Автор работы: Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Курской области

Урок риторики во 2 классе

Тема: Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой.

Планируемые результаты:

Предметные

Обучаемый научится:

  • правильно использовать в своей речи мимику и жесты;

  • развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;

  • расширить понятийную базу.

Метапредметные

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

  • выделять и формулировать

  • познавательную цель с помощью учителя;

Коммуникативные:

-задавать вопросы;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

-сформированность социальных мотивов—стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;

-воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Характеристика деятельности учащихся:

-побывать в роли исследователя;

-классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.

Система оценки:

-самооценка;

-оценить деятельность обучающихся.

Используемая литература: Детская риторика. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1 /Под ред. Т.А. Ладыженской . М.: Баласс, 2006. — 96 с.;

Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи

учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1983;

Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и

правильно говорить. СПб., 1997.;

Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Музыкальное сопровождение. Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»

Звучит весёлая музыка. Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуёте, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»

-Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?»

(мимика)

-А кто знает, что такое мимика?

(движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)

-Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.

-Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды).

-По каким признакам вы это определили?

(рот, глаза, брови)

-Покажите на своих лицах то, что я скажу. (радость, испуг, удивление, грусть).

-Всё это – мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.

  1. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).

Дети делают вывод:

-Тема нашего урока – «Мимика и жесты».

  1. Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).

-Один и тот же жест может иметь разные значения.

-Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды из презентации)

  1. Пальцем показываем тихо. (изображение)

  2. Предупреждение об опасности. (изображение)

  3. Наказание. (изображение)

  1. Реализация построенного проекта.

-Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.

-Иногда слово можно заменить жестом.

1. Дневник – отметка «пять» (изображение)

2. Показать рукой (изображение)

-Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.

Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.

-Кто хочет показать? (желающий у доски)

-Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).

-А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа со сказкой «Цыплёнок» К.И Чуковского

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте её и скажите, всё ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины).

-Всё вам понятно?

-А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?

-Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).

-Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды). На словах «мама приласкала цыплёнка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.

Разминка музыкальная

-Знаете ли вы сказку С.Я. Маршака «Теремок»?

-Кто главный? (дети перечисляют)

-Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка «лисы», «медведя», «ёжика»).

Первичное закрепление во внешней речи.

-Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц. Всё это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока. Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это … Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайды: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке)

-Вспомним русскую народную потешку «Идёт коза рогатая».

-Представьте, что вы её рассказываете своим младшим братикам и сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?

-Молодцы!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ребята! Посмотрите внимательно. Как ведёт себя Хрюша – Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)

-Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше – Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.

1) Дразнит петуха (хвост),

2) Зайца (уши),

3) Собаку (кость),

4) Собака дразнит Хрюшу,

5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.

-Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.

Физкультминутка.

Игра «Каравай»

У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споём «Каравай», используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

-Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)

Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:

  1. Прыгает на скакалочке;

  2. Больной у зубного врача.

IX Рефлексия учебной деятельности.

-Передайте своё настроение на бумаге. Рисовать мы будем по – сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением.

-Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).

-Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками, а запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке нам поможет фотоаппарат.. (Производится фотосъемка).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here