Муниципальное общеобразовательное учреждение
Информационно – технологический лицей № 24
Г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
Программа элективного курса
«Основы философии»
10-11 класс
подготовили:
учитель истории и обществознания
Куликова Марина Владимировна
учитель информатики и ИКТ
Чистякова Римма Нагимджановна
2011
г. Нерюнгри
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы философии» предназначен для старших классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования РФ.
Планирование предполагает изучение курса за 34часов.
Возможно изучение курса в 11 классе (1ч. в неделю), или в 10 кл. (1ч.).
Актуальность изучения данного курса в школе обусловлена рядом причин:
-
Именно в юношеский период формируется мировоззрение, повышается общественная активность личности, следовательно, в этом возрасте необходимо приобщать подростка ко всему многообразию философской культуры.
2.Необходимостью формирования навыков самостоятельного, критического и творческого мышления.
3. Необходимостью помочь обучающимся осознать себя свободной и ответственной личностью, занимающей свое место в обществе, обладающей собственной ценностью и значимостью.
4. Необходимостью формирования научного мировоззрения, умения различать научное объективное, доказанное знание от псевдонаучного и оккультного.
5.Необходимостью формирования представления о человеке как многогранной целостности биологического и духовного, объективного и субъективного.
6. Необходимостью формирования гуманного отношения к человеку.
Целью дисциплины и является раскрытие у обучающегося видения глубины и многообразия действительности, включая те стороны собственного «Я», которые скрыты до времени. А также способствовать формированию культуры мышления и самообразования, уважительному и гуманному отношению к другим людям как к неповторимой и уникальной самоценности. Проблемное изложение, развитие интереса обучающихся к философским проблемам, пробуждение познавательной активности школьников. Раскрытие различных подходов к решению рассматриваемых проблем, предложение широких возможностей для выбора из предложенных вариантов, поможет учащимся сформировать и прояснить свою собственную позицию.
В результате изучения курса ученик должен:
иметь представление:
-
о своеобразии философии, ее месте в культуре;
-
о сущности, назначении и смысле жизни человека;
-
о многообразии форм человеческого знания;
-
о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;
понимать:
— роль нравственных обязанностей по отношению к другим и самому себе
-всеобщую обусловленность и взаимосвязь форм и процессов действительности;
— смысл и значение объективного и субъективного в природе человеческой личности;
знать:
— структуру, формы и методы научного познания; — категории и законы диалектики
— научные, философские и религиозные картины мироздания.
Методические рекомендации к курсу.
В основу курса положен ряд принципов:
Гуманистический принцип — ориентация философского знания на человека, попытка дать ответы на коренные вопросы личного существования (смысл жизни, счастье, идеалы, свобода, ответственность)
Принцип диалогизма — раскрытие различных подходов к решению рассматриваемых проблем. Это даёт возможность учащимся формировать свою собственную позицию.
Проблемное изложение – содержания курса.
Комплексный подход – философское объединение естественнонаучных и гуманитарных знаний.
Принцип ценности – выработка жизненной ориентации.
Принцип историзма – историко-философский материал выстроен в хронологическом порядке: от философских идей Древней Индии до современных направлений философской мысли, освещение философских вопросов соотносится с изученным материалом по истории, праву, обществознанию.
Курс «Основы философии», включает три раздела. Первый раздел посвящен обоснованию предмета, специфике новой для школьников гуманитарной дисциплины, природе, предмету и форме философского знания, глобальным объяснениям мира, раскрытию места философии в культуре и роли в жизни человека и общества.
Второй раздел – история философии, предполагает изучение следующих вопросов: особенности античной философии в сравнении с древнеиндийской и древнекитайской, философия Древнего Рима, соотношения мистики и религии, философия нового времени, немецкая классическая философия, русская философия, развитие философии в ХХ веке.
В третьем разделе рассматриваются понятия – бытиё, законы диалектики, материя, человек, как предмет философии, философия общества, истории, глобальные вопросы современности.
Изучение философии требует использования методов, адекватных рассматриваемым темам. В лицее существует лекционно-семинарская система, которая способствует выполнению учебных задач, при помощи применения следующих принципов: последовательное рассмотрение, осмысление, закрепление и использование учебного материала (лекция – практикум – семинар – консультация – зачёт), принцип постоянного контроля за качеством усвоения учебного материала, принцип обучения на оптимальном уровне сложности.
Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. Лекция позволяет представить ученикам более глубокое, логично-взаимосвязанное изложение основного материала темы. При подготовке лекции необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их подготовку к восприятию учебного материала. Во время лекции ученики не пассивные созерцатели, они учатся выделять главное, вести краткие записи, одновременно слушать, анализировать и конспектировать лекцию, использовать сокращения, условные знаки, делать выводы.
Практическое занятие – это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний. Цель практического занятия – осмысление и применение знаний. Практические занятия могут проводиться в различной форме. Например: тестирование. Тесты носят учебно-тематический характер. Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе изучения темы, на итоговых занятиях, а также могут быть использованы для самопроверки знаний самими учащимися.
Очень эффективно применение работы в группах. Руководители групп получают карточки с заданиями и распределяют их между учениками. Индивидуальную работу членов групп оценивают их руководители, а итог оценивают эксперты, заполняя таблицу:
№ группы
Выполнение задания (до 10 баллов)
Вопросы Другой группе (до 3 баллов)
Ответы (до 5 баллов)
Дополнения к ответу
Сотрудничество в группе (до 10 баллов)
Организационная сторона (до 5 баллов)
Общее кол-во баллов
Эффективным методом изучения философии является персонификация. Здесь можно использовать различные задания. Например, изучение личностей через решение биографических задач. В задании, не указывая фамилии, даётся информация о биографии, основных направлениях философствования. Ученики называют личность.
Портрет №1 (551 – 479 гг. до н.э.)
В историю мировой культуры он вошёл как основоположник особой религии. Согласитесь, не так часто бывает, чтобы имя человека становилось названием особой религиозной системы. Правда, это латинское имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти. В своём учении он развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.
Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, проявление уважения к современным правителям и почтения к пожилым людям.
Портрет №2 (1724 – 1804)
Немецкий учёный, родоначальник немецкой классической философии. Вся его жизнь прошла в Кенигсберге. Он родился в семье ремесленника, где кроме него было ещё 12 детей. Из всей этой большой семьи он был единственным, кому посчастливилось получить образование. Он окончил гимназию и поступил в Кенигсбергский университет на естественный факультет.
Он считал, что главным средством познания мира является опыт, хотя и допускал, что на опыте может быть исследовано далеко не всё. Он сформулировал знаменитый категорический императив – живи всегда по совести, искренне раскаивайся в своих плохих поступках.
Он умер в восемьдесят лет, и его похоронили на кладбище в Кенигсберге – городе, в котором он родился и прожил всю свою жизнь. Теперь этот город Калининград на Балтийском море.
Ученики, увлекающиеся философией могут участвовать в, так называемых, «турнирах для философов-эрудитов», на которых предложены проблемные задачи, для решения которых требуется не вспоминание готовых знаний, а размышление, рассуждение, сопоставление.
Закрепить теоретические знания, наряду с другими формами занятий, помогут семинары. Семинары вырабатывают у учащихся самостоятельность, активность, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Темы, вопросы для обсуждения к семинару, перечень дополнительной литературы предлагаются заранее, не менее, чем за две недели.
Основными средствами обучения на уроках являются учебники: Гусев Д.А. «Введение в философию», Малышевский А.Ф. «Введение в философию».
С авторской группой уч-ся и учителем информатики Чистяковой Риммой Нагимджановной мы создали элективное учебное пособие по философии. Электронный учебник зарегистрирован в ОФЭРНиО в 2011г.
Учебник представлен в формате HTML и содержит следующие разделы:
Раздел 1. Лекции.
1) Понятие философии.
— Что такое философия.
— Социальные функции философии
— Начало философии (Древний Восток)
— Расцвет философии (Античность)
— Философия – служанка религии.
— Возможность разума (Век Просвещения, Новое время)
— Русская философия.
2) Общество как система.
3) Римский клуб и исследование глобальных проблем.
Раздел 2. Философы.
Раздел 3. Тесты.
Раздел 4. Биографические задачи.
Раздел 5. Задания ЕГЭ.
Раздел 6. Словарь.
Раздел 7. Схемы.
Раздел 8. Видео.
Введение
Тема 1. Природа философского знания
Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Искусство, религия, философия, наука — формы духовного освоения действительности и самовыражения человека. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия — исторические формы мировоззрения. Понятийный характер зрелого философского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистенциально-личностного начала.
Предмет и формы философского знания. Значение философии.
Предмет и формы философского знания. Понятие объективного и субъективного . Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании. Онтологичность субъективного и проблема человека, его свободы как предмет философии. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности: диалектика, метафизика, герменевика. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология. История философии как источник философских идей, школа мысли. Соотношение философского и научного знания. Философия как источник полноты человеческой духовности. Методологическая роль философии.
2. История философии
Тема 1. Философия Древнего Востока. Античная философия
Истоки философского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и Атман. Буддизм. Идеалы в философии, религии Древней Индии. Китайская специфика в философии. Даосизм и конфуцианство Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
Возникновения и основные этапы развития философии. Периоды развития: сократовский, классический, эллинистическо-римский. Космоцентризм ранней античной философии. «Единое и многое» как основная проблема греческой философии. Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Софисты. Сократ. Философская система Платона. Теория идей. Идеальное государство Платона. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Человек, общество, государство в философии Аристотеля. Римское государство и его отношение к культуре. Философия и этика Эпикура, стоиков, скептиков. Натурфилософия античности.
Тема 2. От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Возрождения
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии и ее особенности в христианстве. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Священные тексты как основной источник знания. Схоластическое мышление и его значение в развитии европейского рационализма. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского — вершина схоластики. Проблема человека в схоластической философии. Дуализм души и тела.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Человек-творец. Антропоцентризм. Достижения науки искусства. Пантеизм и натурофилософское естествознание эпохи Возрождения. Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
Тема 3. Философия Нового времени.
Эпоха научной революции. Рациоцентризм. Формирование нового типа знания — научно-технического. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон и идея опыта как источника новых знаний о природе. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта как источник целенаправленного построения систематического научного знания. Философское обоснование дедуктивного метода. Учение о субстанции.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И. Канта. Принципы конструирования предмета опыта как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. Ноумен и феномен в философии Канта. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума. Свобода и долг.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля. Диалектическая логика и саморазвитие понятия. Категории и принципы диалектического мышления.
Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии.
Марксистская философия — синтез диалектики и принципа материализма. Критика К.Маркса и Ф.Энгельса гегельянства как идеалистической философской системы. Функции научной философии: мировоззренческая., методологическая. Диалектика как учение о развитии и познании. Философское осмысление проблемы единства мира. Материалистический взгляд на историю человечества Общественное бытие и общественное сознание. Теория общественно-экономической формации. Марксистская теория личности. Человек как субъект исторического развития.
Тема 4. Русская философия
Специфические особенности русской духовности: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. Органическая связь русской философской мысли с наукой, религией, искусством, моралью.
М.В. Ломоносов — первый русский ученый, мыслитель, просветитель.
Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества.
Этическая и социальная проблематика в произведениях русских писателей (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).
Становление и развитие отечественной диалектической мысли (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин. Философская мысль выдающихся русских ученых материалистов:Д.И. Менделеев, Сеченов, В.И.. Вернадский, И.И.. Мечников, М..Я. Мудров, И.П. Павлов . Русский космизм — оригинальное направление в философии (Н.Ф. Федоров, К.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский). Судьба русской философии в XX веке.
Тема 5. Развитие философии в XX веке
Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм. Философское открытие бессознательного.
3. Основные проблемы философии
Тема 1. Учение о бытии
Понятие бытия. Признаки бытия. Основные формы бытия: природа (вещи, процессы) духовное( индивидуальное и объективное); общественное. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Идея Бога в религии и философии.
Фундаментальные свойства бытия: единство многого и единого; системность. Принцип системности. Основные атрибуты системы: элементы, связи, структура. Понятие инобытия. Соотношение бытия и инобытия и его выражение в категории развития. Диалектический характер бытия. Свойства бытия и их отражение в философских категориях. Понятие диалектики. Категории и законы диалектики. Непосредственное и опосредованное. Качество, количество, мера, общее, особенное, единичное. Причина, следствие, условие, повод. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство и отношение. Закон и закономерность. Различие и тождество. Единство и симметрия. Понятие диалектического противоречия и диалектического отрицания. Законы диалектики. Диалектика и научная методология.
Материальное единство мира. Основные атрибуты материи (пространство, время) и их свойства. Формы движения материи. Концепции пространства и времени в философии и физике,
Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь. Современные естественнонаучные представления о строении материи и роль философии в их интерпретации. Единства микромира и «большой»Вселенной — доказательство принципа материального единства мира.
Тема 2. Человек и его свойства как предмет философии
Специфические особенности человека и их формирование в антропосоциогинезе.
Способность к познанию и деятельности — фундаментальные особенности человека. Духовное и материальное в человеке. Понятие деятельности. Сознание и его вербальность как следствие предметно-практического характера и как способ его существования.
Понятие социального в человеке. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Необходимость диалектического подхода к проблеме. Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального. Изначальная трагичность и отчужденность бытия. Человек как единство разума и экзистенции, Онтологизация субъективности.
Антропосоциогенез — процесс формирования человека из животного. Основные этапы антропосоциогенеза. Становление сознания и социальных свойств человека как процесс разрешения диалектической противоречивости биологического в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы.
Сознательное и бессознательное в природе человека. От понятия «души» к понятию «сознание». Религиозные представления о душе. Душа и глубинный внутренний мир личности. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия.Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятиеэ представление, идеалы, мотивы, память, эмоции,, воля. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление.
Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психихика. Невербальность бессознательного. Подсознание и интуиция. Структура подсознания. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке, отражение индивидуального и надиндивидуального, биологического и социального. З.Фрейд. К.Юнг. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.
Теория познания.Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания, многоообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании. Понятие «знания». Преднаучные, вненаучные и научные формы знания. Знание и мнение. Вера и убеждение. Знание, познание и язык. Абсолютности и относительности в познании.
Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание. Этапы познания. Понимание и объяснение как формы познания. Познание как отношение. Субъект и объект познания. Познание как онтология субъекта: проблема внешней реальности и возможности познания.
Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
Научное знание. Формы научного знания: эмпирические и теоретическое. Методы теоретического познания: индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация, обобщение, идеализация.
Тема 3. Философия общества.
Целостность и системность социальной реальности.
Структура общества. Соотношение общества и индивида. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Этносы и этногенез. Нация — новоевропейская форма этнической общности. Понятие общественно-экономической формации и способа производства.
Философия истории. Социальное время и его необратимость. Формы, закономерности и направленности социального времени. Этапы развития общества: традиционное общество,«неолитическая машинная революция, компьютерная революция». Проблема исторического прогресса. Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания. Религиозное, нравственное, политическое. Понятие культуры. Человек как творец и творение культуры. Ноосфера. Глобальные проблемы современности. Философские аспекты будущего цивилизации.
Тематический план курса «Основы философии»
Наименование разделов и тем.
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
занятий
занятий
Раздел 1. Введение.
4
1.1. Природа философского знания.
2
Предмет и формы философского
знания. Значение философии.
1.2. Глобальные объяснения мира.
1
1.3. Семинар. Философия: её место в
1
культуре и роль в жизни человека и
общества.
Раздел 2. История философии.
16
Тема 1. Философия Древнего Востока.
1.1. Древний Восток — колыбель
1
философской мысли.
1.2. Философия Древней Индии и Китае.
2
1.3. Возникновение и основные этапы
2
развития античной философии
(архаический, классический,
эллинистический). Философия Рима.
1.4. Семинар. Особенности античной
1
философии.
Тема 2. От теоцентризма средневековья
1
к антропоцентризму возрождения.
2.1. Семинар. Философия — служанка
1
религии.
Тема 3. Философия Нового времени.
2
Немецкая классическая философия
и философия марксизма.
3.1. Семинар. Пафос разума и науки.
1
Тема 4. Русская философия.
2
Тема 5. Развитие философии в XX веке.
1
5.1. Семинар. Философ в России не
2
только философ. Иррациональное
направление в философии.
Раздел 3. Основные проблемы философии
14
Тема 1. Учение о бытии (онтология)
1.1. Бытие: понятие, формы, свойства.
2
Категория материи и её роль в
философии.
1.2. Семинар. Жизнь как звено в бытии
1
мира.
Тема 2. Человек и его свойства как
предмет философии.
2.1. Специфические особенности человека
и их формирование в
антропосоциогинезе.
2.2. Сознательное и бессознательное в
1
природе человека.
2.3. Теория познания
2.4. Семинар. Бытие человека в мире как
2
философская проблема.
Тема 3. Философия общества.
3.1. Структура общества.
1
3.2. Философия истории.
1
3.3. Понятие культуры.
1
3.4. Глобальные проблемы современности.
1
3.5. Семинар. Философские аспекты
2
будущего цивилизации.
34
24
10
Литература
Для обучающихся:
-
Гусев Д.А. Введение в философию: учеб. Пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2001.
-
Малышевский А.Ф. Введение в философию.10-11кл.М.:Дрофа,1999.
-
Гуревич И. С. Введение в философию. М., 1997.
-
Гуревич И. С. Философский словарь. М., 1997.
-
Зима В. Н. Основы философских знаний. Курс лекций. М.: ВУНМЦ, 2000.
-
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. доп. М.: Издательская корпорация «Логос». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, международная академическая издательская компания «Наука»,1997
-
Букин В.Р. Школьникам о философии. М.: Просвещение,1992.
-
Горбунова Т.В. Школьный философский словарь. М.: Просвещение,1995.
-
Радугин А.А. Философия. М., 1996.
-
Рычков А. К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Гуманит. Изд. Центр.ВЛАДОС,2202.
-
Философы Русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука,1990.
-
Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М.: Гардарика , 1998
-
Третьяков И. Д. Философия человека и общества. Омск, 1997
-
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.М.,1992.
-
Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997
-
Философия. Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996
-
Человек и общество. Современный мир. М.,1994
18.Доброхотов А.Л.Введение в философию: рабочая тетрадь для 10 кл. М.,1995.
Для учителя:
-
Гуревич П.С. Методическое пособие по философии. 10-11 кл. М.,1997.
-
Шубинский В.С. Философское образование в средней школе. М.,1991.
-
Дягилев В.В. Занимательная философия. М., 1995.
-
Кравченко В.В. Тесты по философии. М: Экзамен,2003.
-
Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1998.
-
Богомолов А.С. Античная философия. М., 1995
-
Введение в философию. Учебник для ВУЗов. М.,199
-
Жизнь после смерти. – М.: Пресс,198.
-
Ильенков Э. В. Что же такое личность? М.,1997
-
История философии в кратком издании. М., 1994.
-
История философии под. ред. В. Мопельман. М.,1997
-
Козлова О. Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества // Социально-Гуманитарные знания, 2001, №5. стр. 116-129.
-
Краткая история философии. М., 1999.
-
Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева – М.: ТЕРРА – Книжный луб, республика. 1998
-
Лосский Н. О. История Руссой философии. М.,1994
-
Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. Поляков. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1999.
-
Марков Б.В., Солонин Ю. М., Идея бога в жизни человека // Социально- политический журнал, 1997, №1, стр. 77-96.
-
Миголатьев . А. Русская философия 19 века // Социально – гумантираные знания, 2001, №5, стр. 80-99.
-
Моуди Р. Жизнь после смерти. М..1991
-
Наука в зеркале философии XX века. М., 1992.
-
Проблема сознания в современной западной философии. М., 189
-
Раих В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / Перевод., обж. ред. И вступ. ст. А.В. Россохина. – М.: ТЕРР – Книжный клуб, Республика, 1999
-
Современная теория познания. М.,1992
-
Сумерки богов, 1989
-
Феномен человека. Антология. .,1993
-
Хрусталев Ю. Введение в философию. Ростов-на-Дону,1999
-
Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996
-
Билялова Э. Р., Гайнуллин Р. И. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2000.
-
Зима В. Н. Михайличенко Н. Ф. Основы философских знаний. Методические рекомендации к изучению курса. М.:ВУНМЦ, 2000