Урок 13. Делу время, потехе час
Цели: подвести к пониманию важности умения планировать свое рабочее время и время, отведенное на отдых; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (свободное время, физкультура, хобби, филателия, фонотека, шахматы), схема, домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
-
Актуализация опорных знаний по теме «Семейное хозяйство»
-
Подготовка устного развернутого ответа по карточке.
КАРТОЧКА № 11
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Как хозяйствовать по правилам?
б) Для этого подумайте:
-
Что такое экономика?
-
Какие ресурсы семьи вы знаете? Приведите примеры.
-
Почему ресурсов семьи не всегда достаточно для удовлетворения ее потребностей?
-
Как можно приумножить достаток семьи?
-
Какие правила ведения семейного хозяйства вы знаете?
-
Что считается предметами первой необходимости?
-
Какие предметы облегчают домашний труд?
-
Что такое предметы роскоши?
-
Почему люди приобретают их?
в) Сделайте вывод.
-
Работа с классом.
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос по сказке «Репка».)
Прочитайте сказку «Репка».
Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут — потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Какое из правил рачительного хозяина выполняют герои сказки? (Герои сказки выполняют правило: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору».)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточке № 11, дополнения одноклассников.
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое свободное время?
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор.
4. Увлечения и хобби
Задача учащихся. Выяснить, почему надо ценить время, как проводить свободное время с пользой.
1. Прочитай пословицы и объясни их смысл.
А) «Делу время – потехи час»
Б) «Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь»
В) «Под лежачий камень вода не течет»
Г) «Нельзя войти в одну реку дважды»
— Сформулируйте тему урока.
— Сформулируйте цели и задачи урока.
2. Терминологическая работа.
— Что такое время?
4. Увлечения и хобби — Что такое хобби? (Хобби — увлечение , любимое занятие на до суге.) 1. Работа с текстом параграфа. Знаком V отметьте информацию, которая знакома, знаком + — новую информацию, знаком ? – то, что осталось непонятным, неясным. 2. Рассмотрите иллюстрации картин на стр. 44 – 45, определить, чем занимаются изображенные на них люди. Это хобби? Или занятие свободного времени? 3. прочитайте стихотворение А. Барто «Болтунья». Как Лида проводит свободное время. Агния Барто. Болтунья Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: «Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото… Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате… Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски.
Нам задание дано — Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам». А я говорю: «У меня нагрузки По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда, Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! 1934 Закрепление изученного на уроке Что такое свободное время? Что такое умственный труд? Почему школьнику необходимы регулярные физические занятия? Что такое хобби? Чем вы занимаетесь в свободное время? Подведение итогов урока Почему надо ценить время? Как провести время с пользой? Может ли у человека быть свободное время? Домашнее задание Прочитать § 9, с. 86-92 учебника. Подготовить устный ответ на вопрос «Зачем человеку хобби?». Выполнить задания 3—4, с. 93 учебника.