7 класс
Обществознание
Тема урока «Экономика семьи»
Цель: 1) Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства, раскрыть понятие «бюджет», познакомить со статьями доходов и расходов;
2)Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы, расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов, развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов, при выполнении практических задач;
3)Способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни .
Оборудование: Учебник обществознания для 7 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучения новых знаний
I.Организационный момент.
Активизация учебной деятельности
1. Вводная беседа
-Что такое экономика? Семья? А экономика семьи? Что такое деньги? Вспомните функции денег.
Предлагается решить задачу (слайд 1).
II.Изучение нового материала.
1. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.
Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему?
Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «экономика семьи»,« ресурсы семьи», «бюджет», а также с составными частями бюджета, а также будете решать задачи.
2.Предлагается план:
-
Ресурсы семьи
-
Семейный бюджет
-
Расходы семьи
3. Самостоятельная работа учеников с учебником. Учащимся предлагается заполнить схему «ресурсы семьи», прочитав текст учебника на странице в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 10 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждый лепесток ромашки (на доске), приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов, сверка по слайду.
4. Раскрытие понятия «бюджет».
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Показ слайда №)
Бюджет
Доходы Расходы
-
Зарплата Налоги
-
Пенсия Коммунальные услуги
-
Стипендия Питание
-
Пособия Одежда и обувь
-
Доходы от личного хозяйства Мебель
-
Дополнительные выплаты Недвижимость
Культурные нужды
Непредвиденные нужды
Вопрос: Что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые поступают в семью.
Вопрос: Из чего могут складываться доходы семьи?
Доходы складываются из: (работа со слайдом №)
Вопрос: Что такое зарплата?
Зарплата — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день).
Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях?
-
Пенсионеры по старости
-
Дети по утере кормильца
-
Инвалиды
Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?
Следующий вид доходов – пособия.
Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.
Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?
-
По безработице
-
Детские
-
Разовые пособия пенсионерам
Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?
К дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную работу.
5.Ученики выполняют схему по вопросу «Доходы: фиксированные и переменные» (по слайду)
6. Расходы семьи.
Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом №1) – они бывают обязательные и произвольные (записывают)
Вопрос: Какие налоги платит семья?
-
Подоходный
-
Пенсионный
-
За землю, недвижимость
Вопрос: За какие коммунальные услуги платит семья?
-
Оплата электроэнергии
-
Оплата газа
-
Оплата телефонной связи
Вопрос: На какие культурные нужды семья может потратить деньги?
Вопрос: Что относят к непредвиденным нуждам?
4.Как же нужно планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические цепочки.
(Составление логических цепочек – неравенств)
Расход
Доход
Дефицит
Расход
Доход
Профицит
Расход
=
Доход
Равноценный (равный) бюджет
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.
III.Практикум -закрепление
1.Какие семейные ресурсы перечислены ниже? (Раздаточный материал на партах)
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Примерный ответ:
Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы
Родители и старший сын — трудовые ресурсы
Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные
Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы
Проценты — доход от сбережений в банке
Рента за земельный участок — собственность.
Задание условным семьям:
2.Составьте ресурсы Вашей семьи. (Выступают, обсуждение)
3. Решение других задач (по возможности) с помощью слайда
3.Д/з – параграф 44,выучить записи в тетради.
Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:
Доходы
Расходы
Фиксированные
Переменные
Обязательные платежи
Питание
Промтовары
Культурно-бытовые услуги
IV. Подведение итогов урока.
V.Выставление оценок.