Конспект урока
по обществознанию в 10 классе
учителя истории и обществознания МОУ СОШ №4
МО «Барышский район»
Захаровой Елены Витальевны
«Налоговая система»
Пояснительная записка.
Тип урока по теме «Налоговая система» — комбинированный. Данный тип урока наиболее оптимальный, так как это последний урок в теме № 15 «Роль государства в экономике». Материал урока тесно связан с таким важным вопросом как «Доходная и расходная часть государственного бюджета». При отборе материала руководствовалась требованиями программы и стандарта, а также необходимостью познакомить учащихся с налоговой системой России более подробно, т.к. каждый из нас уже является или будет налогоплательщиком.
При изучении нового материала использую схемы и диаграммы, что позволяет лучше усвоить материал, развивать навык анализа фактов, составления обобщающих выводов. Материал подобран так, чтобы учащихся можно было подвести к главной идее: права и обязанности гражданина тесно взаимосвязаны (невозможно требовать от государства социальных гарантий прав, если ты сам не выполняешь обязанностей).
При организации деятельности учащихся применяю разноуровневые вопросы и задания: одни из них требуют лишь воспроизведения материала (репродуктивный характер), другие – требуют применения знаний в новой ситуации, логического мышления. Учащиеся при ознакомлении с новым материалом делают краткую запись, так как материал учебника не освещает всех вопросов (Требования стандарта: Характеристика современной системы налогообложения, функции налогов).
Триединая цель урока:
-
Образовательный аспект: дать представление о налоговой системе и налоговой политике, научить оперировать знаниями и понятиями в конкретной ситуации, уметь выделять проблемы, учить отстаивать свою точку зрения.
-
Развивающий аспект: развивать речь (расширение словарного запаса за счет новых понятий), развивать умения и навыки логического мышления, анализа фактов (по диаграмме «Динамика поступления налогов и сборов в бюджет РФ», слайды «Доходы бюджета», «»Распределение расходов бюджета»)
-
Воспитательный аспект: воспитывать культуру учебного труда( составление краткой записи), вовлечь учащихся в активную деятельность, воспитывать у учащихся чувство ответственности за благополучие России (каждый выпускник должен быть добросовестным налогоплательщиком).
Основные понятия: государственный бюджет, дефицит бюджета, налог, налогообложение, налоговая политика, налоговая система, прямой налог, косвенный налог, акциз, пошлина.
Оборудование:
Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 10 класс.
Дидактический материал по теме «Роль государства в экономике» №1-2.
Оформление доски (см. приложение № 1)
Плакат «Доходная и расходная часть государственного бюджета» (приложение №2 — №3).
ИКТ (слайды №1 — 5).
Конституция Российской Федерации
Литература:
А.И.Кравченко «Обществознание». Программа курса для 8-9 и 10-11 классов, Москва «Русское слово» 2010 г.
А.И.Кравченко «Обществознание»,10 класс
П.А.Баранов, С.В.Шевченко. Обществознание «Экономика», Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Владимир,2008.
Конституция РФ ст. 39,41,43; ст. 57.
А.В.Клименко, В.В.Румынина «Обществознание», Москва-2004.
Мир налогов. Познавательный журнал для старшеклассников, Москва, 2010 год.
Единый портал бюджетной системы (http://budget.gov.ru/)
План урока:
№
Этап урок.
Дидактические задачи.
Приемы и методы
Время.
1.
Организация начала урока.
Подготовка учащихся к работе на занятиях.
Приветствие классу, напоминание о том, что необходимо иметь для успешной работы
1-2 мин.
2.
Всесторонняя проверка знаний.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявления пробелов и их коррекция.
Сочетание фронтального опроса с индивидуальным, работа по дидактическим карточкам.
10 мин.
3.
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний и умений.
Слово учителя, актуализация знаний по Конституции РФ, постановка проблемного задания.
2-3 мин
4.
Усвоение новых знаний.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Объяснение, беседа, анализ диаграмм, работа с текстом учебника, составление краткой записи по теме.
20 мин.
5.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Правильность и осознанность усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений.
Фронтальная беседа на репродуктивном уровне.
2 мин.
6.
Закрепление новых знаний.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне решения проблемы.
Беседа, объяснение позиции при выполнении проблемного задания.
4 мин.
7.
Подведение итогов урока.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Заключительное слово учителя, комментирование выставленных оценок.
2 мин
8.
Информация о домашнем задании.
Дать инструкцию о выполнении домашнего задания, темы эссе.
Запись учащимися основных элементов задания.
2 мин.
Содержание:
-
Организационный момент.
-
Проверка знаний
а) Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучать тему «Роль государства в экономике». Первоначально мы повторим с вами основные вопросы, связанные с проблемой государственного регулирования.
1) индивидуальные письменные задания (карточки № 1,2)
2) фронтальная беседа
— Что называют государственным регулированием?
(Модель ответа: Государственное регулирование — воздействие государства на рынок с целью сведения к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования)
— Какие основные задачи оно решает?
(Модель ответа: 1) перераспределение общественных доходов; 2) регулирование рынка рабочей силы; 3) борьба с монополизмом и инфляцией; 4) обеспечение прорыва в области науки и технологий).
3)индивидуальный ответ у доски
— Охарактеризуйте основные экономические функции государства, подкрепите каждое положение примерами.
4) фронтальная беседа
Слово учителя: Существуют различные способы воздействия государства на экономику. Вспомните, о каких методах регулирования мы говорили на прошлом уроке? (Модель ответа: Правовые, финансово-экономические, государственный заказ, кредитно-денежная политика, программирование)
Слово учителя: Самыми эффективными способами считают бюджет и налогообложение.
— Что такое государственный бюджет?
(Модель ответа: Государственный бюджет – это основной финансовый государства на определенный период (1 год), представляющий собой роспись его доходов и расходов).
— Назовите важнейшие части государственного бюджета.
(Модель ответа: Важнейшие части государственного бюджета- это доходная и расходная части).
— Каковы источники доходной части бюджета?
(Модель ответа: Существует несколько источников доходной части – это налоги, государственные займы, эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных и кредитных денег и займы у международных организаций).
— Какова структура расходной части бюджета в развитых странах?
(Модель ответа: 1)расходы на социальные нужды; 2) поддержание обороноспособности, 3) обслуживание государственного долга; 4) предоставление дотаций предприятиям и т. д.)
Слово учителя: Посмотрим, что представляет собой доходная и расходная часть государственного бюджета РФ в 2013 году (метод: анализ диаграмм плаката и умение сделать вывод — Приложение №2-3.
-
Подготовка к усвоению нового материала.
Таким образом, 55 % всех доходов бюджета составляют налоги и сборы. Мы сейчас познакомимся с налоговой системой, принципами налогообложения, функциями налогов, их основными видами и особенностями налогообложения в России.
Перед изучением нового материала я предлагаю вам высказывание русского ученого, социолога А. Лаппо – Данилевского «Платить налоги – значит служить Отечеству…». Прав ли был ученый? Попытайтесь к концу урока сформулировать свою позицию по данной проблеме. Подтвердите или опровергните данное высказывание.
-
Усвоение новых знаний.
План: 1) Налогообложение как способ воздействия государства на экономику.
2) Принципы налогообложения.
3) Налоги, их функции, основные виды.
4) Особенности налогообложения в России.
-
Налогообложение наряду с бюджетом является эффективным способом воздействия государства на экономику. Оно используется для ограничения побочных последствий от деятельности промышленности и бизнеса. Правительство может повысить налоги тем, кто спускает отходы в реку или загрязняет атмосферу. Таким способом оно поощряет предприятия совершенствовать очистные сооружения. При помощи налогов можно стимулировать развитие одних отраслей и сдерживать другие. (Метод: краткое изложение).
-
Принципы налогообложения – правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы (запись понятия в тетрадь).
Существует пять основных принципов налогообложения (объяснение сущности каждого принципа с использованием схемы – слайд №1; деятельность учащихся – выполнение схемы в тетради).
-
Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству (запись понятия в тетрадь).
Любой налог состоит из следующих элементов (см. слайд № 2)
Для чего же нужны налоги? Какие функции выполняют? (объяснение с элементами беседы, использование слайда №3- перенести схему в тетрадь).
Налоговая система – Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы их взимания (запись в тетрадь).
Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Но основными видами считаются два – прямые и косвенные (работа над понятиями по тексту учебника стр. 117).
-
Вспомним эпиграф прошлого урока «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, сначала забрало» (Джон С. Колеман).
Действительно Конституция РФ провозглашает права граждан (работа с источником).
-
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39)
-
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41)
-
Каждый имеет право на образование.
-
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43)
Но государство не могло бы развивать здравохранение, образование, культуру, осуществлять социальную защиту граждан, если бы мы не выполняли одну из главных обязанностей, закрепленных в ст.57 (работа с источником ст.57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»)
В современной России налоговая система — необходимое условие формирования рыночных отношений. Наша налоговая система молодая, создана в 1990 году. Тем не менее, она постоянно совершенствуется. Сейчас в России существует трехуровневая система. Налоги поступают в федеральный, региональный и местные бюджеты (см слайд № 4 стр 8 журнала).
Рассмотрим некоторые из них.
1) федеральные: акцизы (познавательное задание), налог на доходы физических лиц
Акциз – это налог, включаемый в цену определенных товаров и уплачиваемый покупателями.
Задание: Посмотрите на схему и объясните, почему акцизы называют налогами на «грехи»? (слайд №4)
Налоги на доходы физических лиц — это плата гражданами со всех видов доходов, полученных ими в календарном году (слайд №5)
Задание: Как вы думаете, справедлива ли единая ставка для доходов в виде заработной платы -13%?
Обобщение и вывод учителя: Политика государства направлена на облегчение налогового бремени, небольшая ставка является стимулом для граждан добросовестно платить налоги и выполнять свой гражданский долг, Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы в отношении этих лиц юридически значимых действий. Пошлина уплачивается по делам, рассматриваемым судами, на совершение нотариальных действий, действия, связанные с приобретением гражданства, регистрация актов гражданского состояния (заключение брака, запись рождения, смерти и т.д.)
О региональных и местных налогах вы прочитаете в ознакомительном порядке дома стр. 27 – 33 Журнал «Мир Налогов»
Таким образом, мы познакомились с системой налогообложения, раскрыли сущность основных понятий. Повторим некоторые из них.
-
Первичная проверка понимания усвоения учащимися нового материала.
— Что называют налогами?
— Назовите основные виды налогов. Что они означают?
— Что такое налоговая система?
— Назовите не менее трех принципов налогообложения.
— Какая налоговая система существует в России?
-
Закрепление новых знаний.
Выполнение задания по высказыванию «Платить налоги – значит служить Отечеству».
Задача: Выявить понимание учащимися главной конституционной обязанности уплаты налогов и сборов. Привести высказывание неизвестного автора «Сильная казна – сильная страна».
-
Подведение итогов урока.
Слово учителя: Я надеюсь, что вы поняли простую истину богатство и процветание нашей страны, а значит, благополучие семьи во многом зависит от уплаты налогов. Именно налоговые поступления являются основным источником пополнения бюджета Российской Федерации. Поэтому так важно, чтобы налоги в установленные законом сроки и никто не уклонялся от их уплаты. Уже через несколько лет от твоей гражданской позиции будет зависеть благополучие России, ее авторитет среди государств. И пусть это процветающая страна, из которой тебе никогда не захочется уехать. Ты будешь гордиться ею, уважать и защищать ее.
Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.
-
Информация о домашнем задании.
П. 15, запись в тетради, ознакомление с региональными и местными бюджетами по дополнительной литературе.
Приложение.
Приложение №1.
Оформление доски.
Приложение №2.
Тема «Государственное регулирование. Государственный бюджет»
Карточка № 1*
Тестовые задания. ЧАСТЬ А.
1.Государственные бюджетные средства расходуются на
1) финансирование фундаментальных научных исследований
2)выплату авторских гонораров в частном издательстве
3) составление экономического прогноза коммерческих банков
4) снижение налогов с оборонных предприятий.
2.Инфляционным финансированием государственного дефицита является
1) сокращение бюджетных расходов
2) выпуск государственных краткосрочных обязательств
3) эмиссия необеспеченных денег
4) увеличение нормы банковских резервов
3.Бюджетная политика государства направлена на
1) увеличение денежной массы
2) сокращение числа частных предприятий
3)рост числа инвестиционных фондов
4) регулирование государственных доходов и расходов.
ЧАСТЬ В.
4. Найдите в приведенном ниже списке позиции, раскрывающие рычаги финансово – экономического регулирования рынка со стороны государства. Цифры запишите в порядке возрастания.
1) антимонопольное законодательство
2) кредиты, предоставляемые предпринимателям
3) развитие системы экономического образования в средней школе
4) вручение государственных наград за производственные успехи
5) налоговая политика
.
ЧАСТЬ С.
5.Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики
Приложение №3.
Тема «Государственное регулирование. Государственный бюджет»
Карточка № 2.
Тестовые задания. ЧАСТЬ А.
1.План доходов государства и расходования полученных средств, рассчитанный на определенный промежуток времени, называется
1)бухгалтерским планом
2) финансовым отчетом
3) государственным бюджетом
4)экономическим расчетом
2.Верны ли суждения о дефиците государственного бюджета?
А.Дефицит государственного бюджета может погашаться иностранными займами и кредитами.
Б. Дефицит государственного бюджета может устраняться путем снижения таможенных пошлин
1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждении 4) оба неверны.
3. Денежно – кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность
1) министерства экономики
2) министерства финансов
3) Центрального банка
4) правительства на основе решений, принимаемых его председателем.
ЧАСТЬ В.
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «государственное регулирование».
Антимонопольное законодательство, государственный заказ, субсидии, реприватизация, налоги.
Выпишите данное слово.