Содержание

Введение

  1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

  2. План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 1 класса, которые до школы не были знакомы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

План воспитательной работы классного руководителя – это документ классного руководителя, в котором прописан перечень мероприятий с целым классом или отдельными учащимися, а также с учителями класса, родителями учащихся, внешкольными организациями и организациями на определенный период времени.

План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную четверть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием. [1]

Задачи контрольной работы:

  1. описать виды и структуру плана воспитательной работы классного руководителя, формы планирования;

  2. описать этапы планирования внеурочной воспитательной работы на учебный год в классном коллективе;

  3. изучить требования к плану внеурочной воспитательной работы классного руководителя;

  4. разработать план внеурочной воспитательной работы классного руководителя с учениками.

1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов. [2]

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:

документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,

план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,

рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи. [4]

План воспитательной работы должен отвечать требованиям:

  • целеустремленность и конкретность образовательных задач;

  • краткость плана, его компактность;

  • разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

  • преемственность, систематичность и последовательность;

  • сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

  • единство педагогического руководства и активности воспитанников;

  • реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

  • связь внутриклассной работы с работой вне школы;

  • согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

  • гибкость и вариативность планирования. [1]

План воспитательной работы имеет следующие разделы:

1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.

2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.

3. Цели воспитательной работы в классе.

4. Задачи воспитательной работы в классе.

5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.

6. Занятость учащихся во внеурочное время.

7. Собственно план по направлениям:

7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.

7.2 Работа с родителями.

7.3 Индивидуальная работа с учащимися.

7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.

Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.

Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников. [2]

2. План воспитательной работы

В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность.

Цель воспитательной системы

Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе.

I этап – самопознание;

II этап – самоопределение;

III этап – самореализация;

IV этап – саморегуляция.

Цели и задачи воспитательного процесса

Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

  • на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;

  • развивать индивидуальность каждого, подготовить детей к взрослой жизни;

  • воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;

  • воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;

  • укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.

Предполагается поэтапное развитие личности ребёнка и работы с детьми по «ступеням взросления».

«Лестница – чудесница».

Задачи:

  • оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей, в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;

  • развитие интеллекта посредством внеклассной деятельности;

  • формирование потребности в творческой деятельности;

  • развитие художественно – эстетических потребностей и способностей;

  • воспитание общительности, общности с коллективом, желание оказать помощь друг другу;

  • способствовать созданию ярких, эмоциональных представлений о нашей Родине, окружающем мире, приобщение к народным традициям;

  • формирование трудовых навыков и нравственных представлений: стремление говорить правду, быть смелым, организованным, исполнительным, нетерпимым ко лжи, зазнайству;

  • воспитание любви к чтению, к природе, воспитание любознательности, стремлению к здоровому образу жизни.

Задачи на учебный год

  1. Формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.

  2. Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье.

  3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, её истории, традициям.

  4. Прививать любовь к природе.

  5. Прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.

Работа с учащимися

Сентябрь

Работа с коллективом учащихся

Индивидуальная работа с детьми

Сентябрь

Общение

«Праздник первый звонок», экскурсия по школе, знакомство с учителем, школой, и друг с другом

Учение

«Введение в школьную жизнь»

Досуг

«Внимание дети!» — игра

Октябрь

Учение

Классный час «Чудо, имя которому — книга»

Сообщение на тему: «Моя любимая книга»

Здоровье

День здоровья

Общение

Классный час «Правила пожарной безопасности»

Досуг

Конкурс рисунков «Моя школа» ко дню рождения школы

Ноябрь

Здоровье

Классный час «Мой режим дня»

Общение

Проведение праздника «День матери»

Учение

День рождения С.Я Маршака

Выразительное чтение стихов

Досуг

Праздник осенних именинников

Декабрь

Учение

Классный час «Подводим итоги полугодия»

Общение

Классный час «Что такое Конституция?»

Здоровье

Классный час «Если хочешь быть здоров!»

Досуг

Участие в празднике «Новый Год у ворот»

Январь

Досуг

«Рождественские посиделки»

Конкурс рисунков «Улыбка снеговика»

Учение

Классный час «Снятие блокады Ленинграда»

Общение

Классный час «ПДД»

Здоровье

«Мама, папа, я – спортивная семья!»

Февраль

Учение

Международный день родного языка

Сообщение на тему «Моя родословная»

Досуг

Смотр художественной самодеятельности (Военная тематика), Праздник зимних именинников

Общение

Классный час «День защитника Отечества»

Конкурсы «А, ну-ка, мальчики!»

Здоровье

Классный час «Утренняя зарядка»

Март

Учение

Всемирный день поэзии

Конкурс чтецов «Доброта – что красно солнышко»

Общение

Классный час «Что я сделал своими руками?» — Беседа о помощи дома, у бабушки, в классе

Досуг

Праздник 8 марта

Конкурс «А, ну-ка, девочки!»

Здоровье

Экскурсия «Прогулка по весеннему лесу»

Апрель

Здоровье

«7 апреля – всемирный день здоровья»

Учение

Флора земли

Викторина «Знаете ли вы цветы?»

Досуг

Помоги природе «День птиц»

Общение

Классный час «День космонавтики»

Выставка рисунков, посвященных дню космонавтики

Май

Учение

День детской книги, Выставка в классе «Моя любимая книга»

Сообщение о любимом авторе

Здоровье

Весенний праздник скакалки и мяча

Досуг

Праздник весенних и летних именинников

Общение

Классный час «День победы, наши земляки-герои», Классный час «С какими итогами заканчиваю 1класс», «Последний звонок» — проводим выпускников!

Конкурс стихов о войне

Работа с родителями

Направления работы классного руководителя с родителями

Родительский комитет

Родительские собрания

Индивидуальная работа с родителями

Работа родителей с классом

Сентябрь

Знакомство

Выбор родительского комитета, составление плана работы

Мастерская общения «Давайте познакомимся»

Анкетирование

октябрь

Посещение семей

Организация детского питания, создание денежного фонда

Беседы с родителями из неблагополучных семей

Изготовление наглядных пособий

Ноябрь

Направление на воспитание

Подготовка к Празднику осеннего именинника

«Как помочь первокласснику учиться»

Беседы с родителями малоуспевающих детей

Акция «Книжная больница» помощь библиотеке в ремонте старых книг

Декабрь

Подведение итогов за полугодие

Подготовка к «Новому году»

Подводим итоги за полугодие

Беседы психолога с родителями трудных детей

Посещение новогоднего праздника

Январь

Направление на успеваемость детей

Консультации по повышению успеваемости детей

Участие в мероприятии «Мама, папа, я – спортиная семья»

Февраль

Направление на развитие детей

Подготовка к празднику зимних именинников и 23 февраля

«Поощрение и наказание»

Демонстрация письменных работ родителям малоуспевающих детей

Составление генеалогического дерева, репетиция праздника 23 февраля

Март

Подготовка к празднику 8 марта

«Трудовое воспитание младших школьников»

Беседы психолога с родителями трудных детей

Экскурсия по весеннему лесу, репетиция праздника 8 марта

Апрель

Приведение в порядок классного кабинета

Беседы с родителями, дети которых плохо себя ведут, рекомендации родителям гиперактивных детей

Май

Подведение итогов учебного года

Подготовка к празднику весенних и летних имениннков,

Подведение итогов за учебный год

Рекомендации на лето по закреплению пройденного материала (с каждым из родителей)

Подготовка к «Последнему звонку», Выезд на природу

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе

Предмет изучения

Методы и приемы изучения

Сроки изучения

Кто изучает

Состояние

Анкетирование, беседы, опрос, составление краткой характеристики класса

Сентябрь, январь, май.

Классный руководитель

Эффективность

Беседы, открытые уроки, участие класса в общественных делах

Ноябрь, февраль, апрель

Классный руководитель

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что педагогическому планированию присущи следующие функции:

  • направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы,

  • цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

  • прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

  • координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать; контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

  • репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Список используемой литературы

1. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984. — С. 77.

2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие. — М., 1984. — С. 29.

3. «Планирование воспитательной работы классного руководителя» по Е.Н. Степанову. Сайт «Начальная школа плюс до и после».

4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986.

5. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

план внеурочный воспитательный источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here