Автор работы: Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Курской области
Урок риторики во 2 классе
Тема: Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучаемый научится:
-
правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
-
развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
-
расширить понятийную базу.
Метапредметные
Регулятивные
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные:
-
выделять и формулировать
-
познавательную цель с помощью учителя;
Коммуникативные:
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
-сформированность социальных мотивов—стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;
-воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Характеристика деятельности учащихся:
-побывать в роли исследователя;
-классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.
Система оценки:
-самооценка;
-оценить деятельность обучающихся.
Используемая литература: Детская риторика. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1 /Под ред. Т.А. Ладыженской . М.: Баласс, 2006. — 96 с.;
Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи
учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1983;
Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и
правильно говорить. СПб., 1997.;
Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.
Ход урока
-
Мотивация к учебной деятельности.
Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
-
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Музыкальное сопровождение. Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»
Звучит весёлая музыка. Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуёте, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»
-Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?»
(мимика)
-А кто знает, что такое мимика?
(движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)
-Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.
-Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды).
-По каким признакам вы это определили?
(рот, глаза, брови)
-Покажите на своих лицах то, что я скажу. (радость, испуг, удивление, грусть).
-Всё это – мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.
-
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).
Дети делают вывод:
-Тема нашего урока – «Мимика и жесты».
-
Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).
-Один и тот же жест может иметь разные значения.
-Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды из презентации)
-
Пальцем показываем тихо. (изображение)
-
Предупреждение об опасности. (изображение)
-
Наказание. (изображение)
-
Реализация построенного проекта.
-Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.
-Иногда слово можно заменить жестом.
1. Дневник – отметка «пять» (изображение)
2. Показать рукой (изображение)
-Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.
Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.
-Кто хочет показать? (желающий у доски)
-Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).
-А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)
-
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа со сказкой «Цыплёнок» К.И Чуковского
Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте её и скажите, всё ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины).
-Всё вам понятно?
-А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?
-Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).
-Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды). На словах «мама приласкала цыплёнка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.
Разминка музыкальная
-Знаете ли вы сказку С.Я. Маршака «Теремок»?
-Кто главный? (дети перечисляют)
-Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка «лисы», «медведя», «ёжика»).
Первичное закрепление во внешней речи.
-Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц. Всё это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока. Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это … Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайды: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке)
-Вспомним русскую народную потешку «Идёт коза рогатая».
-Представьте, что вы её рассказываете своим младшим братикам и сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?
-Молодцы!
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Ребята! Посмотрите внимательно. Как ведёт себя Хрюша – Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)
-Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше – Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.
1) Дразнит петуха (хвост),
2) Зайца (уши),
3) Собаку (кость),
4) Собака дразнит Хрюшу,
5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.
-Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.
Физкультминутка.
Игра «Каравай»
У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споём «Каравай», используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.
-
Включение в систему знаний и повторение.
-Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)
Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:
-
Прыгает на скакалочке;
-
Больной у зубного врача.
IX Рефлексия учебной деятельности.
-Передайте своё настроение на бумаге. Рисовать мы будем по – сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением.
-Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).
-Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками, а запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке нам поможет фотоаппарат.. (Производится фотосъемка).