Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе

на тему «Познавательная деятельность человека»

Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 1 п. Пангоды»

2011 год

Тема урока: Познавательная деятельность человека.

Цель: повторить и закрепить представление о познавательной деятельности человека, помочь учащимся научиться познавать мир и самого себя на практике через работу с источниками.

Задачи:

1) образовательная: раскрыть основные понятия урока; дать представление о познавательном процессе; познакомить учащихся с различными подходами к решению проблемы познания мира;

2) развивающая: умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; умение через различные источники (документы, высказывания) выражать свою точку зрения; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; умение осуществлять критику источника; умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального анализа;

3) воспитательная: формирование воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Тип урока: лабораторный урок

Понятия на урок: знание, познавательная деятельность, чувственное и рациональное познание, тезис, аргумент.

Оборудование: учебник, доска, тетрадь, документы, схема.

Литература:

  1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.

  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.

  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькин, – М.: Просвещение, 2001. – 175с.

  4. Тесты IQ —

    Ответы: 1) Умозаключения; 2) ощущения; 3) представления 3. Выделите из текста аргументы и тезисы. «Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, к восьмимесячному возрасту демонстрировали значительно большие умственные и физические возможности, чем их сверстники». Ответ: тезисом является первое суждение, а остальные используются для его аргументации. 4. Подумайте, к какому из направлений (эмпириков или рационалистов) принадлежат авторы следующих выска­зываний: «Логика, скорее, служит укреплению и сохранению заблуж­дений, имеющих свое основание в общепринятых поняти­ях, чем отысканию истины». «Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказа­тельствах, или в опытах. И в том, и в другом правит ра­зум. Ведь само искусство постановки эксперимента и поль­зования опытом покоится на точных основаниях». «Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеет обыкновение пользоваться геометрия, натолк­нули меня на мысль, что все доступное человеческому по­знанию одинаково вытекает одно из другого». «В нашей способности замечать сходства и различия, со­ответствия и несоответствия различных предметов и за­ключаются все операции нашего ума. Но эти способности есть не что иное, как физическая чувствительность, все, значит, сводится к ощущению». B чем, на ваш взгляд, смысл и значение следующих фактов? Известны случаи, когда дети с врожденным повреж­дением почти всех органов чувств (слепоглухонемые) при надлежащем психолого-педагогическом руководстве стано­вились полноценными людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интел­лектуальную. Известны и описаны в литературе факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в мла­денческом возрасте были изолированы от человеческого общества (например, дети, похищенные дикими животны­ми). Эти индивиды, даже возвращенные в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here