Класс: 10 (тема «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор»),

11 (тема «Образование»)

Предмет: обществознание (профильный уровень).

Цель:

1. Обучающая: ознакомить обучающихся с профессиями в современном нам мире, спросом на них, ролью высшего образования в государственной системе и для отдельно взятой личности.

2. Развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично.

3. Воспитательная: развитие коммуникативных умений и навыков.

4. Надпредметная: В ходе урока осуществляется междисциплинарное взаимодействие: экономика, социология, обществознание, обучающиеся учатся решать в научной сфере, в обыденной жизни практически и жизненно-важные задачи.

Форма работы: групповая.

Высшее образование – дань моде или необходимость?

Обучающиеся должны построить свою траекторию дальнейшего обучения, отвечая на вопросы: кем хочу быть, где буду учиться (платно, бесплатно, сколько это будет стоить), где буду работать или не работать, моя будущая зарплата.

В конце урока, исходя из полученных знаний, составляют новую траекторию и сравниваю ее со старой..

Учитель: Дорогое обучение (современная притча)

Молодого, недавно назначенного менеджера компании IBM руководство вызвало на ковёр. Ещё бы! Он совершил сделку, на которой фирма потеряла 10 миллионов долларов. Когда сотрудник понял свою ошибку, было уже поздно, деньги уплыли.

Зайдя в кабинет и чувствуя свою вину, он, не ожидая того, что ему скажут, произнёс:

Я понимаю, что вы вправе меня уволить, и, признавая свою вину, принимаю ваше решение.

Как вы думаете, как поступил работодатель?

Уволить? — произнёс руководитель. — Мы только что потратили 10 миллионов на ваше обучение и не вправе разбрасываться такими ценными кадрами. Идите работать!

Попробуйте определить цель нашего урока?

Цель урока: нужно ли образование отдельно взятой личности, государству?

I. Анализ данных таблицы… Обучающимся предлагаются таблицы, которые они должны проанализировать и сделать всевозможные выводы

Прием в государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования
в 2011 году
тыс.человек 

Статистический бюллетень 2010 года
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Вывод: конкурс на вступительных экзаменах в ВУЗы растет, количество студентов тоже. Исключение составляет 2010-2011 учебный год, что связано с демографической ямой в связи с кризисом в начале 1990-х годов. Следовательно, к образованию стремятся большинство людей

Попробуйте ответить на вопрос: почему? (хорошая профессия, высокий уровень зарплаты, польза государству, реализация своих способностей, нравственность и т.д. ). Все, что сказано обучающимися записывается на доске.

А вот что ответили респонденты в 2007 года (Левада-Центр проводил опрос 1600 человек от 18 лет и старше). На вопрос — «Для чего нужно высшее образование, ради чего идут учиться в институт?». Респонденты ответили следующим образом:

51% больше зарабатывать,

44% занять более высокое положение в обществе,

44% получить знания,

36% чтобы заниматься интересной работой,

26% для общего развития,

13% чтобы пользоваться уважением окружающих,

9% потому что так принято,

6% чтобы избежать армии,

3% хорошо провести молодые годы,

3% не считаю нужным получать высшее образование.

Учитель: Сравните свои ответы и ответы респондентов. Сколько совпадений?

II. Нужно ли высшее образование? Обучающимся предлагается для прочтения текст и делается вывод о точках зрения сегодня по данному вопросу.

Вопрос хороший. На самом деле мало кто задумывается над тем, а понадобится ли оно вообще в жизни как таковое. Большинство россиян (более 70%) на сегодняшний день считают, что образование — первая необходимость для любого молодого человека. Старшее поколение руководствуется в первую очередь тем, что если уж самим не удалось стать образованными и устроить свою жизнь, то дети обязательно должны пойти дальше.

У молодого поколения свои приоритеты: в первую очередь получить престижную профессию, сделать

Источник: сайт Минфина России, апрель 2005 года Средства, поступающие в учебные заведения из различных источников в расчете на одного обучаемого,
тыс., руб. в год, в ценах 2004 года По утверждению главы профильного комитета Госдумы Григория Балыхина, тарифы на образование вузы теперь должны будут привязывать к стоимости обучения студента на бюджетном месте — 78 тысячам рублей. При этом стоимость обучения в лучших учреждениях системы высшей школы достигает 10 тысяч долларов в год. В среднем на обучение одного студента-бюджетника российские вузы тратят от 50 до 80 тысяч рублей ежегодно. Недалеко от истины утверждение главы Рособразования Н. Булаева: «В случае если вузы просят за платное обучение меньшую сумму, их выпускник получит диплом, а не образование». Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» провело исследование о стоимости обучения в московских вузах. Оно касается очных отделений государственных и негосударственных учебных заведений (коммерческая основа). Информация эта открытая: она была получена путем телефонных опросов членов приемных комиссий или взята с официальных сайтов вузов Москвы.

Выяснилось, что самым дорогим вузом по специальности «менеджмент и экономика» (рейтинг «РейтОР») является МГИМО — 249400 руб. (здесь и далее — за год обучения в вузе), а самым доступным — Московская государственная академия тонкой химической технологии имени Ломоносова — 28 тыс. руб. На втором месте по дороговизне после МГИМО — Госуниверситет — Высшая школа экономики — 234 800 руб. За ним следуют МГУ имени Ломоносова — 191200 руб., Финансовая академия при правительстве России — 180800 руб, Российский университет дружбы народов — 156400 руб. В Плехановском студентам, обучающимся по специальности «менеджмент и экономика», придется выложить 135 тыс. руб. Интересно, что в негосударственной Российской экономической школе обучение по этой востребованной специальности обойдется дешевле — 119400 руб. Что касается специальности «машиностроение», то здесь самым дорогим, по версии «РейтОР», является Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина — 65 тыс. руб., а самым доступным — Московский государственный индустриальный университет — 33 тыс. Российский университет дружбы народов обучает машиностроителей за 60 тыс. руб., Московский государственный горный университет — за 56 тыс., Московский государственный университет путей сообщения предлагает свои услуги за 51800, а МГТУ имени Баумана — за 50900 руб. Знаменитый МАИ за год требует от студентов 42 тыс., МАТИ — 39 тыс., а Московский государственный технический университет МАМИ — 36 тыс. руб. По специальности «энергетика» лидирует в стоимости Российский университет дружбы народов — 60 тыс. руб., а замыкает рейтинг Московский государственный индустриальный университет — 36 тыс. Образование по специальности «газовая и нефтехимическая промышленность» в МГУ обойдется в 124100 руб., в Российском университете дружбы народов — в 60 тыс. руб., а в Московской государственной академии тонкой химической технологии имени Ломоносова — в 28 тыс. Получение актуальной сегодня специальности «информационные технологии и телекоммуникации» стоит 134900 руб. в Плехановском и 32400 руб. в Московском международном институте эконометрики, информатики, финансов и права. Самым дорогим государственным учебным заведением по этой специальности является МГИМО — 249400 рублей в год. А самым доступным негосударственным — Институт деловой карьеры, где за год требуют 35 тыс. руб. Сделайте вывод о затратах государства, впрочем и отдельно взятой семьи.
1. Количество финансов, выделяемых государством на высшее образование, с каждым годом растет. Это положительная динамика. 2. Платное отделение ВУЗов весьма различно: многие не дотягивают до необходимого количества финансовых средств, а другие, наоборот, гораздо выше. Встает вопрос о качестве образования в некоторых российских ВУЗах и соответственно вопрос: А нужно ли такое образование? 3. Учиться на платном отделении достаточно дорогое удовольствие для семьи.

V (III группа) Обучающимся предоставляются для анализа таблицы о возможности трудоустройства специалистов с высшим образованием, и безработных с высшим образованием, а также уровень зарплаты молодых специалистов. 9.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАБОТУ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОКОНЧИВШИХ
ОЧНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,
ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
(человек)
1995 2000 2002 Выпуск специалистов — всего в том числе Выпуск специалистов — всего в том числе Выпуск специалистов — всего в том числе получили направление на работу не получили направление на работу получили направление на работу не получили направление на работу получили направление на работу не получили направление на работу Всего 249638 128654 105343 315290 145993 36164 344408 161229 29849 в том числе:

гуманитарно-социальные 33731 18667 13842 45305 22965 6176 56930 29429 5131 образование 17159 10165 6843 15891 8200 1954 18636 9863 1597 здравоохранение 25956 16008 7540 20747 12851 909 19710 11196 731 культура и искусство 5197 1715 3291 5604 1381 1224 5836 1410 1143 экономика и управление 26995 11227 14946 40830 17458 7424 44636 19564 5686 междисциплинарные естественно-технические специальности 3795 1461 2025 5510 2659 765 7993 4057 1076 геология и разведка полезных ископаемых 1494 722 672 1279 785 197 1345 883 181 энергетика
и энергомашиностроение 5053 2578 2073 5653 3392 575 5914 3591 506 металлургия 2194 1172 882 1879 1240 269 1935 1308 169 машиностроение и материалообработка 8040 4417 3110 7400 4155 1109 7900 4758 857 наземные транспортные средства 3526 2048 1180 3604 2169 397 3879 2326 261 технологические машины и оборудование 6494 3741 2341 6543 4125 775 6413 4097 586 электротехника 3600 1812 1402 3362 2073 308 3463 2114 325 приборостроение 2587 897 1550 2650 1169 374 2646 1279 359 автоматика
и управление 7191 3805 3034 6158 3678 638 6306 3909 524 информатика
и вычислительная техника 7515 3491 3573 7437 3737 795 7925 3975 680 сервис 539 97 435 1598 593 446 2423 1108 326 эксплуатация транспорта 2672 1773 796 3725 2545 293 3768 2648 162 химическая технология 3458 1641 1537 3165 1976 391 3415 2022 321 воспроизводство и переработка
лесных ресурсов 2327 1336 887 2698 1830 252 2503 1842 211 строительство
и архитектура 12920 6253 5932 14170 7277 1909 14453 7798 1284 геодезия и картография 528 201 307 581 356 45 560 420 52 сельское и рыбное хозяйство 13865 8150 4491 17503 8879 1810 17694 8581 1512

9.5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
(по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости; на конец ноября)
Всего в том числе имеют образование высшее профессиональное неполное высшее професси-ональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное)
общее основное общее начальное общее, не имеют начального общего
Тысяч человек Безработные — всего

2000 6999 780 285 1572 903 2305 984
2001 6303 700 199 1588 834 2102 813 67 2002 6153 642 166 1514 776 2128 857 72 Мужчины

2000 3781 325 142 730 529 1272 649 134 2001 3411 350 75 737 523 1168 508 49 2002 3322 345 68 700 459 1150 556 45 Женщины

2000 3219 454 142 843 374 1033 335 37 2001 2893 351 124 850 312 934 305 18 2002 2831 296 99 814 317 978 301 27

Таблица 2. Описательные статистики респондентов по выбранным специализациям в вузе Выбранная специализация Процент Доля юношей Средний балл ЕГЭ студента по русскому языку и математике Доля окончивших школу в сельской местности Средний срок обучения по специальности, лет Средняя зарплата по выбранной специаль-ности Гуманитарные науки и Искусство 10% 23% 65,11 13% 4 22 807 руб. Естественные науки 23% 61% 68,06 17% 5 21 488 руб. Медицина и здравоохранение 5% 38% 68,95 19% 6 28 736 руб. Педагогика и Иностранный язык 6% 15% 68,44 11% 4 19 779 руб. Общественные науки 30% 26% 64,77 12% 4 20 462 руб. Технические науки 26% 67% 64,29 15% 5 19 562 руб. Среднее
44% 65,84 14% 4,58 22 139 руб.

Выводы: Далеко не все специалисты с высшим образованием устраиваются на работу по полученной специальности, причем тенденция увеличивается с 1995г. Возможность устройства на работу для специалистов с высшим образованием гораздо выше. Средняя зарплата по России для специалистов с высшим образованием не очень высока, но…
Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Нужны ли государству образованные люди, ведь оно стоит для него достаточно «дорого»? (поднимется уровень экономики, особенно в условиях постиндустриального общества, улучшится социальная сфера, политическая сфера, уровень преступности будет неуклонно снижаться, взаимоотношения людей встанут на новый уровень, «грязи» станет меньше). Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою. — Д.И.Писарев  А отдельно взятой личности стоит тратить столько усилий и денег на образование. образование все-таки не дань моде, а необходимость в современную эпоху. Высокообразованный человек развивается как личность, он сможет самореализоваться, а значит, будет счастлив, являясь членом общества, приносит ему пользу, государство будет иметь квалифицированных специалистов, а значит и уровень жизни будет выше .Образование нужно каждой личности, образованные люди нужны государству. Но пока, к сожалению, не очень ценит оно высококвалифицированных специалистов, но подвижки уже есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here