Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока (форма и вид деят-ти обучающихся, форма занятий)
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, измерители
Элементы дополнит.содержания
Д/З
Дата проведения
План
Факт
Человек среди других людей — 6 часов
1.
Человек среди других людей
Отношения между людьми.
1
Урок изучения нового
Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.
Знать основные положения урока: в чем состоят основные особенности межличностных отношений; что такое взаимопонимание, как они возникают; что притягивает и отталкивает людей в межличностных отношениях; чем различаются деловые и личные отношения; почему подростки требовательны к друзьям.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 1, стр. 8-18 проверь себя. Р/т- 1,2, 6
2.
Ты и твои товарищи
1
комбинированный
Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания.
Знать основные положения урока: зачем люди объединяются в группы, что группа дает человеку. Называть чем похожи все группы.
Уметь анализировать.
Делать выводы. Отвечать на вопросы.
Давать определение понятий.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 2, стр. 19 – 31, вопросы стр. 30-31
р/т 1,3,5,7
3.
Зачем люди общаются
1
комбинированный
Что такое общение. Цели общения. Средства общения.
Знать основные положения урока: зачем человеку общение; что помогает людям общаться; что такое вербальное и невербальное общение; какие качества помогают и мешают общению.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 3, стр. 32 – 43
р/т 3,4,
4.
Зачем люди общаются
1
комбинированный
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание -золото»
Уметь анализировать источники. Делать выводы о роли общения. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы. Тест
вопросы стр. 41-42 В классе и дома
Р/т 6,8
5.
Почему нужно быть терпимым
1
комбинированный
Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Открытый конфликт. Как победить обиду и установить контакт
Знать основные положения урока: называть основные стадии развития конфликта; какие существуют варианты поведения в конфликтной ситуации; чем полезен в разрешении конфликтной ситуации посредник. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Классификация прав человека. Естественные права человека.
§ 4, стр. 43 – 354 вопросы стр.54 Проверь себя
Р/т 1,4,5,7
6.
Человек среди людей
1
Урок систематизации и обобщения учебного материала
межличностные отношения. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Объяснять свою точку зрения.
Вид контроля:
Самостоятельная работа
Измерители:
Ответы на вопросы
Тест
Человек и закон. 11 часов
7.
Человек и закон.
Что значит жить по правилам.
1
Урок изучения нового
Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм.
Знать основные положения урока: уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника,
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Принципы права.
§ 5.
8.
Что значит жить по правилам.
1
комбинированный
Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность.
Соблюдение и нарушение установленных правил.
Правила этикета и хорошие манеры
Отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
подготовить пословицы и поговорки по теме
Р/т 2,3,5,7
9.
Права и обязанности граждан.
1
комбинированный
Роль права в жизни общества и государства.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы.
Отвечать на вопросы. Знать определения понятий: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
§ 6
Стр.68-77
Р/т 1,2,3,6,7
10.
Права и обязанности граждан.
1
комбинированный
Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита.
Уметь находит в СМИ информацию по заданной теме. Приводить примеры правовых отношений.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 6
Стр.68-77
Р/т 6,7
11.
Почему важно соблюдать законы.
1
комбинированный
Свобода и ответственность. Конституция Р.Ф. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Знать термины:
Свобода, закон, справедливость. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Правовая информация.
§ 7, стр 78- 85. Р/т – 1,2,3,4,7,8
12.
Защита Отечества.
1
комбинированный
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Знать термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Учащиеся должны понимать важность выполнения священного долга – службы в армии, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ. Отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
Работа в группах по заданиям.
Беседа.
Практическая работа.
§ 8, стр. 86 – 97, вопросы после параграфа Р/т -1-7
13.
Что такое дисциплина
1
комбинированный
Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы.
Приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; Выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Творческие работы. Беседа. Практическая работа
§ 9. Привести примеры из литературных произведений. Р/т- 1,2,3,4,5,6,8
14.
Виновен – отвечай.
1
Урок знакомства с новым учебным материалом,
Виды нормативно – правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений..
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Знать термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
Работа в группах по заданиям, самостоятельная словарная работа.
§ 10.
Р/т- 1,2,3,4
15..
Виновен – отвечай.
1
Урок усвоения нового учебного материала,
Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Презумпция невиновности
Учащиеся должны знать, что такое правонарушение, каковы его виды, преступление и его признаки, уметь соотносить конкретный казус с видом правонарушений, работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 10.
Р/т – 5,6,7,8
Сделать подборку из газетных статей о преступлении и наказании.
16..
Кто стоит на страже закона.
1
комбинированный
Правоохранительные органы Р.Ф. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Знать термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Учащиеся должны понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм;
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
Презумпция невиновности.
§ 11. Написать мини-сочинение.
Р/т -1-6
17..
Человек и закон
1
Урок систематизации и обобщения учебного материала
Дисциплина, ответственность. Кодекс. Виды юридической ответственности.
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Учащиеся должны знать основные моменты изученного, и применять на практике.
Вид контроля:
Выборочное оценивание в конце урока С/р в тетрадях
Измерители:
Ответы на вопросы
Человек и экономика. – 8 часов
18.
Экономика и ее основные участники.
1
комбинированный
Экономика и ее роль в жизни общества.
Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Знать термины:
Экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель.
Решать познавательные и практические задачи в рамках материала; знать сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
§ 12.
Стр. 130 – 138, вопросы после параграфа
Р/Т- 1-4
19.
Право на труд.
1
комбинированный
Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы.
Отвечать на вопросы. Знать термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты,
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
§13.подобрать пословицы и поговорки о труде.
Р/т – 3,7
20.
Производство: затраты, выручка, прибыль.
1
комбинированный
Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Знать основные положения урока: что такое производство, прибыль. Уметь анализировать. Делать выводы.
Отвечать на вопросы. Знать термины: издержки, выручка, прибыль.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Тест.
Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль.
§ 14, стр. 152-159, вопросы Р/Т-1,2,8
21.
Виды и формы бизнеса.
1
комбинированный
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции. Сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Предпринимательская этика.
§ 15, стр. 162-168, вопросы стр. 168. № 1 – 5
Р/т- 1,2,3
22.
Обмен, торговля, реклама.
1
Урок знакомства с новым учебным материалом
Товары и услуги. Обмен, торговля. Реклама.
Знать основные положения урока: что такое обмен, торговля, реклама. Уметь анализировать.
Делать выводы о назначении рекламы. Отвечать на вопросы. Давать определение понятий.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания. Работа в группах по заданиям
Альтернативная стоимость (цена выбора).
§16, стр. 170-177
Р/т- 1-4
вопросы стр. 178 № 1-6.
Р/т- 5-9
23.
Обмен, торговля, реклама.
1
Урок усвоения нового учебного материала
Формы торговли. Реклама.
Знать: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь применять знания на практике. Самостоятельно моделировать заданную ситуацию.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
24.
Деньги и их функция.
1
комбинированный
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Давать определение понятий. Знать термины: деньги, бартер. Уметь ориентироваться в типичной для подростка ситуации; осуществлять поиск необходимой информации.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Инфляция. Обменные курсы валют.
§17, стр. 179-189, вопросы стр. 188-189 В классе и дома Р/т – 1-4.
25.
Экономика семьи.
1
комбинированный
Семья – ячейка общества. Права и обязанности семьи. Взаимная ответственность. Бюджет семьи.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Знать термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи в рамках темы.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Работа по заданиям тест.
§18 стр. 190-197.
Написать мини-сочинение «Наш семейный бюджет».1,2,6,7
26.
Человек и экономика.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Бюджет государства, семейный бюджет. Производство Три вопроса экономики. Спрос и предложение. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Учащиеся должны знать все термины по изученной теме, уметь применять их в практической деятельности. Отвечать на вопросы.
Объяснять свою точку зрения.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
С/р в конце урока в рабочих тетрадях
Измерители:
Ответы на вопросы
Человек и природа. – 5 часов
27.
Воздействие человека на природу
1
комбинированный
Воздействие человека на природу. Что такое экология. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.
Знать основные положения урока о взаимном влиянии природы и человека. Уметь анализировать исторические источники. Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
§ 19, стр. 200-
Р/т- 1-4
28.
Воздействие человека на природу
1
комбинированный
Положительное и отрицательное воздействие человека на природу и природы на человека
Объяснять значение понятий, характеризовать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Стр. 212, вопросы
Р/т- 4-8
29.
Охранять природу – значит охранять жизнь
1
комбинированный
Охранять природу – значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по-человечески. Цена
безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное,
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
§ 20 стр. 213-221, вопросы стр. 1-5
Р/т-1,3,5,7
30.
Закон на страже природы
1
комбинированный
Значение земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Вид контроля:
Выборочное оценивание
Измерители:
Ответы на вопросы
Письменные задания.
§ 21,стр. 221-233 вопросы стр. 234 № 1-6
Р/т-1-5
31.
Человек и природа
1
Урок систематизации и обобщения учебного материала
Человек –часть природы. Воздействие человека на природу. Цена
безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Вид контроля:
Самостоятельная работа
Измерители:
Тест
32.
Человек в обществе.
1
Урок систематизации и обобщения учебного материала
Человек в системе правовых и экономических отношений.
Обобщать социальные явления, делать выводы.
Вид контроля:
Проверочная работа
Измерители:
Ответы на вопросы. Тест
.
33.
Человек, природа, общество, экономика.
1
Урок контроля и оценки знаний
Роль человека в обществе.
Знать основные положения всего курса. Характеризовать основные положения о роли человека в обществе.
Вид контроля:
Проверочная работа
Измерители:
Ответы на вопросы. Тест.