Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Строитель Белгородской области
Конспект урока обществознания в 9 классе (учебник Кравченко А.И.)
«Выборы в демократическом государстве»
подготовили
учитель истории и обществознания
Кащавцева Галина Дмитриевна
Строитель 2010
Изучение вопросов избирательного права на уроках обществознания
Кащавцева Галина Дмитриевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной территории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с УИОП»
г. Строитель Белгородской области
Вопросы, касающиеся избирательного права, избирательного процесса, избирательных процедур рассматриваются косвенно на уроках истории (5-11 классы), прямо – на уроках обществознания в 8-9, 10-11 классах.
Проблематика избирательного права неизбежно затрагивает вопросы власти, типы и формы государственного устройства различных стран прошлого и настоящего, порядок формирования властных органов, Конституционное право РФ, (способы формирования высших органов власти РФ, ее субъектов, муниципальных образований, права граждан на участие в выборах и в референдуме, механизмы защиты избирательных прав граждан в нашей стране) и другое.
На уроках ученики работают с текстами нормативно-правовых актов («Конституция РФ», ФЗ «ОБ основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», законы РФ, Белгородской области «О выборах…») и другие.
Таким образом, отрабатываются не только навыки по работе с текстом источника, но и формируются представления о демократических принципах государственного устройства, о непосредственном и представительном народовластии в РФ, об избирательных правах, избирательных системах, избирательных технологиях и т.п.
В предлагаемом пособии подготовка методических разработок основывается на базовых требованиях к уровню подготовки выпускников средней школы, рекомендуемых Министерством образования программах, учебниках А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова.
При изучении вопросов избирательного права на уроках рекомендуется использовать интерактивные формы обучения, позволяющие активизировать учебный процесс и стимулировать интерес учеников к демократическим процессам в современном обществе.
В настоящей статье представлена методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе по учебнику Кравченко А.И., или в 10 классе по учебнику Боголюбова Л.Н. по теме «Выборы в демократическом государстве».
Обществознание, 9, 10 класс (Кравченко А.И., Боголюбов Л.Н.)
Тема урока: Выборы в демократическом государстве.
Тип: урок изучения и первичного закрепления знаний учащихся.
Форма проведения: урок-презентация.
Цель урока: знакомство обучающихся с особенностями проведения современных выборов.
Задачи урока:
-
раскрыть основные положения Конституции РФ об избирательных правах человека;
-
подвести учащихся к пониманию необходимости участия в выборах граждан;
-
раскрыть принципы избирательного права, виды избирательных систем, стадии избирательного процесса;
-
формирование навыков анализа информации, работы с первоисточником, учебником;
-
способствовать развитию коммуникативных, деловых и организационных компетенций;
-
воспитывать гражданственность, любовь к родине, к своему народу и его истории, активную жизненную позицию личности.
Средства обучения:
-
компьютер; мультимедиапроектор; экран; презентация; Конституция Российской Федерации (статья 32); учебник; тесты (у каждого учащегося 2 вариантам).
-
Эпиграф урока: «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Цицерон.
Методы: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (презентация, раздаточный материал), самостоятельная работа с дидактическим материалом, проблемный.
Основные понятия: выборы, референдум, избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.
План урока
-
Демократия и выборы.
-
Избирательное право.
-
Принципы избирательного права.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Проверка знаний.
— Тест: 2 варианта по 5 вопросов по теме «Правовое государство»:
Вариант 1.
1. Сущность демократии проявляется в:
-
Запрете политических партий;
-
Отмене выборов в парламент;
-
Участии граждан в альтернативных выборах;
-
Усилении контроля за личной жизнью граждан.
2. В каких странах существовал тоталитарный режим?
-
Италия;
-
Германия;
-
СССР;
-
Великобритания.
3. В чем смысл разделения властей:
-
Увеличить количество граждан, находящихся на госслужбе;
-
Усилить контроль над обществом;
-
исключить монополизацию власти в одних руках
4. В Российской Федерации парламент это:
-
Федеральное Собрание; 2. Государственная Дума;
-
Совет Федерации; 4. Сенат.
5. Основы общественного строя РФ законодательно запрещены в:
-
Гражданском Кодексе РФ;
-
Всеобщей Декларации прав человека;
-
Конституции РФ;
-
Уголовном Кодексе РФ
Вариант 2.
1. Выберите признаки тоталитарного режима.
-
Все равны перед законом;
-
Полный контроль за жизнью общества;
-
Господство одной идеологии;
-
Реальные политические права и свободы граждан.
2. Систему разделения и независимости властей отличает:
-
Суверенное государство;
-
Монархическое государство;
-
Унитарное государство;
-
Правовое государство.
3. Конституция РФ была принята:
-
решением обеих палат Федерального Собрания
-
всенародным референдумом
-
Конституционным Собранием
-
согласованным решением представителей всех ветвей власти
4. Законодательная власть осуществляется:
-
Федеральным собранием РФ;
-
Правительством РФ;
-
Министерствами РФ;
-
Органами местного самоуправления.
5. К сфере деятельности Конституционного суда РФ относится:
-
Экспертиза нормативных актов на их соответствие Конституции;
-
Рассмотрение экономических споров;
-
Принятие федеральных законов;
-
Внесение поправок в Конституцию
— Взаимопроверка (5 правильных «5»; 4 правильных «4» и т.д.).
— Сообщение и выставление отметок.
3. Постановка целей: (слайд 1-2).
Вводная беседа:
— Беседа с учащимися:
-
Что вы знаете о выборах?
-
О каких выборах вы можете рассказать?
-
Участвуют ли ваши родители в выборах?
-
Берут ли они вас с собой на выборы?
— Постановка цели.
— Мотивация: уже одну оценку получили, постарайтесь и получите в течение урока ещё одну.
4. Изучение нового материала: (слайд 3).
1. Демократия и выборы.
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Выборы – центральный институт демократического государства. Кто же у нас в стране имеет право избирать и быть избранным? На каких принципах строится избирательное право, какие избирательные системы существуют, и что представляет собой процедура выборов? Об этом как мы выяснили, пойдёт речь на уроке.
Приобретённые на уроке знания пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
— Актуализация знаний Выбор невозможен без демократии. Давайте вспомним с Вами: (слайд 4).
-
Что такое демократия?
-
В какой стране впервые зародилась демократия?
-
Перечислите основные принципы демократического государства.
— Прямая демократия – это прямое выражение личностью ее интересов посредством референдума, митингов.
— Референдум – голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения (запись в тетради).
— Право граждан на участие в управление государством закреплено в Конституции РФ.
2. Избирательное право.
— Работа учащихся с текстом Конституции ст. 32 (п. 1,2)
-
Что говорится в 1-ом пункте ст.32 Конституции?
-
Что говорится во 2-ом пункте ст.32 Конституции?
Задание учащимся: изучить текст параграфа п. 2, 3 абзац и начертить схему «Виды избирательного права» (правильная схема после беседы высвечивается на слайде 5).
Беседа:
-
Что такое активное избирательное право? (это право граждан избирать и быть избранным в органы власти).
-
В каком возрасте возникает активное избирательное право? (18 лет).
-
Что такое пассивное избирательное право? (быть избранным).
Работа учащихся с текстом Конституции ст. 32 (п. 3)
— учащиеся читают текст Конституции ст.32, п.3 и отвечают на вопрос: (слайд 6-7).
Вопрос к учащимся: в каких случаях граждане не допускаются к выборам? (слайд 8).
Ответ: существуют избирательные цензы:
-
гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
-
оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.
-
имущественные – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
-
моральный – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
-
образовательный – требование кандидатам иметь соответствующий уровень образования.
— Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах (в тетрадь).
3. Принципы избирательного права: (слайд 9).
— всеобщее избирательное право; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное избирательное право; участие в выборах свободное и добровольное (учитель объясняет каждый принцип).
5. Закрепление.
Дискуссия: (слайд 10-13).
-
Зачем нужны выборы?
-
Как вы думаете, можно ли в демократическом государстве обойтись без выборов?
-
Вывод.
6. Домашнее задание: (слайд 14).
Всем учащимся:
— Параграф (номер в зависимости от учебника);
— Записи в тетради;
По выбору:
— Эссе: по эпиграфу к уроку «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Цицерон.
— Презентация «Виды избирательных систем».
7. Подведение итогов: (оценки).
8. Рефлексия.
Продолжи одно из предложений: (слайд 15).
-
Я узнал на уроке _________________________
-
Меня удивило, что ________________________
-
Я буду __________________________________