1001 идея интересного занятия с детьми
Урок обществознания в 6 классе по теме: «Ценности и идеалы»
Степаненко Галина Олеговна, ст. Кущевская МБОУ СОШ №6, учитель истории и обществознания , Краснодарский край
Предмет (направленность): обществознание.
Возраст детей: 6 класс.
Место проведения: урок обществознания в школе.
ТЕМА: ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Цель:- познакомить учащихся с понятиями идеала, ценности;
— сформировать понятие конфликта ценностей;
— развивать устную речь, умение работать с учебником;
— воспитывать уважение к старшим, чувство долга и чести.
Учащиеся должны: объяснять смысл понятий идеал,
идеализация, идеалист; знать что
такое ценности; уметь называть черты
характера, которыми
должен обладать идеальный человек.
Основные понятия: идеал, идеалист, идеализация, «золотое» правило нравственности.
Оборудование : мультимедийная установка, экран, учебники и тетради по обществознанию А.И. Кравченко.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.Этическая разминка:
Два изречения.
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»
В.О.Ключевский
«Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому»
Августин
Учитель —Как вы понимаете эти изречения?
Учитель — Что авторы хотели этим сказать?
3. Проверка домашнего задания.
Вот уже несколько уроков мы изучаем тему «Духовная сфера жизни общества»
И познакомились с понятиями мораль и право, добро и зло.
Выполните следующие задания.
1)Соотнесите термины и понятия:
1.МОРАЛЬ а) учение о морали и нравственности.
2. ПРАВО б) нормы, которые установило общество.
3. ЭТИКЕТ в) нормы, которые установило государство.
4. ЭТИКА г) правила поведения людей в обществе.
2) Соотнесите термины и понятия:
1. Грамотный человек а) проводит серьёзные исследования,
расширяя представления о мире
2. Просвещенный человек б) разбирается в основах наук.
3. Ученый человек в) разбирается не только в основах наук,
но в искусстве и литературе.
3) Соотнеси области наук и науки:
1.Естественные науки а) химия
2. Общественные науки б) биология
в) социология
г) демография
д) физика
е) психология
Проверка теста.
ВОПРОСЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ:
Учитель:
— Если человек нарушил нормы права, его наказывают, а если он совершил не красивый поступок, в чем будет заключаться его наказание?
—- Для многих выбросить мусор в неподобающем месте – не велика беда. Представьте, что вы съели конфету. Что вы сделаете с оберткой?
А) Незаметно выбросите куда-нибудь
Б) Поищете мусорную корзину
Г) Положите в карман или подержите в руках, чтобы выбросить
в ближайшую урну для мусора.
Д) Откровенно выкинете тут же на землю.
— Каким поступком является ваше поведение?
— Ваше поведение зависит от того, как это делают другие?
— А как именно делают это другие?
Вы наблюдали за ними? Опишите свои наблюдения.
Проверка выполнения домашнего задания в тетрадях ( по рядам) Упражнение №4 стр.38
Вспомните и приведите примеры из истории.
— Кого и за что называли добрым человеком, а кого злым. (Нерон, Дракон, Хлодвиг), (Троян, Жанна д, Арк, Ян Гус).
4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Учитель:
— Мы уже выяснили, что в своём поведении мы сознательно или не сознательно следуем каким-то идеалам, и даже не подозреваем о том.
А ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ?
Учащиеся знакомятся с понятиями в словаре:
Идеал- это образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Учитель поясняет:
Он обозначает то, что вам кажется достойным для подражания.
Один — считает идеалом бизнесмена
Другой— путешественника, которого привлекает романтика.
Оба стремятся к высшей цели, только второго мы называем идеалистом.
Он стремится много познать, преувеличивает роль добра и справедливости.
А первый стремится к материальной выгоде – он материалист.
Герои с телеэкрана и книг всегда борются со злом, обманом. Героев воспевают поэты.
Но идеалы во все времена были разными. У вас и ваших родителей, бабушек и дедушек.
Учитель: А ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТИ?
С общечеловеческими ценностями мы сталкиваемся каждый день, хотя об этом не задумываемся.
Есть ценности, которые не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей: ИСТИНА, КРАСОТА, ДОБРО, ПОЛЬЗА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, ГОСПОДСТВО.
В тоже время для некоторых одни ценности становятся более важными, для других другие.
Но иногда происходит конфликт ценностей. На пример: хорошие друзья и учеба в престижной школе.
В жизни происходят такие ситуации, когда ради одного жертвовать другим (Миф о Ариадне)
В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма.
—- На какие ценности ориентируются современные подростки?
Школа прививает детям ценности коллективизма и товарищества, учит трудиться, быть честным и справедливым.
5.РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛЛА.
Работа в тетрадях стр.40 упражнение№1, 2, 3.
ИТОГ УРОКА:— Ребята, чтобы добиться нравственного совершенства и даже вообще просто быть успешным в жизни, необходимо знать, всегда помнить и поступать в соответствии с библейским правилом, суть которого в следующем .
«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П-16-17
Литература
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.
2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 6 класс». М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
3.С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». — М.: «Русское слово», 2008.
4.Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 6 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.