Тема: «Концепт учитель в языковой картине мира»

Класс: 6.

Цели:1.Показать особое значение концепта учитель и его отражение в русском национальном сознании.

2.Развивать навыки устной и письменной речи.

3.Вызвать уважение учащихся к нелёгкому труду учителя.

Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей и темы урока.

  3. Слово учителя.

У.: В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых уважаемых — это профессия учителя. Учитель ведет вас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг — отдает вам свои знания, вкладывает в вас частицу своего сердца. Он помогает вам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен.

Наша работа будет состоять из 4-х этапов. Внимание на доску.

1.Мои ассоциации со словом.

2.Словарный портрет слова.

3.Слово в мудрости народной (пословицы и поговорки со словом).

4.Текстовый портрет слова. (Выводится на мультимедийный проектор)

У.: И как вы догадались, работать мы сегодня будем со словом учитель.

У.: Напишите слова, с которыми вы ассоциируете слово учитель. (Ответы уч-ся: класс, школа, гимназия, предмет, ученик, урок, мел, доска и т.д.)

Слова записываются на доску. Делается вывод уч-ся о связи данных слов с деятельностью учителя.

У.: Слово учитель — многозначное. Обратимся к толковым словарям и выясним его значения. (Приведём толкование из словарей Ожегова, Ушакова, Тереховой)

Учи́тель м. 1.Тот, кто занимается преподаванием какого-л. предмета в школе; преподаватель. Тот, кто обучает, учит чему-л.

2.Тот, кто научил или учит чему-л., кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-л., чего-л.; воспитатель, наставник.

3.Тот, кто является главой, автором какого-л. учения , высшим авторитетом в какой-л. области и имеет последователей(по Тереховой)

Учитель — УЧ’ИТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (·книж. ) учители, муж.

1. (учители ·устар. ). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, Памятник в г. Челябинск.

Памятник в городе Кизляре. изображен учитель другого времени. Учитель заботливо обнимает детей, которые доверчиво прильнули к ней. Они тоже держат в руках книгу. Памятник первой учительнице в Харькове. Девочка сидит за партой на уроке письма. Ведь первый учитель учит не только читать, но и писать. Маленькая ученица доверчиво, с любовью смотрит на своего учителя. В городе Нежине у входа в Педагогический университет установлен памятник учительнице с учеником. Памятник Крымскому учителю. Особенность этого памятника в том, что фигуры вырастают из единого камня. Это говорит о дружбе и взаимопонимании учителя и учеников. Памятник учителю Янушу Корчаку. Скульптор показал мужество и стойкость этого человека. Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году. 9 октября 2009 года в Дергачах прошла торжественная церемония открытия памятника первому Учителю. Это второй памятник Учителю в Харьковской области. На памятнике надпись: « Будущее наших детей в руках учителя, в его золотом сердце».

Это памятник Мифтахетдину Акмулле, открытие которого состоялось как раз в День Учителя 8 октября 2008 года. Памятник установлен в сквере имени Акмуллы на площадке перед Башкирским государственным педуниверситетом. Акмулла много лет своей жизни отдал народному образованию, учительствовал по Башкирии и Казахстану, а в своих стихах обращался к народу с призывом учиться.

У.: И, конечно, вы прекрасно все знаете, что 2010 год по России был объявлен Годом Учителя. Посмотрите на эмблему Года. (Выводится через проектор)
У.: Переходим к последнему этапу нашей работы, т.е. к текстовому портрету слова. А это стихи и тексты об учителе. (На доску выводится стихотворение.) У.: Прочитайте стихотворение выразительно. Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатых россыпей сердец.
Учитель! Это имя чище света.
Он мой отец, духовный мой отец!
Склонял он надо мной виски седые
И мир учил, как надо понимать,
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел: «Родина» и «Мать». У.: Объясните знаки препинания (Ответы уч-ся). У.: А теперь давайте прочитаем текст, отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Учитель» ( Текст выводится на доску) “Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе, и если высунуться из окна, то долго ещё будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрёт железный стук колёс, а он всё будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольётся с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей – ждут своей очереди. И в их глазах написано: «Торопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идём же, Учитель!»
И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой платформе. Да никакой платформы и не было. Чёрная доска, как инеем, покрыта пыльцой мела. На окнах цветы примулы. На стене портрет академика Павлова…” У.: Какие мысли вызвал у вас данный отрывок? Какой след в душе своего ученика оставил Учитель? (Ответы уч-ся) У.: У героя Яковлева нет имени. Согласны ли вы со словами Астафьева: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце людей». (Ответы уч-ся) У.: Жизнь- это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Каковы бы не были учителя: строгие и требовательные, веселые и понимающие душу ребенка — они оставляют частичку себя в душах своих учеников. А были ли в вашей жизни такие учителя? (Ответы уч-ся) У.: Учитель…Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. Именно от учителя зависит, что порастет и созреет из того маленького зернышка, которое он когда-то посеял. Нелегкое дело – учить детей. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего, как правило, самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. С ним дети отважно открывают дрогу в мир знаний, который начинается с азбуки и букваря. Любой из вас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ, первые школьные праздники, свой первый выпускной бал. И все это связано с именем первого учителя. Пройдет еще немного времени, и вы покинете стены школы, которые за десять лет стали вам родными. Но в ваших сердцах навсегда останется память о любимом учителе, память, о которой говорит в своем стихотворении «Учителю» известный башкирский поэт Мустай Карим. Послушайте стихотворение. Учителю (Перевод С.Олендера) В памяти моей всегда Первый школьный день, когда Я на цыпочки привстал, Двери класса открывал.   Ты, учитель, добрый мой, На меня взглянул потом, Ты зажег огонь большой В сердце маленьком моем.   Ты о счастье говорил, Об Отчизне дорогой, Ты впервые мне открыл Радость жизни трудовой.   Ты открыл мне ширь морей, Снежные вершины гор, Даль зеленую полей И родных долин простор.   Ты учил меня любить Эту землю, этот лес, Тайну мне сумел раскрыть Звездных голубых небес.   И дарило солнце днем Кольца золотые мне, Ты о Ленине родном Рассказал впервые мне.   Я запомнил навсегда Первый школьный день, когда Я учиться начинал, Книгу жизни открывал.(1949 г.)
IV . Домашнее задание: Написать мини-сочинение об учителях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here