Методическая разработка урока права в 11 класс
«Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба»
Автор: учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70» г.Кирова
Семененко Ольга Михайловна
Актуальность.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. К сожалению , за последние несколько лет неуклонно растет тенденция к всеобщему «отказничеству» от службы в вооруженных силах. Данный урок разработан с целью правового просвещения учащихся по вопросу конституционной обязанности несения военной службы, а так же с целью реализации вопроса подготовки выпускников к ЕГЭ ( данная тема является обязательной для изучения — вопрос 5.18 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию) .
Тема урока соответствует требованиям ФГОС среднего ( полного) общего образования по обществознанию и праву. Разработка может использоваться как сценарий классного часа.
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о воинской обязанности и права на альтернативную службу в Российской Федерации
Задачи:
Образовательные:
— рассмотреть понятие «Воинская обязанность» и «Альтернативная гражданская служба»;
— рассмотреть порядок призыва граждан на военную службу;
— определить порядок и правила прохождения альтернативной гражданской службы
— определить виды ответственности за уклонение от воинской обязанности в РФ
Развивающие:
-способствовать развитию интеллектуальной активности, развитию гражданских чувств, нестандартного мышления, внимания, памяти.
— способствовать развитию у обучающихся умений и навыков работы с нормативными документами ( электронная библиотека «КонсультантПлюс), систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений.
Воспитательные:
способствовать воспитанию и развитию:
— гражданской позиции;
— умения слушать мнение других, не перебивать, смело высказывать свои мысли;
-
объективной самооценки, смелости мысли, инициативы;
развитию уверенности в себе.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: устный журнал
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Формы деятельности: фронтальная, групповая
Формируемые УУД:
Личностные:
-
установление учащимися связи между жизненным опытом других людей и своим.
-
самооценка на основе собственных поступков и поступков окружающих людей, умение правильно осуществлять гражданскую позицию.
способствовать принятию учащимися конституционных обязанностей.
Регулятивные: прогнозировать, правильно планировать, обдумывать собственную позицию.
Коммуникативные: умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; контроль, коррекция и оценка ситуаций, окружающих, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
общеучебные:
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-
анализ и систематизация информации текста;
-
структурирование полученных знаний,
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,
-
рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
-
постановка и формулировка целей;
логические:
— анализ объектов (видеороликов) с целью определения темы урока,
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепочки рассуждений;
— доказательство;
постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Планируемые результаты:
Предметные:
-освоение изучаемого материала
Личностные:
-
развитие стойкой гражданской позиции и убеждении в необходимости прохождения воинской службы;
формирование уважительного отношения к конституционным обязанностям.
Метапредметные:
-
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
-
овладение логическими действиями;
-умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; понимать причины успеха/ неуспеха собственной деятельности и деятельности других.
Ресурсы :Презентация, статьи Конституция и статьи ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ , ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»( возможна работа с электронными пособиями « КонсультантПлюс» или информационно- правовая система Гарант»), маршрутные листы, сигнальные карточки, видеоролик о вооруженных силах РФ.
Урок права
«Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба»
I этап – организационный:
Приветствие и проверка готовности к уроку. Учащиеся ,по своему желанию, формируют 4 группы для работы на уроке
II этап- вводный
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте вспомним о конституционных правах, с которыми мы познакомились в рамках урока права. Перед вами права граждан в РФ, постарайтесь соотнести их в группы ( политические, социальные, экономические, культурные, гражданские).
Учащиеся выполняют задание. Работа с интерактивной доской. (слайд 1).
Мотивация.
Учитель ведёт беседу с детьми:
— Мы с вами знаем права, а какие вы знаете обязанности?
( Предполагаемые ответы учащихся: платить налоги, беречь памятники культуры и т.д.)
— А всегда ли выполняем мы свои обязанности? Докажите. ( Ответы учащихся, примеры из жизни, СМИ)
— Об одной из обязанностей граждан пойдет разговор на нашем уроке. Посмотрите на экран.
Индуктор (видео ролик о вооруженных силах России)(слайд2)
— Как вы думаете, о какой конституционной обязанности пойдёт речь сегодня на занятии? Какова будет тема урока?
— Проверим ваши версии, попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия (работа в группах).
— Проговорим их.( целеполагание) (слайд3)
-Почему эта тема для нас актуальна? ( предполагаемые ответы учащихся)
III. Основной этап урока.
Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами РФ.(слайд 4)
Сегодня мы проанализируем эти правовые источники. Каждая группа постарается подготовить заметки по своему вопросу, которые войдут в общую статью журнала «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба в РФ». (слайд 5)
(Учащимся выдается маршрутный лист с примерными вопросами для работы с источниками: Конституция РФ и статьи ФЗ «О воинской обязанности» и ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Учащиеся анализируют и заполняют листы в группах.)
Учитель: А сейчас мы открываем на журнал и первая страница «Общее положение о воинской обязанности» (Группы представляют отчет о работе в форме «Устного журнала». ). Страница вторая: « Отсрочка от призыва».
Страница 3: «Альтернативная служба», страница 4. «Ответственность за уклонение». ( слайд 6,7,8,9)
Учитель: А сейчас вопрос от читателя. К нам в журнал за помощью обращается гражданин Петров, который поступал в институт, но не прошел по конкурсу. С октября он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом. В феврале ему исполнилось 18 лет, а в мае он получил повестку из военкомата с требованием явится на призывной пункт.
Должен ли гражданин Петров быть призван на военную службу? Имеет ли он право на отсрочку? Что будет, если он не явится на призывной пункт?
Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию. Ответы учащихся. ( слайд 10)
III этап – заключительный.
Рефлексия.
Учитель: Ребята если бы Вы прочитали наш журнал, то какой личный вывод вы сделали о нужности и важности изучения данной темы? (предполагаемые ответы учащихся) ( слайд 11)
Во все времена защита Отечества является священным долгом. Вспомним о героических поступках наших предках на полях исторических сражений и о подвигах солдат РФ.
( Звучит песня «Служить России!»)
Учитель: Заканчивается урок , но мне бы хотелось чтобы Вы ответили на самый главный вопрос : Если вы считаете, что молодые люди должны нести воинскую обязанность поднимите сигнальную карточку зеленую, если нет, то – красную.
Учитель: Если вы уходите с урока с хорошим настроением, поднимите сигнальную карточку зеленую, если нет, то – красную.