____________, ______________, … , кем бы ты хотел(а) стать? (2-3 чел.)
-
____________, ______________, … , объясни, пожалуйста, зачем нужно изучение этой темы для твоей будущей профессии? (спросить тех же)
-
Спасибо! Я убеждена, что получив профессию, многие из вас будут работать на предприятиях нашего города, делая его ещё краше и богаче.
-
Обратите внимание на слайд, здесь представлены наши горнодобывающие и электрометаллургические комбинаты.
-
Как вы думаете, почему именно эти виды производства особенно развиты на нашей территории? А почему у нас нет производства меховых изделий?
-
Действительно,тема «Производство: затраты, выручка, прибыль» очень важна и позволит разобраться в следующих вопросах:
-
Что и как производить?
-
Затраты производства.
-
Все ли выгодно производить?
3. Изучение нового материала минут (Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения).
-
Напомните мне пожалуйста, основных участников экономики? (производитель и потребитель). Кто такой производитель? потребитель? (Тот, кто участвует в создании товаров и оказании услуг. Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей) А чем отличаются товар от услуги? (Товар — это то, что можно потрогать, а услуга не имеет материальной формы, её нельзя взять и положить, например, в холодильник)
-
Как вы думаете, что необходимо производителям для принятия решения о начале производства того или иного экономического продукта? (_________________)
-
Совершенно верно, добавим к вашим ответам ещё несколько причин (НА СЛАЙДЕ, ЧИТАЮ (привлекательность продукта для потребителя, количество или объем продукции, ресурсы, необходимые для его производства, технология изготовления, экономичность, полезность, выгодность и др.)
-
ПОЗДРАВЛЯЮ 7 «Б» ВАМИ ПОЛУЧЕН ЗАКАЗ НА ПРОИЗВОДСТВО 5 ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК, Т. Е. СЕГОДНЯ ВЫ БУДЕТЕ В РОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.
-
Итак, чем, по-вашему, мнению, можно объяснить привлекательность данного продукта (ДЕМОНСТРИРУЮ ОТКРЫТКУ. Привлекательность очевидна и объясняется приближающимися праздниками и в последнее время возросшим спросом на товары ручной работы)
-
Хорошо. Каков объем заказа? (5 штук)
-
Ресурсы? Ресурсы есть (ДЕМОНСТРИРУЮ И РАЗДАЮ КОРЗИНЫ)
-
Обратите внимание на слайд. Каждая группа-производитель, а у нас, как вы уже сумели заметить их 5. Получила следующие ресурсы. (ЧИТАЮ СО СЛАЙДА)
-
Скажите пожалуйста, а если я сейчас изменю заказ и скажу, что нужно произвести 10 или даже 15 открыток, вам удастся его выполнить? (Нет)
-
Почему? (_______________)
-
Такая ситуация в экономике называется ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ (СЛАЙД: Ограниченность ресурсов)
-
_____________, как ты думаешь, может возникнуть в стране или во всем мире ситуация, когда вдруг у людей закончатся все потребности и мы не услышим этого слова «Хочу»? (Нет)
-
А такая ситуация в экономике называется БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ. (СЛАЙД: Бесконечность потребностей)
-
А вот производители, как раз и решают эту вечную проблему. Как удовлетворить бесконечные потребности в условиях ограниченности ресурсов.
-
Вернемся к ресурсам (СЛАЙД: таблица ресурсов). Каждая из команд-производителей, будет использовать определенное количество тех или иных ресурсов, м. б. кто-то использует всё. Все использованные для производства ресурсы, все потраченные ресурсы называются ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА (СЛАЙД: таблица «Ресурсы» + ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА).
-
Скажите пожалуйста, какие из ресурсов при производстве вами всеми без исключения будут обязательно использованы? (Отопление, арендная плата за здание). Это ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА (СЛАЙД: таблица «Ресурсы» + ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ + ). Как вы думаете будут ли они зависеть от объема произведенного экономического продукта? (Нет) Почему? Приведите пример. (________________)
-
А какие строки ресурсов будут зависеть от объема произведенного экономического продукта (_______________) Это ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗОДСТВА. (СЛАЙД: таблица «Ресурсы» + ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗВОДСТВА = ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ + ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ПРОИЗОДСТВА). Запомните эту формулу. (Повторяю формулу)
-
Пора вернуться к нашему заказу, но прежде мы немного с вами отвлечемся.
4. Физкультурная минутка минут
-
Расправьте плечи, зажгите свои улыбки. Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
-
«Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
-
«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
-
Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
-
Круговые движения плечами вперёд и назад.
-
Спасибо!
5. Реализация построенного проекта минут
-
На выполнение открытки и подсчет общих, постоянных и переменных затрат вам отводится 4 минуты (у вас на столах у каждой группы-производителя есть рабочие листы). ВНИМАНИЕ! НЕБОЛЬШОЕ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: ЗАКАЗЧИК СМОЖЕТ У ВАС КУПИТЬ ОТКРЫТКУ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЗА 5 УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦ.
-
Пожалуйста приступайте.
-
Заканчиваем! Молодцы! Продемонстрируйте вашим коллегам изготовленные экономические продукты.
-
Замечательно. А теперь второе задание. Первая команда озвучьте свои постоянные, переменные и общие затраты. Вторая ______________, третья ______________, …
-
Я заметила, что при выполнении задания, каждый в вашей группе выполнял определенную роль. Зачем вы это сделали? Хорошо. Это явление в экономике называется РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (СЛАЙД: РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ — это разделение больших задач на несколько небольших таким образом, чтобы каждый работник выполнял одну или несколько мелких операций)
-
Разделение труда учеными-экономистами оценивается весьма неоднозначно, они заявляют о противоречивости этого экономического явления. Выяснить в чем заключается противоречивость, вы сможете самостоятельно при подготовке к домашнему заданию. Чуть позже я акцентирую на дом/зад ваше внимание.
-
Кто помнит важное примечание, на которое я просила обратить ваше внимание? (Стоимость 1-ой открытки — 5 ус. ед.)
-
Чем являются для вас, производителе эти 5 усл. ед.? (Прибыль, выручка???)
-
Как вы думаете, чем отличаются прибыль от выручки? (СЛАЙД: ВЫРУЧКА — это доход от продажи экономического продукта. ПРИБЫЛЬ — это разница между выручкой и общими затратами производства. ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА — ЗАТРАТЫ)
-
Посчитайте в рабочих листах свою прибыль. Что получилось 1-ая ______________, 2-ая ______________, …
-
Почему у каждого из вас разная прибыль? (Чем меньше затраты, тем выше прибыль)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи минут
-
Молодцы! Итак, с какими новыми словами вы сегодня познакомились на уроке? (________________) Какие проблемы экономики вы запомнили? (Ограниченность ресурсов, бесконечность потребностей) В чем заключается взаимосвязь между затратами и прибылью? (Чем меньше затраты, тем выше прибыль)
6. Рефлексия, домашнее задание и итог урока минут
-
Для производителя очень главным качеством является правильное оценивание своих способностей и своей работы. Сейчас, пожалуйста, заполните в рабочих листах колонку напротив ваших имен под названием «Моя отметка», а рядом поставьте смайлик, отражающий, ваше настроение в конце урока.
-
Я сегодня, отмечу работу _______________, _______________, _______________ вы получили «5».
-
Наш урок подошел к концу. Я, думаю, что в преддверии праздников, вам эти открытки пригодятся.
-
Домашнее задание, вы получаете на индивидуальных листах. __________, помоги пожалуйста раздать.
-
Все встали. Спасибо за урок!