Управление образования и науки Липецкой области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Сценарий дефиле
«На подиуме только юноши!»
(интеграция истории, технологии, МХК и дополнительного образования)
Авторская разработка внеклассного интегрированного мероприятия
для 7-11 классов
Автор идеи и сценария:
КУДАШЕВА Людмила Ивановна,
Лауреат премии С.А.Шмакова, педагог доп. образования, руководитель Театра моды исторического костюма
МБОУ гимназии №19
им. Н.З. Поповичевой
Липецк — 2012
«На подиуме только юноши!»
(интеграция истории, технологии, МХК и дополнительного образования)
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса к изучению истории и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.
Задачи:
-
Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
-
Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся.
-
Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
-
Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.
Оборудование:
1. Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.
2. Акустическая система.
Оформление:
Импровизированный подиум.
(Под весёлую мелодию на сцену выходят мальчик и девочка).
Девочка: Д о б р ы й д е н ь, дорогие зрители!
Мальчик: З д р а в с т в у й т е!
Девочка: Сегодня прекрасный весенний день. (посмотрев на партнёра):
Так не пора ли поговорить о моде? (смотрит на партнёра).
Мальчик: (скептически): Ну, вот! Опять о моде, о женщинах,..
Значит, о тряпках?!.
Девочка: Почему же о тряпках? Мода бывает не только женской, но и мужской!
Мальчик: (обидевшись) Не мужское это занятие прохаживаться по подиуму!
Девочка: Почему прохаживаться? Это не просто дефиле. Сегодня мы постараемся показать и рассказать, какую одежду носили наши предки, какой фасон складывался и почему. Ведь каждая эпоха, каждый народ создавали свой стиль одежды, привносили в него что-то своё. Да ты и сам можешь в этом убедиться!
Мальчик: (с удивлением) Интересно, где и как?
Девочка: А вот здесь и прямо сейчас. Сегодня каждый из вас увидит, как менялся мужской костюм, каков был этикет в разные исторические эпохи. А значит, узнает много интересного…
Мальчик: (с нетерпением) Так чего же мы ждём?
Девочка: Аплодисментов наших зрителей!
(Звучат «Праздничные фанфары».
Ведущие спускаются в зал, где находятся комментаторы показа моделей).
ВЕДУЩАЯ: Костюм позволяет заглянуть в Будущее, раскрывает психологию людей Настоящего и Прошлого.
(Звучат «Голоса птиц». Выходит первобытный с дубинкой).
Первобытные люди носили звериные шкуры, обмазывали тело глиной, что защищало их от непогоды и укусов насекомых. Татуировка и украшения оберегали первобытного человека от злых духов и устрашали врагов. (спускается со сцены)
Шло время. Костюмы менялись медленно, отражая те перемены, которые происходили в обществе.
(Во время ухода издаёт клич).
ВЕДУЩИЙ: Пение во весь голос очень хорошо сказывается на здоровье. Лёгкие становятся как у тренированных атлетов. Кроме того, вокальное искусство укрепляет мускулатуру груди и сердечную мышцу.
(уходит)
ВЕДУЩАЯ: Древняя Греция. Гармония духа и тела.
(Мелодия «Сиртаки. Выходит грек).
Одежду воинов представлял короткий хитон. Перед боем спартанцы приводили себя в полный порядок и следили за своей внешностью больше, чем в мирное время. Обратив неприятеля в бегство, они никогда не преследовали его долго – ведь недостойно бить поверженного.
(сходит со сцены)
ВЕДУЩИЙ: Кстати, слово «школа» по-гречески означает вовсе не «учение», а совсем наоборот – «досуг». То есть свободные беседы в часы отдыха с мудрецами-философами о науках.
(на повороте)
И греческое слово «идиот» означало вовсе не дурака, а частное лицо. Так христианское духовенство именовало всех мирян, которых считали неучами и невеждами. (уходит).
ВЕДУЩАЯ: Египет! Страна Голубого Нила…
(Мелодия «Одинокий пастух». Египетский жрец)
Одежды фараонов и рабов отличались только качеством тканей. А тёплый климат Египта не требовал одежды как таковой. Египетские жрецы носили одеяния из льняного полотна как символ чистоты и света. Головы брили наголо даже женщины. Головной убор клафт, квадратный кусок материи, складывался по диагонали и обхватывал среднюю часть лба. Его свободные концы свисали по вискам.
(Сходит со сцены).
ВЕДУЩИЙ: Народом управляли фараоны и жрецы. Женщины торговали на площадях, а мужчины хозяйничали дома. Тесто месили ногами, а глину – руками. Писали и считали справа налево, как и сейчас. Египтяне верили, что драгоценности и золото обладают таинственной силой, способной влиять на жизнь человека.
(Уход).
ВЕДУЩАЯ: В период ренессанса вновь возрождаются занятия живописью, архитектурой, поэзией, музыкой.
(Мелодия «Лютни». Стиль барокко+ музыкальный инструмент).
400 лет назад «консерваторией» называли детские дома, в которых жили сироты. Их учили шить одежду и сапоги, красить стены и столярничать. В остальное время – петь и играть на музыкальных инструментах.
(сходит со сцены)
ВЕДУЩИЙ: В 16-м веке воротники и манжеты стали использовать для имитации роскошного нижнего белья. Чулки были принадлежностью только мужского гардероба и стоили очень дорого. В холод кавалеры надевали сразу 10-12 пар шелковых чулок.
(уход)
ВЕДУЩАЯ: Эпоха абсолютизма сделала мужчину элегантным и галантным.
(Мелодия «Менуэта. Выход Мушкетёра).
Величие и помпезность – вот основные отличия моды того времени. Идеалом мужской красоты и доблести признан мушкетёр, кавалер XVII века. Парик и шляпа с плюмажем олицетворяли неприступность и благородство их владельца.
(Сходит со сцены).
ВЕДУЩИЙ: Во Франции был издан королевский указ, запрещавший носить парики из светлых волос всем, кроме лиц королевской крови. И тогда парики стали посыпать мукой.
(уход)
ВЕДУЩАЯ: Воинствующая мрачность католической церкви остановила свой взгляд и на мужском костюме.
(Звуки «Виолончели». Выход кардинала).
В моде красно-фиолетовые цвета, парадность, монументальность, на фоне которой терялся сам человек. Возрождается тенденция «упаковывать» тело в костюм наглухо. Наряду со свободными нравами везде ощущается влияние ордена иезуитов.
(спускается со сцены)
ВЕДУЩИЙ: «Без заботы» — так в Средние века называли хорошо оплачиваемую церковную должность, не требующую особых затрат труда. По-латыни такая должность называется синекура.
(уходит)
ВЕДУЩАЯ: А теперь обратим взоры на Восток! Мужской костюм на Руси был очень красочным и живописным. Основу его составляла р у б а х а.
(Звучит мелодия гусляра, выход славянина, ждёт князя)
Основным материалом служили льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой, бахромой из ниток разного цвета, называемой п е с т р я д ь ю.
(склоняется в поклоне. Выход князя)
ВЕДУЩИЙ: Если бедные люди носили одежду из домотканой неокрашенной сермяги и обували лапти, то одежда киевских князей была пошита из дорогих тяжёлых тканей. Её дополнял небольшой плащ – к о р з н о, который на плече застёгивался нарядной пряжкой. Ворот рубашки вышивался драгоценными камнями.
(Сходят со сцены, впереди князь).
ВЕДУЩАЯ: Качество товара на ярмарке проверялось следующим образом. Мастер брал новый лапоть и наливал внутрь его кислые щи. Если обувка была добротная, то жидкость не протекала.
ВЕДУЩИЙ: Отсюда и пошла поговорка: «Лаптём щи хлебать»!
(уход)
ВЕДУЩАЯ: Шло время. Русь освободилась от монгольского ига.
(Звучит «Скоморох». Выход модели в кафтане, сапоги, в руках — ларец).
Как отголоски этого периода в мужском костюме появились шапки, обшитые мехом, тюбетейки и пояса-кушаки. В моду вошёл воротник козырем. А с шестнадцатого века в русский обиход входит слово «башмак», что по-татарски означает обувь.
(Сходит со сцены).
ВЕДУЩИЙ: Современников-иностранцев удивлял тот факт, что на Руси не принято было говорить комплименты женщинам и преклонять перед ними колено.
(Модель проходит по залу).
ВЕДУЩАЯ: Царские облачения отличались роскошью и богатством. Символом степенности и важности служил посох – без него цари даже из покоев не выходили.
(Звучит колокольный перезвон. Выход царя, в руке посох ).
На царское платье сверху надевался круглый широкий воротник – бармы. Каждая пуговица представляла собой одну большую жемчужину. Голову украшал убор, расшитый золотом и самоцветами.
(Сходит со сцены).
ВЕДУЩИЙ: Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно русском, лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.
(Уход модели)
(Звучат пушечные залпы. В зал входит царь Пётр, в руках свиток с реформами).
ВЕДУЩАЯ: Замена русского платья на общеевропейский костюм по воле Петра Великого имела большое политическое значение. Это было одним из средств борьбы со старозаветным боярством. При Петре в моду вошли парики, которым обрадовались женщины, но возмутилось духовенство. Сам Пётр носил короткий парик за 5 рублей.
(Царь сходит со сцены).
ВЕДУЩИЙ: Царь-реформатор ввёл ассамблеи, на которых наравне с мужчинами присутствовали женщины и девушки. Пётр приказал женихам и невестам знакомиться до свадьбы.
(Уходит)
ВЕДУЩАЯ: Век восемнадцатый! Век просвещённый!
(Появляется вельможа, в руках фолиант).
Мужскому парадному костюму периода царствования Екатерины II характерны особая пышность и богатство. В ход шли дорогие ткани. Костюм украшали золотом, серебром, вышивкой и кружевами. Но появляться на балу в одном и том же наряде дважды было неприлично! Особой популярностью пользовались парики с буклями и косичкой сзади.
(Вельможа сходит со сцены).
ВЕДУЩИЙ: В этот период многие дворянские семьи обязательно приглашали домашнего учителя, чтобы дать образование и привить хорошие манеры своим детям.
ВЕДУЩАЯ: Век девятнадцатый! — героев новых идеал, который всех очаровал!
(Звучит «Вальс-воспоминание», выход гусара, останавливается).
Мужской костюм начала XIX века вобрал в себя военный дух того времени. В моде романтический герой, преисполненный чувства патриотизма.
ВЕДУЩИЙ: Гордостью гусаров являлась укороченная курточка – доломан. Обилие пуговиц – это не только дань моде. По поверьям, пуговица служила амулетом от нечистой силы.
(Гусар уходит, появляется Пушкинский герой, стоит на сцене).
ВЕДУЩАЯ: Гражданский мужской костюм приобретает строгость и элегантность. Исчезли кружева, бархат и роскошь. В моде цилиндры и трости, самая модная вещь начала XIX века. Перчатки – обязательная принадлежность костюма. Только за столом мужчина их снимал, а женщине разрешалось в них обедать.
(пока делает круг по сцене, комментатор продолжает)
ВЕДУЩИЙ: Русский император Павел I запретил ношение круглых шляп и цилиндров. Всякого, кто ослушается, было приказано бить по голове. В начале XIX века был установлен специальный налог на мужские шляпы. Уплатившему налог, ставили печать на внутреннюю подкладку. А если не находили знака, выписывали большой штраф.
(уходит).
ВЕДУЩАЯ: Со второй половины XIX века моду диктуют политические взгляды.
(демократ с книгой и консерватор в чёрном цилиндре, трость, перчатки, часы).
Демократы носили широкие шляпы и костюмы
(со сцены первым сходит демократ),
а консерваторы — туго застёгнутый сюртук, (сходит со сцены консерватор) чёрный цилиндр. Показателем достатка были карманные часы.
ВЕДУЩИЙ: В XX веке головные уборы разделились на профессионально необходимые, погодно обоснованные и просто модные в какой-то момент. И лишь цилиндр остаётся неизменным атрибутом светского раута.
(Модель проходит через зал)
ВЕДУЩАЯ: Октябрьская революция изменила социальный состав общества. Исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде.
(Мелодия «Время, вперёд!». Выходят большевик и будённовец).
В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец-будёновец!
(Спускаются по одному в зал).
ВЕДУЩИЙ: Разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нём.
ВЕДУЩАЯ: Свободное ношение одежды продиктованы анархическими настроениями. Рациональный крой народного костюма и его декор сохранились в костюмах современных профессий:
(Звучит мелодия «Время, вперёд!».
Модели по одному проходят через зал).
-
ВОЕННЫЙ в плащ-палатке и пилотке.
-
МАТРОС, марширует.
-
ПОСТОВОЙ ГАИ УБДД с жезлом.
-
ПОВАР с поварёжкой
-
2 ВРАЧА-ХИРУРГА с фонендоскопом.
-
МЕТАЛЛУРГ-ИНЖЕНЕР в каске с еженедельником в руках.
-
СТИЛЬ ХИППИ (останавливается на сцене).
ДЕВУШКА: Налицо конфликт «отцов и детей». Молодёжь стремится к индивидуальности.
(Модели прошли, но мелодия ещё звучит).
ВЕДУЩИЙ: Мода похожа на людей. Никто не знает, когда, почему и как она приходит, а потом внезапно покидает нас. Мы стремимся к комфорту и совершенству, универсальной и вместе с тем индивидуальной красоте.
ВЕДУЩАЯ: А сейчас мы предлагаем вам посмотреть деловой стиль мужского костюма. Перед вами старшеклассники г и м н а з и и №19!
(Звучит мелодия «Служебный роман».
На сцену выходят 2 старшеклассника-выпускника.
Их приветственное слово).
В заключение – подарок женской половины человечества
с показом коллекции «Вперёд идёт стиль авангард!»
ВЕДУЩИЙ: Приглашаем вас на просмотр коллекции неприрученной моды! Перед вами взлёт фантазии и творческий поиск. Вперёд идёт стиль авангард!
(показ коллекции, подготовленной учащимися 8-х классов)
Радуга цвета всегда и во всём. О ней мы мечтаем, с ней мы живём.
Наших эмоций стремительный всплеск!
Праздник цвета сегодня для всех!
Легенды и предания. Загадки прошлых лет.
Н
авеяно всё тайной и не найти ответ.
Поиск, фантазия, золотая нить…
Вихрь идей поможет в образ воплотить!
Мозаика цвета. Геометричность идей.
Стилей смешение и ярких затей.
Цвета рожденье. К жизни разбег.
Ослепительно белый космический снег.
Сияет из космоса планета Земля.
Не восхищаться нам просто нельзя!
Всё ярко. Броско — Танго в цвете.
Так жизнь менялась на нашей планете…
Царство эмоций, тепла, доброты.
Цветочная фантазия. Это Я и ТЫ.
Краски востока, теней игра —
Нам не забыть, и вспомнить пора!
Российский флаг – контрастность цвета!
О, сколько жизни в нём, добра и света!
Течений много в мире мод.
Ах! Как прекрасен натюрморт!
Прекрасно в жизни всё:
Движенье, мыслей взлёт,
Фанатов нетерпенье и творчества полёт…
Пурпурный цвет и революции движенье!
Она прошла, промчалась. И вот её уж нет…
Но в мыслях наших всё осталось…
Воспоминанье прошлых лет…
К
ак день светла, но непонятна.
Вся – явь, но – как отрывок сна.
Когда ж дойдут до сердца речи,
и опьянят её духи,
То я влюблюсь в глаза и в плечи,
как в вешний ветер, как в стихи.
Сплетение взглядов, контрастность чувств…
И, словно дым, растаяли печаль и грусть.
(По окончании звучит мелодия «Золушки».
Все девушки выходят на сцену. Второй линией за ними выстраиваются юноши. Потом выходят все организаторы и участники шоу, а также ведущие).
ДЕВОЧКА: Мы благодарим всех, кто пришёл сегодня на этот праздник моды. Хочется надеяться, что Вам понравились наши подарки?
ВЕДУЩИЙ: Сегодня каждый из нас, по мнению Антуана де Сент-Экзюпери, воспользовался «единственной роскошью» — роскошью человеческого общения!
ВЕДУЩАЯ: Автор идеи и постановщик сегодняшнего шоу – Кудашёва Л.И.!
ДЕВОЧКА: Ассистент режиссёра Полякова Л.В.!
ВЕДУЩИЙ: Художники по костюмам: Федянина С.И. и Кудашёва Л.И.!
ВЕДУЩАЯ: Консультант: студентка факультета искусств педагогического университета, выпускница гимназии, старшая вожатая Тюрина Анна Викторовна!
ВЕДУЩИЙ: Сегодня весеннее праздничное настроение вам дарили участники этого шоу, которое мы назвали:…
ЮНОШИ ВСЕ ВМЕСТЕ (хором): «НА ПОДИУМЕ ТОЛЬКО ЮНОШИ!»
ДЕВОЧКА: А девушки?!?
МАЛЬЧИК: А девушки потом!!!
ВЕДУЩАЯ: А в заключение праздника наши замечательные девушки подготовили прекрасную коллекцию неприрученной моды под названием:
ВОСЬМИКЛАССНИЦЫ хором: «Вперёд идёт стиль авангард!»
ДЕВОЧКА: А вели сегодняшнее шоу ученик 4 класса Пиндюрин Кирилл!
МАЛЬЧИК: и ученица 6 класса Зайцева Мария!
ВЕДУЩАЯ: И помогали им в этом учащиеся 11 классов Гончарова Екатерина…
ВЕДУЩИЙ: и Двуреченская Галина!
ВЕДУЩАЯ: До новых встреч на показе моделей следующей коллекции женской одежды «Букет, достойный Вашей красоты!»
_____________________________
Список использованной литературы:
-
Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.
-
Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с.
-
Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
-
Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.
В тексте использованы авторские фотографии, сделанные во время дефиле, показ которого был приурочен к празднованию 8 Марта.