Краснодарский край

Красноармейский район

Ст. Ивановская

Шпакова Любовь Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 18

Гражданское совершеннолетие

(урок обществознания в 11 классе).

Цели урока:

  • способствовать усвоению учащимися сущности понятия «гражданин», закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной кампании;

  • содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;

  • продолжить формирование навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы, развивать аналитические умения школы;

  • стремиться воспитывать учащихся в духе гражданственности, на конкретном примере показать необходимость активной гражданственной позиции.

Новые понятия:

  • «гражданское совершеннолетие»;

  • гражданская ответственность перед обществом.

Оборудование: анкета «Гражданское совершеннолетие» (см. Приложение),

заполненные листы с подписями в поддержку кандидатов,

программы кандидатов, агитационная литература,

подготовленная помощниками программа кандидатов в

Совет школы. Бланки и урна для голосования.

Оформление класса: подготовка отдельного стола «Центризбирком», стол для голосования с урной, таблица для подведения итогов анкетирования наносится на доску, агитационная литература кандидатов.

Подготовка урока: подобная форма урока предполагает длительную

подготовительную работу и со стороны учащихся и со

стороны учителя, на первых этапах учитель координирует

деятельность школьников.

Предварительно учащиеся получают задание: выбрать из своей среды … человек, которые способны отстаивать их интересы в Совете школы. Создаётся инициативная группа по разработке анкеты «Гражданское совершеннолетие» (см. Приложение 1). На втором этапе, выбранные претенденты в кандидаты на выборы в Совет Школы должны собрать в поддержку голоса своих одноклассников. В ходе первого тура борьбы остаются двое, набравшие большее число голосов и продолжающие избирательную компанию. На третьем этапе кандидаты собирают команду помощников (по 2 человека у каждого кандидата) и вместе с ними разрабатывают предвыборную программу. Учитель предлагает ряд вопросов, которые позволят школьникам сориентироваться в составлении программы (см. Приложение 2). Для иллюстрации можно предложить одну из предвыборных программ реальных кандидатов в городское собрание, в краевую Думу или в президенты. На этом же этапе по завершении составления программ, помощники получают задание: организовать рекламную компанию своего кандидата (это могут быть и рекламные листы, и рекламные плакаты). Важно подчеркнуть, что в ходе рекламной компании не использовать «грязные» политические технологии, антиреклама конкурента, подкупы голосов, давление. Оставшиеся учащиеся получают задание подготовить вопросы к кандидатам. Четвёртый этап — это сама игра, которая длится в течение урока.

В игре принимают участие все учащиеся, 2 — в роли кандидатов, 4 человека — в роли «помощников» кандидатов, остальные — в качестве «избирателей». «Кандидаты» и «помощники» подготавливают выступления по защите своих программ. «Избиратели» должны взвесить все «за» и «против» в позиции каждого кандидата, прежде чем отдать свой голос за одного из них.

Ход урока.

Организационный момент: проверка подготовленности класса к уроку (количество присутствующих на уроке учеников), раздаются листы с программой кандидатов, бланки анкеты «Гражданское совершеннолетие». Вывешивается агитационная литература кандидатов.

Вводное слово учителя, в котором он знакомит учащихся с ходом сегодняшней игры и подводит учеников к пониманию темы урока: » Гражданское совершеннолетие».

— В течение нескольких предыдущих уроков мы знакомились с основными формами политического участия личности в жизни общества и обязанностями гражданина, среди которых главной является активное участие гражданина в политической жизни общества и управлении страной. Только тогда, когда человек способен подняться до интересов общества, умеет политически грамотно отстаивать свои интересы, мы можем говорить о гражданском совершеннолетии личности. Все вы по Конституции РФ в 18 лет получите избирательные права, а значит, сможете участвовать в жизни государства, отдавая свой голос в защиту той или иной точки зрения, того или иного кандидата. Однако свою гражданскую позицию нужно уметь отстаивать уже сейчас, потому что «гражданское совершеннолетие» наступает не с факта получения избирательных прав, а с того времени, когда вы не просто знаете свои права, но и умеете ими пользоваться. На сегодняшнем уроке вам представиться возможность поучаствовать в выборах: кому-то в качестве кандидатов в члены Совета Школы, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения, а проще говоря, решит в выборах не участвовать. Перед выборами социологи проводят исследования среди населения, дабы узнать настроение избирателей. Не будем и мы отходить от этой традиции. Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Члены «Центризбиркома» её соберут и начнут обрабатывать, пока будут идти предвыборные дебаты. С результатами анкеты мы познакомимся перед выборами.

Начало игры.

Учитель предлагает вытянуть жребий для начала избирательной компании, которая строится по следующему плану:

Этапы игры:

  1. Знакомство с кандидатами — 6 минут. По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами своей биографии и своей программой.

  2. Выступления помощников кандидатов — 6 минут. В случае необходимости они разъясняют отдельные положения программы, акцентируют внимание избирателей на личных качествах кандидатов.

  3. Прения (10 минут). Избиратели задают вопросы, выступают в поддержку или с критикой программных положений, приводя аргументы в подтверждение её несостоятельности. Большая роль при обсуждении принадлежит учителю. Он открывает дискуссию и направляет её. Задача учителя вести игру, а не навязывать свою точку зрения. Он строго следит за регламентом, при необходимости задаёт вопросы по программе кандидатам, ограничивает некорректные выпады со стороны оппонентов. Перед заключительной частью игры учитель знакомит с итогами анкетирования.

  4. Выборы (3 минуты). Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на чистых бланках с печатью учебного заведения (их количество равно числу присутствовавших в классе учеников) пишут фамилию кандидата, за которого они отдают свой голос, и помещают свой лист в урну для голосования, находящуюся за ширмой.

  5. Мозговой штурм.

Задание классу: скажите, в чём проявляется гражданская ответственность человека перед обществом (полученные варианты ответов записываются на доску).

Гражданин — человек высоких нравственных качеств, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.

Итоги урока: «Центризбирком» проводит подсчёт голосов, пока проходит игра «Мозговой штурм». Когда итоги подведены, учитель оглашает результаты игры, поздравляет с победой кандидата и вручает памятный знак «Кандидат от 11-го класса в Совет школы на 200_ год».

Приложение 1.

Анкета «Гражданское совершеннолетие (примерный вариант).

  1. Как вы считаете, демократическое правление — это

  • Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы;

  • Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни;

  • Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии.

  1. Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков.

  • Согласен,

  • Не согласен,

  • Не знаю.

  1. От чего зависит благополучие человека?

  • От самого человека,

  • От того, на сколько справедливо устроено общество,

  • От связей и родственников.

  1. Если бы вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…

  • Принял бы активное участие,

  • Не принял бы участия,

  • Затрудняюсь ответить.

Приложение 2.

Алгоритм подготовки к избирательной компании кандидатов от учеников.

  1. Выбрать из одноклассников 2-х человек в группу «помощников» для кандидатов.

  2. Вместе с «помощниками» разработать отличительный знак вашей команды и девиз предвыборной компании. Отличительный знак должны иметь все члены команды.

  3. Вместе с «помощниками» разработайте проект своей программы с учётом следующих советов и пожеланий:

  • Первая часть предвыборной программы обычно посвящается кратким анкетным данным.

  • Вторая часть — конкретные предложения и критика. Сформулируйте основные направления совершенствования работы школы, которые мог бы, по вашему мнению, возглавить Совет Школы. Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижения. Что нового в жизни учащихся может произойти с вашим появлением в Совете Школы. Приведите доводы в пользу предложенных вами мер.

  • Попытайтесь в своей программе ответить на следующие вопросы:

— Нужна ли демократизация школы, в которой я учусь?

— Можно ли влиять на формирование демократической политической культуры старшеклассников?

— Можно ли добиться большей свободы и ответственности ученика в школьном учебном процессе?

На базе созданной программы подготовить выступление в объёме 5 минут. Помощники подготавливают на 2 минуты тезисы в защиту поддерживаемого кандидата.

П Р И Л О Ж Е Н И Е 3.

Бланки анализа анкет

«Гражданское совершеннолетие».

Вопрос 1

Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы.

Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни.

Результат борьбы политических партий передача властных полномочий победившей партии.

Как вы считаете, демократическое правление — это…

Вопрос 2

Согласен

Не согласен

Не знаю

Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков

Вопрос 3.

От самого человека

От того, насколько справедливо устроено общество.

От связей и родственников.

От чего зависит благополучие человека?

Вопрос 4.

Принял бы активное участие.

Не принял бы участия

Затрудняюсь ответить

Если бы Вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…

Литература

  1. Обществознание. Учебник. 11 класс (базовый уровень). Боголюбов Л.Н. и др. — М.: Просвещение 2010. – 349 с.

  2. Боголюбов, Иванова, Городецкая: Обществознание 11 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации: пособие для учителя М.: Просвещение 2010.

  3. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 класс. Боголюбов Л.Н. Просвещение 2011. – 96 с.

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here