Негосударственное образовательное учреждение
«Частная школа «ЭРУДИТ -2»
Программа
по немецкому языку,
как второму иностранному
для начальной школы
Программа рассчитана на учащихся
2,3,4 классов
Составитель программы – Топоркова Л.М.
Пояснительная записка
1. Предлагаемая программа факультативного курса ставит перед собой задачу развития навыков устной речи с целью включения в сферу общения в семье, в школе, на игровых площадках, в других местах отдыха.
После окончания начальной школы ученики должны уметь:
-
понимать дидактическую речь учителя, выполнять требуемые учебные задания;
-
понимать изучаемые клише речевого этикета и вежливо отвечать на речевые иноязычные реплики; понимать содержание монологических высказываний (10-12 фраз) в учебном аудио- и видеотексте, речи учителя в пределах изучаемого коммуникативно-речевого репертуара и тематики учебного общения;
-
понимать речевые реплики в компьютерных играх, предназначенных для младших школьников, и правильно реагировать в соответствии с их смыслом и правилами игры;
-
использовать аудиоопоры для самостоятельного озвучивания фраз, предложений, диалогических реплик и монологических высказываний для озвучивания своей речевой роли при драматизации детских песен, сказок и сюжетов видеофильмов;
-
решать вербальные загадки типа «Кто это?», «Что это значит?», «Что спрятано?», «О ком я сейчас думаю?», «Что я слышу, но не вижу?»;
-
подбирать рисунки-иллюстрации из ряда предложенных к сюжетам сказок/видеофильмов, исполнить рисунки/раскрасить картинки, иллюстрирующие содержание рассказанного/прослушанного в аудиозаписи.
2. Курс рассчитан на 2 часа в неделю, то есть 68 занятий учебного года. В нем представлены 12 тем и 6 подтем, которые связаны обычаями и традициями стран изучаемого языка. Обучение говорению в начальной школе строится с ориентацией на стандартные ситуации общения в семье, в школе, в транспорте, в магазине, во время путешествия, при посещении врача и т.д. В каждой ситуации общения дается тематически сгруппированный список слов и речевые образцы, необходимые для усвоения, посредством которых происходит общение в данной ситуации. К каждой ситуации и подтеме подобраны упражнения, диалоги (в том числе записанные на кассетах носителями языка), тексты, кроссворды. В систему устных форм работы входят 2 типа упражнений: тренировочные и коммуникативные.
3. Работа с речевыми образцами, ситуативными диалогами. Диалоги с заменами (вопросно-ответные, подстановочные), упражнения на перевод, репродуктивные упражнения, ролевые игры, скетч – проекты и инсценировки сказок.
Тематический каркас и ситуации учебного общения
Ситуации для учебного речевого проигрывания | Речевые роли | |
Любимые игрушки (куклы, куклы-самоделки, предметы конструирования на материале игр типа «LEGO») | Игры в «дочки-матери»: представление членов игрушечной семьи (немецкие имена и фамилии, состав семьи, возраст, занятия, досуг, профессии). Озвучивание ситуаций каждодневной жизни семьи, 1-й/2-й завтрак, обед, вечерний чай, сервировка стола, беседа за столом, помощь по дому и отношение к домашним работам.
Выбор места для семейного проживания (коттедж, квартира в городе, фермерский дом, волшебный замок). Выбор мебели для кукольной квартиры и ее расстановка в комнатах. Каждодневные покупки продуктов питания, одежды для кукольной семьи. Игры мамы-куклы и папы-куклы с куклами-детьми.
Выезд на пикник (подготовка к пикнику, выбор места в саду/парке/на природе, купание в реке/озере, поведение на природе, уборка мусора за собой). Игра с куклами в «школу»: кукла-учитель иностранного языка, куклы-ученики. Проведение кукольного дня рождения, новогоднего бала в старинном замке. Болезнь куклы/любимой игрушки и игра в «вызов врача» и лечение игрушек. | Мама/папа, дочка/сын, дедушка/бабушка, тетя/дядя, двоюродные братья/сестры.
Члены семьи, персонажи рекламы, продавец/покупатель, члены семьи, друзья, учитель/ученик.
Хозяин/хозяйка дома, гости, члены семьи, доктор/больной. |
Самопредставление учащихся | Ответы на вопросы взрослых и сверстников о себе, своих привычках и хобби в детских языковых школах, вопросы обслуживающего персонала в школе, библиотеке, на детских праздниках, в детских игровых центрах. | Учитель/ученик, библиотекарь/школьник, служащий парка/ребенок |
Представление членов своей семьи | На дне рождения своим родственникам и их родителям. При описании фотографий в семейном альбоме зарубежному гостю, друзьям в летних международных языковых школах. | Учащийся/друзья/родители. |
Учеба, поведенческий этикет, традиции в школьной жизни | Обсуждение/уточнение распорядка дня, расписания занятий, наличия/отсутствия школьной формы, одежды, которую носят в школе, ее цвета и отношения к ней. Оказание помощи зарубежному гостю в нахождении классных комнат, гимнастического зала, приемной директора, учительской, гардероба, туалета, буфета/столовой, в поиске учителя (описание человека и его местонахождения). Традиции в школьном общении. Покупка напитков, бутербродов, сладостей в школьном буфете/кафетерии. Немецкие школьные праздники. Российские и общеевропейские праздники в школе. Школьные концерты и выступления. | Ученик, учитель, зарубежный друг, новый ученик в классе, директор, секретарь, школьный экскурсовод, продавец, покупатель.
Конферансье, ведущий викторины, участники концерта/викторины.
|
День рождения и культура его проведения. | Посещение игрушечного/ канцелярского/ конфетного/ книжного магазина и выбор подарка для мальчика/девочки. Оформление подарка. Выбор одежды при посещении гостей. Поздравление с днем рождения/ принятие поздравлений. Приглашение к участию в традиционных немецких играх типа «Дерево желаний», «День Св. Николая», в угадайках (отгадывание овощей/фруктов, продуктов питания по вкусовым ощущениям, отгадывание профессий по мимическому изображеию, сюжета картины по некоторым из ее частей, места пребывания человека по записи шумов и др.). Общение при игре и за праздничным столом. Прощание с гостями. | Продавец/покупатели, именинник, друзья, родители. |
Досуг и культура поведения на игровых площадках, выставках, в детских центрах. | Планирование проведения досуга в субботу и воскресенье. Обсуждение дня в детском парке, на игровых площадках, при выезде на природу. Посещение театра/ цирка/ выставки (цветов, животных, детского рисунка и т.п.), детских парков/центров и культура поведения во время досуга. Подготовка к участию в костюмированном параде/бале на детском празднике. Путешествие по отечественным и зарубежным детским игровым центрам типа Диснейленда. Воспоминания о выходных днях (с опорой на рисунки детей/фотографии). Посещение детских библиотек и участие в детских образовательных программах, тематических викторинах и конкурсах. Экскурсия по реальному волшебному городу/замку/дворцу (с опорой а рисунки детей/иллюстрации художников). | Члены семьи, друзья, служащий/работник театра, выставки, детского центра, посетитель, библиотекарь/читатель, ведущий конкурса, жюри, конкурсанты, экскурсанты, герои сказок. |
Любимое домашнее животное | Обмен информации о любимых домашних животных (тип животного, имя/ласковая кличка, любимая пища, повадки). Посещение отделов «Все для любимого животного» и покупка всего необходимого для любимого животного. Описание ухода за животным и отношение членов семьи к нему. | Школьные друзья, ветеринар/хозяин животного, покупатель/ продавец, незнакомые люди на конкурсах животных. |
Проезд на транспорте | Оплата проезда в автобусе за рубежом (называние места поездки), ответы на вопрос водителя о месте, до которого едет ученик, правильный выбор денежных знаков, расспрос пассажиров о нужной остановке транспорта. Проезд с зарубежным другом в транспорте родного города. Поиски потерянной вещи в отделе «Fundburo». | Водитель/пассажир
Россиянин/зарубежный гость |
| Ответы на вопросы при покупке проездного билета на автобусной станции. Оказание помощи зарубежному гостю в ориентировке в городских маршрутках, правилах проезда в транспорте, покупке проездного билета. | Кассир/покупатель |
Погода и одежда | Разговор о погоде. Прогноз погоды и выбор одежды для прогулки, способа проведения досуга зимой, летом, весной, осенью. |
|
Самочувствие, посещение врача | Вызов врача. Беседа о самочувствии. Игра во врача и больного. Составление диалогов. | Врач/больной |
Времена года. Праздники | Прогулки во время каникул Рассказ о любимом времени года | Друзья, члены семьи Учитель/учащиеся |
Европейское сообщество Страны и столицы |
Экскурсия по столицам Германии и России |
Экскурсовод/россияне/зарубежные гости |
Работа с аудиотекстами и с текстами для чтения
Коммуникативные умения | Возможные формы и приемы работы | |
Понять текст | Понять основное содержание текста или извлечь интересующую/необходимую информацию из текста и отреагировать на нее невербально (текст должен содержать небольшое количество незнакомых слов и относиться к знакомой тематике); Понять полностью (детально) текст, построенный на знакомой лексике, и невербальными средствами отразить его содержание | Подготовка рисунков к тексту; Пантомима; Расположение рисунков в последовательности, отражающей развитие сюжетной линии текста;
Выбор соответствующих содержанию текста рисунков из ряда предложенных;
Выполнение данного в тексте указания (например, приготовить блюдо по рецепту) |
Передать содержание текста | Кратко передать содержание текста, используя при этом визуальные и вербальные опоры | Составление плана и использование его в качестве опоры;
Передача содержания текста одним предложением; Выбор из ряда предложенных одного высказывания, (не) соответствующего содержанию текста |
Высказать мнение | На элементарном уровне передать личное впечатление о тексте, обосновать свою точку зрения | Простое высказывание о том, что понравилось/не понравилось в тексте; что интересно/не интересно; что важно/неважно Обсуждение действующих героев, которые понравились/не понравились; подтвердить свою точку зрения цитатами из текста; Подбор/выбор заголовка к тексту и обоснование своего выбора (с опорами) на русском или немецком языке |
Творчески переработать текст | Придумать свое начало текста или его конец; На основе текста разыграть сценку; Оформить текст сказки в виде диалогов и разыграть их; Сделать коллаж к тексту; Переделать один тип/вид текста в другой (например, сказку превратить в драму); С опорой на прочитанный/прослушанный текст составить свой собственный текст (по теме, проблеме и др.) | Организация кукольного театра, выставок;
Графическое изображение слов, содержащихся в тексте;
Выбор/придумывание нового заголовка к тексту |
Языковые образцы | |
А. Речевые этикетные формы | |
Приветствия | — Hallo! Guten Morgen! Guten Tag! Guten Abend! Wie geht’s? Wie geht’s dir? Wie geht es Ihnen? |
Ответы на приветствия |
|
Представления себя и других людей |
|
Ответы на приветствия | — Hallo! Gru dich, Peter! |
Обращение к близким родственникам, сверстнику, директору школы |
|
Извинения | Entschuldigung! Verzeihung! Entschuldigen Sie bitte! Verzeihen Sie mir bitte! |
Побуждение к действию и выражение согласия/несогласия выполнить действие |
|
Советы | Du mut… . Am besten, du machst… . Willst du vielleicht… . |
Предостережения | Pa(t) auf! Sei(d) vorsichtig! |
Выражение согласия/ несогласия с чем-либо | Ja, das stimmt. Du hast recht. Sie haben recht. Ich bin damit einverstanden. Nein, das stimmt nicht. Du hast nicht recht. Ich bin damit nicht einverstanden. |
Выражение благодарности и ответ на нее |
|
Расспрос собеседника о:
|
Wie heit du? Wie heit dein Freund? Wie heit deine Mutter? Wie heien Sie? Ich heie… . Mein Name ist… . Er/sie/ heit … . Sie heien … .
Wie alt bist du ? Wie alt ist er/sie? Wie alt sind Sie ? Ich bin…Jahre alt. Er ist…Jahre alt. Sie sind…Jahre alt.
Wann? … Um wieviel Uhr? Wie spat ist es?
Warum? Warum schreibst du nicht? Wer ist das? Wer sind das? Wessen… ist das? Wessen… sind das? Was ist das? |
Уточнение сведений о предметах, действиях, явлениях | Ist ihr Name N.? Ist sie 10 Jahre alt? Ist sie lustig? Geht sie in den Garten oder in die Schule? |
Уточнение сведений с целью их подтверждения или опровержения | Sie ist 8 Jahre alt. Stimmt das? Habe ich recht? |
Сообщения о незнании/ непонимании | Ich wei nicht. Ich verstehe nicht. Ich habe nicht vertanden. |
Сообщения/расспрос об обязательности действий | Du mut…ihr mut … Mu er (sie)… ? |
Запрещение действий | Du darfst nicht uber die Strae bei Rot gehen. |
Получение разрешения на совершение действия |
|
Разрешение/неразрешение выполнять действия | Ja, bitte, du kannst fragen/fernsehen/klettern Nein, du darfst nicht fragen/fernsehen. Nein, im Moment nicht. |
Выражение намерений совершить действие/расспрос о намерениях совершить действие | Ich mochte Deutsch lernen. Er (sie) mochte Deutsch lernen. Wir mochten Deutsch lernen. Mochten du Deutsch lernen? Mochten Sie Deutsch lernen ? |
Расспрос кого-либо о пожелании, предложение кому-либо что-то попробовать, что-то сделать и ответить на вопрос. | — Mochten Sie Eis? — Mochtest du Bananen? — O ja, gerne. — Nein, danke, ich bin satt. |
Выражение ощущения состояния радости и удовлетворения жизнью | Das ist wunderbar! Das ist herrlich! Das ist schon! Prima! Toll! Klasse! |
Расспрос о состоянии человека | Wie geht’s? – Danke, gut! (nicht besonders gut, es geht). Wie geht es Ihnen? Ist alles in Ordnung? Alles Ok? |
Выражение своих предпочтений в отношении действий, предметов | Mir geffallt Sport. Ich habe Musik gern. Ich mag Musik. |
Выражение заинтересованности | Das ist sehr interessant. Ich interessiere mich dafur. |
Выражение удивления | Das ist eine Uberraschung! Ich bin erstaunt. Das ist erstaunlich. |
Выражение разочарования, сожаления, чувства стыда | Ich bin enttauscht. Das ist eine Enttauschung! Das ist schade. Ich schame mich! |
Извинения и ответы на них | Entschuldigung! Entschuldigen Sie bitte! Verzeih mir bitte! Kein Problem. Ist schon in Ordnung. |
Предложение помочь в чем-либо и ответы на предложение |
|
Члены семьи | Die Gromutter (die Oma), der Grovater (der Opa), die Tante, Der Onkel, die Schwester, der Bruder, die Geschwister, der Cousine, die Mutter, der Vater, die Tochter, der Sohn, die Eltern, die Frau, der Mann ; das Madchen, der Junge, die Frau, der Mann Hast du einen… ? Haben Sie Geschwister ? Wie alt ist dein Bruder/deine Schwester ? Wie heit er/sie ? Was ist er von Beruf? |
Черты характера | Alt – jung, dick – dunn, lang – kurz, dunkel – hell, eng – breit, lustig – traurig, interessant – langweilig Aussehen, er sieht glucklich aus Kannst du deinen Freund beschreiben? Wie alt ist er? Wie sieht er aus? |
Профессия | Der Schauspieler/die in, der Maler, der Computeroperator, der Tanzer, der Arzt, die Arztin, der Zahnarzt, der Lehrer, der Ingenieur, der Bibliothekar, der Offizier, der Verkaufer |
Хобби/интересы | Wie ist sein Hobby ? Was macht er/sie ? Was machst du? Wofur interessierst du dich ? Wofur interessieren Sie sich ? Was fur Hobbies (Lieblingsbeschaftigung) hast du ? Sammeln, die Sammlung – Puppen, Abzeichen, Briefmarken, Aufklebersammlung. Was sammelst du? Spielst du gern am Computer? Die Interessen (Computer, Sport, Musik) Gehst du in die Schule? In welche Klasse gehst du ? Lernst du Deutsch, Englisch? |
Некоторые полные и краткие формы имен: мужские, женские | Alexander (Alex), Marie, Dietrich, Dieter, Friedrich, Anna, Robert, Alexandra, Otto, Christa, Christian, Christoph, Philipp, Heinrich, Daniel, Karsten, Jutta, Rainer, Laura, Dagmar, Bri8gitte, Martin, Peter, Karin, Monika, Helga, Klaus, Ilsa, Mathias, Elisabeth/Lisa, Else, Elli, Linda, Stephanie. Wie heit er (sie)? Wie ist sein Name? Wie ist ihr Name? Wo wohnt er/sie? Wie ist ihre/seine Telefonnummer? |
Части суток | Der Morgen, der Tag, der Abend, die Nacht, der Vormittag, der Mittag, der Nachmittag; am Morgen, am Tage, in der Nacht; um…Uhr, …Minuten vor… Minuten nach… , Viertel vor…, Viertel nach… ; Wie spat ist es? Es ist… Uhr. |
Дни недели | Welcher Wochentag ist heute? Der Montag, der Dienstag, der Mittwoch, der Donnerstag, der Freitag, der Samstag, der Sonntag; das Wochenende, der Arbeitstag; am Sonntag, am Wochenende. |
Месяцы | Der Januar, der Februar, der Marz, der April, der Mai, der Juni, der Juli, der August, der September, der Oktober, der November, der Dezember; im Januar; 12 Monate, der Monat. |
Времена года, праздники | Die Jahreszeiten Der Fruhling (die Natur erwacht im Fruhling), bluhen Fruhlingsfeste (der 8. Marz = der Frauentag), Ostern, der Osterhase, das Osterei, der Muttertag, der Sommer, der Herbst (der Martinstag, die Laterne), der Winter (Weihnachten, Adventszeit/-kalender,/ -kranz, der Weihnachtsmantel, das Neujahr, der Tannenbaum, tanzen, singen), Silvester Fasching/Karneval. Wie heit deine Lieblingsjahreszeit?
— einen Schneemann bauen, Ski, Schlittschuh laufen, Schneeballschlacht machen. — baden, schwimmen, sich sonnen, spazieren gehen, Blumen pflucken, Beeren sammeln. Wie ist das Wetter heute? Ist es kalt, warm, hei, regnerisch, winding? Schneint die Sonne? Schneint es? Regnet es? |
Европейское сообщество | Die Europaflagge, der Europarat, das Eurogeld. Zusammenarbeiten, die Zusammenarbeit Was bedeutet der Kreis aus goldenen Sternen ? – Das ist die Union der Volker Europas. Das Europaische Haus, die Offnung der Grenzen, grenzen an +Akk., mit einem Preis auszeichnen (Medaillien, Bucher, Celdsumme, Reise). |
Друзья по переписке | Hast du einen Brieffreund ? Habt ihr Brieffreunde ? Wie heit er ? Was ist sein Hobby? Hat eure Schule eine Briefpartnerschule im Ausland? Ist das eine Staatliche oder Privatschule? Ist das eine Religionsschule? Haben eure auslandischen Freunde in den Gastgebernfamilien oder in Hotels gewohnt? Haben sie eure Schule, eure Stadt, euer Land besucht? Was besuchen sie gewohnlich? Habt ihr einen Ausflug ins Grune veranstaltet? Sprecht ihr russisch, englisch, deutsch? Sprichst de deutsch? England, die USA, Kanada, Frankreich, Deutschland, Spanien Norwegen, Danemark, Schweden, Italien, Holland, Belgien, die Schweiz, die Tschechei, Polen. — Wohner kommen Sie? Wohner kommst du? — Ich komme aus Deutschland. |
Страны и столицы | Die Hauptstadt
|
Города и земли Германии | Hamburg – Hamburg, Bremen – Bremen, Berlin – Berlin, Nordrhein – Westfallen – Dusseldorf, Hessen – Wissbaden, Bayern – Munchen, Baden – Wurtenberg – Stuttgart, Niedersachsen – Hannover, Schleswig – Holstein – Kiel, Sachsen – Anhalt – Magdeburg, Sachsen – Dresden, Macklenburg – Vorpommern – Schwerin, Thuringen – Erfurt. |
Родная страна | Ruland, Moskau, Sankt-Petersburg, das Gebiet, reich sein an + Akk. Das Land, das Dorf, die Stadt, der Wald, das Feld Wo befindet sich… ? Wodurch ist diese Stadt bekkant? Hast du/Habt ihr Moslau besucht? |
Распространенные цветы | Die Rose, die Nelke, die Tulpe, das Maiglockchen, die Glockenblume, die Kamille, das Vergimeinnicht. |
Деревья и кустарники | Die Birke, die Fichte, die Tnne, die Linde, die Eiche, der Ahorn, die Kiefer. |
Животные | Der Hase, der Fuchs, der Bar, der Wolf, der Igel, das Eichhornchen, der Maulwurf, der Dachs, der Elch, der Elefant, der Affe |
Птицы | Die Nachtigall, der Sperling, der Rabe, die Meise, die Eule, der Kuckuck, die Lerche, die Taube, die Drossel, |
Сказочные герои | Schneewittchen, Aschenputtel, der kleine Muck, Rotkappchen, das tapfere Schneiderlein, Dornroschen, Froschkonig, die sieben Zwerge Die Geburtstagsfeier/party, Gaste empfangen, die Einladung schreiben, die Wohnung in Ordnung bringen, den Tisch decken, Wunschzettel schreiben, das Geschenk kaufen, basteln, Musik machen. Kannst du Kuchen backen? Was bereitest du zu? Wer kommt gewohnlich zu deiner Familie zu Besuch? Zum Geburtstag gratulieren, Gluck und Gesundheit wunschen. Alles Gute! Gluckliche Neujahr! Frohe Weihnachten! Frohe Ostern! |
Игрушки и занятия с ними | Das Spielzeug, das Kuscheltier, die Puppe, (Barby), der Teddybar, das Auto, der Kran, der Wurfel, der Ball, der Roboter, der Hampelmann, das Puppenhaus, der Kasperl, der Computer, die Eisenbahn, Puppen spielen, wurfeln, mischen, Bastel— und Knetearbeiten machen, malen, mit Lego bauen, Puppenkleider nahen gefallen: Gefallen dir die Puppen? Gefallt dir das? |
Детские развлечения на игровых площадках, на открытом воздухе | Auf dem Spielplatz schaukeln, buddeln, Sandkuchen backen, Versteck spielen, fangen, Ball spielen, Federball, Fubball, Tennis spielen, die Schaufel, klettern, das Klettergerust, turnen, springen, um die Wette laufen. Was machst du auf dem Spielplatz? Gefallt dir Fuball? Spielst du gern im Hof, im Park, auf der Wiese? Spielst du Ball/Versteck? — Wo ist Peter? – Im Hof. — Was macht er? – Er spielt Ball. |
Спортивные занятия | Sport treiben, turnen Spielst du Fuball, Tennis gern? Kannst du schwimmen? Wie oft spielst du Federball? Laufst du gern um die Wette? |
Настольные и другие игры для младших школьников | Lotto spielen, Domino spielen, wurffeln, mischen. |
Одежда | Das Hemd, das Kleid, die Bluse, der Anzung, der Sportanzug, die Schuhe, der Rock, das T—Shirt, die Hose, die Jaens. Der Pullover, die Jacke, der Anorack, die Mutze, der Mantel, die Kniestrumpfe, die Schleife, die Haarspange, die Strumpfhose, die Socken, die Handschuhe, der Regenmantel, tragen, anziehen. Was tragst du gern? |
Школьная форма, цвет | Keine Schulkleidung haben, Sportkleidung tragen, Schuluniform tragen. Rot, grun, gelb, blau, weib, schwarz, grau, braun, rosa, lila. Alt, neu, schon, modern, einfach, praktisch. |
Детские игровые центры, зоопарк | Das Spielzeugmuseum, die Kirmes, das Phantasialand der Zoo, einen Zoo besuchen, seltene Tiere sehen, der Elefant, der Affe, das Zebra, der Lowe, der Tiger, die Schlange, der Papagei, das Krokodil, das Kanguru, der Vogel, die Insekten. Reiten, futtern: Bitte, futtern Sie die Tiere nicht! |
Увлечения, свободное время | Freizeit haben Hast du viel Freizeit ? Was machst du in deiner Freizeit ? Die Arbeitsgemeinschaft (die Ag), die Chor-, Schwimm-, Volleyball-Ag, am Fernseher sitzen, sich Zeichenfilme, Komodien, Kriminalfilme ansehen. Was hast du dir gestern im Fernsehen angesehen? War die Fernsehsendung im 1. Programm interessant? |
Пикник | Aufs Land fahren, ins Grune gehen, einen Ausflug machen, am Feuer sitzen, die Natur bewundern, Lebensmittel mitnehmen, wandern. |
Здания | Der Palast, das Schlob, die Kirche, die Kathedrale, das Haus, das Hochhaus, das Reihenhaus, das Einfamilienhaus, der Turm. |
Части дома, этажи и комнаты | Das Erdgescho, das Vorzimmer, die Kuche, das Wohnzimmer, das Schlafzimmer, das Badezimmer, der Balkon, der Keller, im Erdgescho, im ersten Stock, auf dem Balkon, das Kinderzimmer, die Kuche (das Regal, der Kuhlschrank, der Stuhl, die Sitzecke, der Herd), das Wohnzimmer (die Wandschranke, der Tisch, das Sofa, der Sessel, der Fernseher, der Recorder, die Stehlampe, der Teppich, die Bilder, der Tisch, das Klavier, das Telefon, der Spiegel), das Ezimmer (der Tisch, der Teller, der Loffel, das Messer, die Gabel, die Tasse, das Glas, die Teekanne), das Badezimmer (die Seife, die Zahnburste, das Handtuch, die Dusche, putzen), das Schlafzimmer (das Bett, der Schrank). |
Домашние животные | Das Pferd, die Kuh, das Schaf, der Hahn, das Schwein, der Hund, die Katze, der Goldfisch, der Hamster, das Lieblingstier. Hast du zu Hause ein TIER? Wie ist sein Name ? Ist es lustig ? Hast du einen Hund/eine Katze/ einen Hamster? |
Школа + класс | Die Grundschule, die Hauptschule, die Realschule, das Gymnasium, die Gesamtschule. Der Lehrer/die Lehrerin, der Schuler/die Schulerin, das Klassenzi,,er, das Lehrerzimmer, das Sekretariat, die Bibliothek, die Turnhalle, die Aula. — Entschuldigen Sie bitte, konnen Sie mir sagen, wo ist die Bibliothek? |
Учебные предметы | Die Schulfacher: Deutsch, English, Franzosisch, Spanisch, Latein, Mathematik, Russisch, Musik, Religion, Sport, Kunst.
Welche Facher hast/lernst du? Wie oft hast du Deutsch? An welchen Wochentagen hast du Deutsch? Wann beginnt die Deutschstunde?
|
Учебные принадлежности | Das Buch, das Lehrbuch, das Klassenbuch, das Heft, das Album, der Bleistift, der Kugelschreiber, die Stifte, das Lineal, der Fuller, das Radiergummi.
|
Школьный персонал | Der Direktor/die Direktorin, die Sekretarin, die Bibliothekarin, die Putzfrau. |
Магазины и покупки | Der Laden, das Lebensmittelgeschaft, das Warenhaus, der Markt, die Buchhandlung, der Spielzeugladen, die Spielzeugabteilung, die Kinderkleidung. Das Geschaft ist von 9 bis 18 geoffnet. Macht deine Mutter gewohnlich eine Einkaufsliste? Wie oft gehst du ins Lebensmittelgeschaft/in den Spielzeugladen? Der Apfel, die Birne, die Bananen, die Pflaume, die Kirsche, die Apfelsine, die Melone, die Wassermelone, die Weintraube, die Zitrone, die Erdbeere, die Himbeere, der Saft, die Kartoffel, die Tomate, die Gurke, die Mohrrube, das Radieschen, die Zwiebel, das Brot, die Pzza, die Limonade, das Mineralwasser, der Tee, die Suppe, der Kase, das Salz, die Makaroni, das Ei, die Konfiture, die Milch, der Joghurt, ein Stuck Brot (Kase, Kuchen), eine Flasche/ Tute/ Pakkung Milch (Ol, Mineralwasser), ein Kasten Coca-Cola, eine Flasche Limonade/ Cola/ Fanta kaufen, verkaufen. — Ich mochte Bonbons kaufen/ Schokolade/ Eis/ Saft/ Kuchen. — Wo kann man hier Kase kaufen? Schmecken. — Schmeckt Ihnen/ dir der Kase? — Ja, der Kase schmeckt mir sehr gut/ — Der Kase schmeckt mir nicht lecker: Die Schokolade ist lecker kosten. Was kostet das? Ein Kilo, ein Pfund, D—Mark, ein Pfennig, der Rubel. |
Город и транспорт | Der Flughafen, der Eisenbahnhof, die Kirche. Das Kino, die Bushaltestelle, das Café, die Bank, die Post, der Laden, die Toilette, das Theater, das Museum, das Hotel, das Telefon, die Apotheke.
Sich befinden
Die Strae, der Platz, die Ampel. Die Ampel ist rot/ gelb/ grun. Vorsicht! Du darfst nicht uber die Strae gehen!
Mub ich mit Bus fahren oder kann ich zu Fu gehen?
Kommen, gehen, bekommen, zeigen. Nach links, nach rechts, geradeaus, unten, vorn, in, zuruck, entgegen, gegenuber, uber, von hier aus. Der Bus, die U-Bahn, die Straenbahn. — Wo ist hier die Bibliothek? — Gegenuber dem Theater. — Entschuldigen Sie! Wie komme ich dorthin? — Du mut die Buslinie 32 nehmen. — Kann ich auch mit der U—Bahn fahren? — Ja, naturlich. |
Посещение кафе | Die Coca—Cola, die Limonade, das Eis, Eis mit Schokolade, mit Beeren. Das Wurstchen, das belegte Brotchen, die Chips, der Kuchen, die Kekse, die Speisekarte.
|
Поведение за столом | Das Fruhstuck, das Mittagessen, das Abendessen. Geht deine Familie manchmal ins Restaurant/ins Café? Der Besteck : der Loffel, die Gabel, das Messer, der Teller, die Tasse. Reiche mir bitte Salz/ein Stuck Brot.
|
Самочувствие | Wie geht es Ihnen? Wie geht’s? Wie geht es dir? Bist du hungrig, durstig, mude?
Ist es dir nicht kalt, nicht hei? Bist du krank? Fuhlst du dir unwohl? Hast du Kopfschmerzen, Halsschmerzen? Hast du Husten, Schnupfen? Fieber haben/messen. Den Arzt besuchen/sprechen. |
С. Средства для выражения общеязыковых универсалий | |
Сведения о
наличии/отсутствии чего-либо/кого-либо | Das ist… . Das sind… .
Das ist kein… . Das sind nicht… . |
Аспектно-временные формы | Prasens: gewohnlich, oft, jetzt, heute. Imperfekt: gestern, vor einigen Tagen, in der vorigen Woche, im vorigen Monat, Jahr. Futurum: morgen, ubermorgen, in der nachsten Woche, im nachsten Jahr. |
Местонахождение | Hier, da, dort, innen, auen, im Westen, im Norden, im Suden, im Osten. |
Расположение предметов по отношению друг к другу | Neben, an, auf, unter, uber, vorn, hinten, zwischen, entgegen, gegenuber, weit, nah. |
Направления движения
| Nach links, nach rechts, geradeaus, hinten, vorn, hin, her, nach Suden, nach Norden, nach Westen, nach Osten, in, zu, an. |
Принадлежности | Mein, dein, sein, ihr, unser, euer, ihr, Peters Familie, Otts Heft. |
Примерное учебно-тематическое планирование содержания факультатива по немецкому языку при условии 2 часа в неделю.
Этап обучения – 2 класс:
Количество часов | |
Вводный курс. Алфавит. Основные буквосочетания. Звуки изучаемого языка. | 12 часов |
Познакомимся. Это я. Я, моя семья. Мои друзья. | 8 часов – из них: 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Мой дом. Моя квартира. Моя улица. Мой двор. | 12 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 2 часа – текущий контроль |
Еда и напитки. Что я люблю. Мои привычки. Приготовление пищи. Мы накрываем на стол. | 12 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 2 часа – текущий контроль |
Любимое домашнее животное. Тип животного. Кличка. Любимая еда. Повадки. | 8 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Мы идем гулять. Игры во дворе, на улице. Правила дорожного движения. Детская одежда. Цвета. | 10 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 2 часа – текущий контроль |
День рождения. Приглашение друзей. Подарки. Праздничный стол. | 6 часов – из них 1 час творческое задание, 1час – текущий контроль. |
Этап обучения – 3 класс:
5 часов – из них: 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль | |
Времена года. Осень. Месяцы недели. Дни. Погода. Выбор одежды для прогулок. | 10 часов – из них: 1 час – творческое задание, 2 часа – текущий контроль |
Мой класс. Расписание. Предметы. Урок немецкого языка. Любимый предмет. | 10 часов – из них: 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Время. Мой план дня. Профессии. | 10 часов – из них: 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Праздники. Семейные, детский карнавал, рождество, пасха. День рождения и культура его проведения. | 12 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 2 часа – текущий контроль |
Самочувствие. Вызов врача. Посещение зубного врача. Болезнь любимого животного. | 9 часов – из них: 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Посещение магазина, кафе. Продукты, канцелярские товары, игрушки. Посещение аптеки. Покупка медикаментов. | 12 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 2 часа – текущий контроль |
Этап обучения – 4 класс
10 часов – из них: 2 часа – домашнее чтение, 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль | |
Мой любимый писатель. Мои любимые сказки. Герои сказок. Их черты характера. | 6 часов – из них: 2 часа – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Мои друзья. Внешность. Черты характера. Интересы. Хобби. | 8 часов – из них: 2 часа – домашнее чтение, 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Европейское сообщество. Друзья по переписке. | 12 часов – из них: 2 часа – домашнее чтение, 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Страны и столицы. | 10 часов – из них: 2 часа – домашнее чтение, 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Города и земли Германии. Города России. Мой родной город. | 12 часов – из них: 2 часа – домашнее чтение, 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Транспорт. Движение. Оплата проезда. Расспрос пассажиров о нужной остановке. Проезд с зарубежным другом в транспорте родного города. | 10 часов – из них: 2 часа – домашнее чтение, 1 час – творческое задание, 1 час – текущий контроль |
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
Комплекты учебных пособий и учебников, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе
-
Бим И.Л., Рыжова Л.И.- «Первые шаги» ч. 1 , ч.2 2-й класс 2003г.
-
Бим И.Л., Рыжова Л.И.- «Первые шаги» ч. 1 , ч.2 3-й класс 2006г.
-
Бим И.Л., Рыжова Л.И.- «Первые шаги» ч. 1 , ч.2 4-й класс 2005г.
-
Бориско Н.Ф – «Поговорим о Германии» 2004г.
-
Журналы и приложения к ним «Шрумдирум»
-
Подопригорова Л.А. «Немецкий язык для экологов» 2000г.