Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»
Методическая разработка урока
по обществознанию в 10 классе
на тему «Познавательная деятельность человека»
Тимяшева Екатерина Рудольфовна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1 п. Пангоды»
2011 год
Тема урока: Познавательная деятельность человека.
Цель: повторить и закрепить представление о познавательной деятельности человека, помочь учащимся научиться познавать мир и самого себя на практике через работу с источниками.
Задачи:
1) образовательная: раскрыть основные понятия урока; дать представление о познавательном процессе; познакомить учащихся с различными подходами к решению проблемы познания мира;
2) развивающая: умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; умение через различные источники (документы, высказывания) выражать свою точку зрения; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; умение проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; умение осуществлять критику источника; умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального анализа;
3) воспитательная: формирование воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.
Тип урока: лабораторный урок
Понятия на урок: знание, познавательная деятельность, чувственное и рациональное познание, тезис, аргумент.
Оборудование: учебник, доска, тетрадь, документы, схема.
Литература:
-
Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270с.
-
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.
-
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькин, – М.: Просвещение, 2001. – 175с.
-
Тесты IQ —
Ответы: 1) Умозаключения; 2) ощущения; 3) представления 3. Выделите из текста аргументы и тезисы. «Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие чувства, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, к восьмимесячному возрасту демонстрировали значительно большие умственные и физические возможности, чем их сверстники». Ответ: тезисом является первое суждение, а остальные используются для его аргументации. 4. Подумайте, к какому из направлений (эмпириков или рационалистов) принадлежат авторы следующих высказываний: «Логика, скорее, служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины». «Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том, и в другом правит разум. Ведь само искусство постановки эксперимента и пользования опытом покоится на точных основаниях». «Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеет обыкновение пользоваться геометрия, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково вытекает одно из другого». «В нашей способности замечать сходства и различия, соответствия и несоответствия различных предметов и заключаются все операции нашего ума. Но эти способности есть не что иное, как физическая чувствительность, все, значит, сводится к ощущению». B чем, на ваш взгляд, смысл и значение следующих фактов? Известны случаи, когда дети с врожденным повреждением почти всех органов чувств (слепоглухонемые) при надлежащем психолого-педагогическом руководстве становились полноценными людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интеллектуальную. Известны и описаны в литературе факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в младенческом возрасте были изолированы от человеческого общества (например, дети, похищенные дикими животными). Эти индивиды, даже возвращенные в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию