Обществознание
Гражданское общество, правовое государство и принцип разделения властей
1. Гражданское общество.
Гражданское общество – это совокупность людей, групп и негосударственных организаций, которые должны иметь возможность контролировать деятельность бюрократии. Понятие «гражданское общество» означало первоначально «невоенное» общество. В гражданском обществе большим влиянием пользуются общественные организации – профсоюзы, партии, общественные движения, клубы по интересам, культурные объединения, благотворительные фонды, движения гражданских инициатив и т.д. Эти общественные организации ограничивают власть государства. Деятельность государственных органов находится под контролем общественных организаций. В гражданском обществе правит закон, а не чиновник, т.е. даже чиновник, даже президент страны обязаны соблюдать закон. В случае грубого нарушения закона со стороны президента парламент может отправить такого президента в отставку, т.е. устроить импичмент. Импичмент (англ. impeachment — обвинение, осуждение) — процедура отстранения от должности президента парламентом. Противоположность гражданского общества – это командно-административная система, где правит тиран или олигархия, граждане являются бесправными, а общественные организации должны выполнять приказы властей. Гражданское общество является следствием свободного рынка и представительной демократии. В гражданском обществе не общество служит власти, а власть служит обществу. Власть общественных организаций проявляется через свободные выборы и референдум. Референдум – это всенародное голосование по какому-либо вопросу, например «за» или «против» принятия новой конституции. В международной демократической практике предусмотрено право народа восстать против угнетения со стороны тоталитарной власти. Гражданское общество часто является идеалом, целью, к которой стремится общество, но не утопией. Существует два препятствия на пути создания гражданского общества: Сопротивление государственной власти, которая не хочет находиться под контролем общества, любой правитель мечтает о тирании и неограниченной власти.
Низкая политическая активность и низкая политическая культура людей. Гражданское общество могут создать только обеспеченные, образованные, политически активные граждане.
Поэтому очень трудно строить гражданское общество и демократию в бедных отсталых азиатских и африканских странах. С этой проблемой американцы столкнулись при попытке построить демократию в Ираке и Афганистане. Достаточно трудно оказалось построить демократию и гражданское общество в такой бывшей империи, как Россия. Окраины бывшей Российской империи представляют собой зоны бедности и отсталости, всё это мешает развитию демократии и возникновению гражданского общества в России.
2. Суверенитет.
Государственный суверенитет – это независимость одной страны от других стран. Например, независимость Российского государства от других государств означает независимость его внутренней и внешней политики. За последние 50 лет суверенитет национальных государств был несколько ограничен международным сообществом в лице Организации Объединённых Наций с целью добиться от правительства последних соблюдения прав человека, ликвидации тоталитарных и тиранических режимов, охраны окружающей среды и т. д. Носителем суверенитета и источником власти является российский многонациональный народ. Выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Захват власти без выборов сурово преследуется по федеральному закону. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
.Монтескье о принципе разделения властей.
Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, он идёт в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. существует три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть издаёт законы. Исполнительная – объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. Судебная власть карает за преступления, улаживает конфликты частных лиц.
При тирании судебная и законодательная ветви власти были подчинены исполнительной ветви власти в лице тарана и бюрократии.
Можно привести пример вооружённого конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти. В России с 1991 по 1993 гг. шла борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти, т.е. между президентом Ельциным и ВС во главе с Хасбулатовым, в котором большинство составляли коммунисты. Согласно старой советской конституции, которая никогда не исполнялась в действительности, исполнительная власть должна была быть подчинена ВС. В этой старой конституции пост президента вообще не был предусмотрен. Конституционный суд во главе с Зорькиным заявил о верховенстве ВС над президентом. Чтобы разрешить этот конституционный кризис, президент Ельцин в 1993 г. предложил принять новую конституцию, но ВС отказал президенту удовлетворить эту инициативу. Нарастание конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти переросло в вооружённый конфликт между ними и ВС первым начал вооружённую борьбу за власть. На сторону ВС перешёл вице-президент Руцкой, которого ВС назначил президентом. Коммунисты организовали «поход вооружённых демонстрантов на Кремль», в результате погибли милиционеры, которые пытались этому воспрепятствовать. Эту демонстрацию организовала «Трудовая Москва» во главе с Ампиловым. Верховный Совет создал вооружённые формирования во главе с генералом Макашовым, организовал вооружённый захват Московской мэрии и пытался захватить телестудию Останкино. При штурме Останкино погибло много людей, но этот штурм для ВС оказался неудачным. Вооружённые столкновения в Москве грозили перерасти в гражданскую войну по всей стране. Президент Ельцин приказал ввести войска в Москву и дал приказ расстрелять Белый дом, где заседал ВС, из танковых орудий. Было произведено три выстрела прямой наводкой, и члены ВС сдались на милость победителю. После поражения этого путча, по инициативе президента Ельцина в 1993 г. была подготовлена и принята на референдуме новая Российская конституция, где был провозглашён принцип разделения властей. Можно сделать вывод о том, что президент Ельцин сумел вовремя потушить очаг гражданской войны в Москве и добиться принятия новой демократической конституции.
В демократическом обществе существует ограниченный статьями конституции конфликт между тремя ветвями власти, который позволяет, с одной стороны, предохранить общество от установления тирании, а с другой стороны, предотвратить перерастание этого ограниченного Конституцией конфликта в вооружённую борьбу между ветвями власти.
9.Исполнительная власть.
В состав исполнительной ветви власти входят премьер-министр, губернаторы, мэры, сотрудники министерств, армии, полиции и т. д. Другое название исполнительной власти – это бюрократия. В России президент является главой государства. По Конституции исполнительную власть в РФ осуществляет правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и министров. Председатель правительства назначается президентом РФ с согласия ГД. После троекратного отклонения ГД представленных кандидатур на пост председателя правительства, президент назначает председателя правительства, распускает ГД и назначает новые выборы в ГД.
Полномочия Правительства РФ:
Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.
Обеспечивает проведение единой финансовой политики, политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Обеспечивает соблюдение законности
Издаёт постановления.
ГД может высказать недоверие правительству большинством голосов. После этого Президент РФ вправе отправить в отставку правительство или не согласиться с решением ГД. В случае повторного выражения недоверия правительству со стороны ГД в течение 3-х месяцев после первого президент объявляет об отставке правительства или о роспуске ГД.
Президент Российской Федерации.
Президент РФ является гарантом соблюдения конституции. Соблюдения прав и свобод граждан. Он предпринимает меры по сохранению независимости и государственной целостности РФ. В истории современной России было три президента – Б.Н.Ельцин, В.В.Путин и Д.А.Медведев. Президент обеспечивает согласование функционирования органов государственной власти РФ. Президент избирается на 6 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть выбран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. При вступлении в должность президент РФ должен произнести присягу.
Полномочия президента РФ:
Назначать председателя правительства с согласия Государственной Думы.
· Имеет право председательствовать на заседаниях правительства.
принимает решение об отставке правительства.
Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ.
Представляет СФ кандидатуры на должность судей КС, кандидатуру генерального прокурора.
По предложению председателя правительства президент назначает заместителей председателя и министров.
Возглавляет СБ.
Формирует администрации президента.
Назначает высшее командование Вооружённых сил РФ и дипломатических представителей, имеет право представлять свою страну на международной арене.
Президент РФ имеет право назначать референдум, вносить законопроекты в ГД, подписывать федеральные законы, обращаться к ФС с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. В случае агрессии против РФ он имеет право вводить военное положение.
Президент имеет право предоставлять политическое убежище, осуществлять помилование преступников, награждать государственными наградами.
Президент издаёт указ, но они не должны противоречить статьям конституции.
. 11.Законодательная власть.
Федеральное Собрание – это законодательный и представительный орган власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В СФ входит по два представителя от каждого субъекта РФ, т.е. по одному от законодательного собрания области и от губернатора. Таким образом, независимо от численности населения каждый субъект федерации имеет по два представителя в верхней палате российского парламента, это обстоятельство позволяет малочисленным народам иметь своих представителей в российском парламенте. Эта уступка малочисленным народам позволяет улаживать конфликты между многочисленными и малочисленными народами. ГД избирается сроком на 5 лет. Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Принцип разделения властей диктует, чтобы депутат ГД не може5т находиться на государственной службе в исполнительной власти, т.е. один человек не может занимать должности одновременно в двух ветвях власти. Депутат ГД получает высокую заработную плату, сравнимую с заработной платой федерального министра. Чтобы предохранить депутатов ГД от подкупа, им запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Чтобы предохранить депутатов от давления со стороны исполнительной власти и судебной власти, от ареста и уголовного преследования, депутаты ФС обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора соответствующей палатой ФС.
СФ и ГД выбирают из своего состава председателей и их заместителей. ГД образует комитеты и комиссии, которые готовят новые законопроекты. ГД и СФ образуют Счётную Палату для контроля над исполнением федерального бюджета.
Полномочия Совета Федерации:
Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
Утверждение указа президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
Решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за пределами страны, т.е. о начале войны с внешним врагом.
Назначение выборов президента РФ и отрешение президента от должности в случае импичмента.
Назначение на должность судей КС и генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
Дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства.
Назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ, Председателя СП, уполномоченного по правам человека.
Объявление амнистии.
Выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.
Принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов ГД.
Процедура принятия федеральных законов:
Сначала Президент РФ, члены СФ, члены ГД, Правительство РФ, КС, Верховный Суд или Высший арбитражный Суд, которые имеют право законодательной инициативы, вносят законопроект на обсуждение ГД.
Затем этот законопроект обсуждается в одной из комиссий ГД.
Затем происходит голосование по этому законопроекту в ГД, в результате этот законопроект принимается или отвергается.
Затем в течение 5 дней этот закон передаётся на утверждение в СФ. В случае отклонения федерального закона СФ две палаты могут создать согласительную комиссию для поиска компромиссного решения.
Затем федеральный закон в течение 5 дней направляется на утверждение президента РФ для подписания и обнародования. Только опубликованные законы вступают в силу.
Таким образом, каждая из трёх ветвей власти имеет право «вето» («запрещаю») и три ветви власти вынуждены договариваться друг с другом, поэтому ни одна ветвь власти не может стать самой главной и тиранической, не может допускать произвол. В этом состоит сущность разделения властей.
Судебная власть. В состав судебной ветви власти входят конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитраж, прокуратура. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи не зависят от исполнительной власти и подчиняются только конституции и федеральному закону. Судьи неприкосновенны и не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Разбирательство дела в суде является открытым. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон между прокурором и адвокатом. Судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. КС РФ состоит из 19 судей. КС решает дела о соответствии Конституции РФ новых законов, указов президента и постановлений правительства, конституций республик, международных договоров и др. нормативных актов. КС даёт толкование Конституции РФ. Нормативные акты, признанные КС неконституционными, утрачивают силу. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Высший Арбитражный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров. Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением законов. Судьи этих трёх высших судов и Генеральный Прокурор назначаются СФ с согласия президента РФ.
Избирательные системы.
Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые государственные должности – на должности президента, депутата или губернатора. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократической системой волеизъявления электората.
Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.
Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании такой системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов в парламент действует в России с 2003.
· При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (т. е. хотя бы на один голос больше любого другого кандидата) а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента.
Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе.
Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
Опрос на выходе, или экзит-полл — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.
Выборные технологии — это политическая реклама, консультирование и прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс приёмов, применяемых «политическими технологами», направленных на победу в выборах.
В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза. В России в 1917 году проводились выборы в Учредительное собрание, а также имитация выборов в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В Советском Союзе с помощью имитации выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, т. к. все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но результаты выборов подтасовывались избирательными комиссиями. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
Система выборов в России
Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций. Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий.