План интегрированного урока самопознания с информатикой
Школа: 40 Дата: 19.01.14
Тема: Семейные ценности
Ценность: Покой, Праведное поведение
Качества: терпение, позитивное мышление, совесть, выполнение своего долга в семье, уважение к родителям, счастье, вежливость.
Педагоги: Жумажанова Т.Р и Касымова Г.Т
Класс: 7
Кол-во уч-ся: 14
Цель: углубить представления учащихся о покое и о праведном поведении, как непосредственной составляющей семейных ценностей и
Задачи:
-расширение знаний о семейном счастье;
-развитие позитивного мышления и стремления быть терпеливым, вежливым;
воспитание чувства долга и уважения к родителям;
Ресурсы: аудиозапись Волшебная композиция «Хрустальная грусть», видео материал «Паучок», приготовленные семейные фотографии на электронном носителе, аудиозапись песни «Семейный альбом»
Ход урока
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на свете.
2. Проверка домашнего задания.
Вспомните и запишите интересную историю из жизни вашей семьи.
-
Позитивное высказывание (цитата).
Семья — духовная опора человека.
К.Д. Ушинский
Тема сегодняшнего урока очень актуальная и интересная : «Семейные ценности». Мы будем говорить о ценностях семейного счастья, о том, что находясь в семье, рядом с близкими мы ощущаем покой и умиротворение; и о том, что именно семья формирует будущее человека. Многие навыки, привычки, качества, человек получает из своего окружения, своих близких, своей семьи… В семье закладывается наша личность, наше будущее, будущие традиции наших детей, формируются чувства.
Вопросы:
-
В чем заключается смысл высказывания?
-
Приведите примеры, когда семья оказывалась вашей «духовной опорой»
4. Рассказывание истории (беседа).
Притча о семье
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
А в конце листа:
«СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил:
«И мира тоже».
Вопросы:
-
Сколько человек было в семье?
-
В чем была особенность семьи?
-
Кто посетил семью?
-
Что ответит старейшина?
-
Считаете ли вы верными слова старца?
-
Можно ли дополнить этот список ценностей?
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. А что такое традиция? Какие традиции есть в ваших семьях? (Высказывания ребят)
Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.
Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей? (Высказывания ребят)
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.
Наверно, некоторые из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним? (Высказывания ребят)
Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются. Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях? (Высказывания ребят)
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью. Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные? (Высказывания ребят)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.
1) В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть? (да, если хирург – мама мальчика)
4) У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?
Может ли такое быть? (да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру? (Мэри)
5. Подарок от учителя.
А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором так же говорится о доме. Просмотр мультфильма «Паучок«.
Вопросы:
— Понравился ли вам мультфильм?
— О чём этот фильм? (О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
— Какие испытания перенесла семья паучков?
— Какие строчки из песни вам запомнились? (Повторяются: «Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:»)
— А вы поняли, что это за нити?
6. Творческая деятельность, групповая работа.
1.
2. Придумайте собственный праздник. Как вы будете его отмечать?
-
Групповое пение. Л. Левщенко «Родительский дом»
Где бы ни были мы но по-прежнему
Неизменно уверены в том
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом
Припев
Родительский дом начало начал
Ты в жизни моей надежный причал
Родительский дом пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет
И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми
Потому что родителям хочется
Чтобы мы оставались детьми
Припев
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись
Мы пред ними в долгу неоплаченном
Помни свято об этом всю жизнь
-
Домашнее задание.
-
Придумайте собственный праздник. Как вы будете его отмечать?
9. Заключительная минута тишины.
Сейчас закройте глаза и вспомните все, о чем мы говорили на уроке…. На прощание я хочу вам пожелать быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи. А когда сегодня придете домой, обнимите свои родных (маму, папу, брата, сестру) и скажите, что вы их любите.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Спокойная мелодия